Конспект НОД в младшей группе "Крылатые соседи"

Носкова Людмила Анатольевна, воспитатель

МАДОУ - д/с № 17

г. В-Тагил, п. Половинный


Вид детской деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, игровая, изобразительная.

Форма совместной деятельности: интегрированное занятие.

Форма организации: групповая.

Задачи:

Обучающие

- способствовать формированию обобщённых представлений детей о зимующих птицах, и что зима для них трудное время года;

- учить отвечать на вопросы по содержанию картинки, составлять рассказ вместе с воспитателем;

- формировать активный и пассивный словарь детей.

Развивающие

- развивать диалогическую речь;

- развивать память, внимание, воображение, логическое мышление;

- развивать эстетическое восприятие, творческие способности.

Воспитательные

- воспитывать сопереживание, сочувствие, желание помогать птицам зимой.

Оздоровительные

- удовлетворить потребность детей в движениях.

Ход НОД

В группу к детям влетает Сова.

Сова: Здравствуйте ребятки!

Сова, совунья, совушка

Мудрая головушка,

            Я старейшина в лесу

            Ведь с очками на носу.

            И большая голова,

            И такие же глаза,

            Зорко ночку охраняют

            И в лесу, вдали мигают.

            Нет мудрее головы,

            Совушки совы.

Сова: Я живу в лесу, но сейчас в лесу очень грустно, лес без единого листочка, и птиц мало слышно. Что случилось, неужели в лес пришла беда? Помогите разобраться, что случилось? Ребята, вы хотите мне помочь? Для этого нужно отправиться в лес. Вы согласны?

Дети: да.

(отправляются в ту часть группы, где расставлены деревья)

Аудиозапись «Зима».

Сова: Ребята, почему лес без листьев стоит? Какое время года наступило? Как вы догадались, что происходит зимой?Слышите, как вьюга завывает? Дует сильный, холодный ветер? У-У-У…

Дети: повторяют у-у-у.

Сова: Ой, как холодно зимой А-А-А.

Дети: повторяюта-а-а.

Сова:Может,  поиграем со снежками, погреем ручки?  (массажные шарики).

Этот шарик непростой,           любуются шариками на левой руке

Он колючий, вот какой         накрываем правой ладонью

Будем с шариком играть,катаем шарик горизонтально

И ладошки согревать

Раз катаем, два катаем           катаем шарик вертикально

И ладошки согреваем

Раз катаем, два катаем             катаем шарик горизонтально

И ладошки согреваем.

Как колобок мы покатаем,      катаем круговыми движениями

Сильней на шарик нажимаем.

В ручку правую возьмём,        движения в соответствии с текстом

В кулачок его сожмём,

Раз сжимаем, два сжимаем,

Шарик мы не выпускаем.

В ручку левую возьмём,

В кулачок его сожмём

Раз сжимаем, два сжимаем,

Шарик мы не выпускаем.

Сова: Какие вы молодцы! Вам понравилось играть со снежками? Согрелись ваши ручки?

Сова: Очень холодно зимой. Слышите, как тихо в лесу? Где же все птицы? (ответы детей)

Нужно нам птичек найти и согреть. Посмотрите, что под ёлочкой лежит?

Вы комочки возьмите, разверните, что внутри посмотрите.

Упражнение «Волшебные комочки».

Сова: Что там у вас? (ответы детей). Давайте согреем птичек своим дыханием.

(Развитие плавного длительного ротового выдоха с произношением согласного звука Х-х).

Аудиозапись «Чириканье воробья».

Сова: Ой, ребята, слышите, кто-то чирикает? Как вы думаете?

Чик-чирик! Среди ветвей

Скачет серый воробей.

Чик-чирик! Я есть хочу

Дайте крошек поскорей!

Найдите воробья, у кого воробышек?

Посмотрите и скажите, какие пёрышки у воробья?  (коричневые и серые). Какого он размера? (маленький). Послушайте, что делает воробей? (чирикает). Повторите, как он чирикает? (чик-чирик).

Аудиозапись «Голос вороны».

Сова:А это кто кричит?.. (ворона) Что делает ворона?.. (каркает). Как она каркает?..кар-кар.

Сильная, большая птица,

Даже кошки не боится!

Очень важная персона –

Чёрно-серая ворона.

Аудиозапись «Голос синицы».

Сова: С жёлтой грудкою летит

Что это за птица?

Как наряден её вид!

Звать её синица!

Какая грудка у синички? Значит, её можно назвать желтогрудая синичка.

Послушайте, как поёт синичка, она щебечет. Что делает синичка?..(щебечет).

Как она щебечет?..(синь-синь-синь).

Аудиозапись «Голос сороки».

Сова:Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая.

Птица говорливая,

Самая болтливая.

Слышите, как стрекочет сорока? Что она делает?..(стрекочет).

Как она стрекочет?..(ча-ча-ча).

Аудиозапись «Голос снегиря».

Сова:Сидят на ветках снегири,

Сияют, словно фонари.

Их тёплый, розовый цвет –

Как будто солнышко привет.

Какая грудка у снегиря? Как её можно назвать?.. (красногрудый)

Снегирь посвистывает. Что делает снегирь? Как он посвистывает?..(рюм-рюм-рюм).

Аудиозапись «Стук  дятла».

Сова:Я по дереву стучу,

Червячка добыть хочу,

Хоть и скрылся под корой –

Всё равно он будет мой!

Послушайте, что делает дятел?..(стучит) Как он стучит?...

Сова: Ребята, я поняла, оказывается, не все птицы улетели на юг, они просто прячутся от морозов. Птицы, которые остались на зиму  называются… (зимующие).

(Проводится работа со словом «зимующие», повтор хором и индивидуально).

Сова: Посмотрите, ребята, а на ёлочках ещё спрятались птицы (на большой ёлке сидит ворона, на маленькой три синицы).

Сова: Давайте отдохнём и попрыгаем как шустрые синички.

Физминутка «Шустрые синички».

Скачут шустрые синицы.      прыжки на месте на двух ногах.

Им на месте не сидится,        прыжки на левой ноге

Прыг-скок, прыг-скок,          прыжки на правой ноге

Завертелись, как волчок.       кружатся на месте

Вот присели на минутку,       присели

Почесали клювом грудку,     встали, наклоны головы влево-право

И с дорожки - на плетень,

Тири-тири, тень, тень, тень!   прыжки на месте на двух ногах

Сова: Молодцы! Нужно вам возвращаться в д/сад, садитесь в саночки, поехали.

Сова: Вот вы мне и помогли узнать, почему в лесу стало тихо. Легко ли птицам зимой в лесу? Почему? Им холодно и голодно, птицам тяжело найти корм под снегом. Поэтому они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают что (кормушки)  и насыпают в них корм(обращает внимание детей на картину).

Анализ картины.

Сова: Какое время года изображено на картине?

Дети: зима.

Сова: Как вы догадались, что зима?

Дети: Лежит снег, ветви деревьев покрыты снегом.

Сова: Кто изображён на картинке?

Дети: Дети.

Сова: Это мальчики или девочки?

Дети: Один мальчик и две девочки.

(просит показать)

Сова: давайте придумаем детям имена.

(дети придумывают имена, например, Коля, Катя и  Маша)

Сова: Как одеты дети?

Дети:Одеты в тёплую одежду.

Сова: Что делают дети?

Дети: Дети кормят птиц.

Сова: Каких птиц вы видите?

Дети: Воробьёв, синиц.

Сова: Какое у детей настроение?

Дети: Радостное, весёлое.

Сова: Я сейчас я расскажу о том, как ребята кормили птиц, а вы мне помогайте.

(воспитатель рассказывает, давая детям возможность дополнить предложения)

«Зимним днём Коля, Катя и Маша вышли на улицу…(гулять). Они тепло оделись. Первым делом они подошли к кормушке, чтобы…(покормить птиц). Дети насыпали крошки хлеба в кормушку и на снег. К ним прилетели…(воробьи и синицы). Птицы не боялись детей: они знали, что дети их не обидят. Ребята были радостные и весёлые от того, что делают доброе дело».

Сова: Посмотрите, у нас тоже есть кормушка, но почему-то нет птиц. Как вы думаете?

Дети: Нет корма.

Посмотрите у меня в коробочках различное угощенье для птиц.

Игра «Птичья столовая».

Воробей – любит хлебные крошки, семечки.

Снегирь – ягоды рябины, семена шишек.

Синица – сало.

Ворона, сорока – всеядны, макароны.

Сорока: Давайте нашим птицам найдём корм, который они любят. Молодцы! А теперь давайте потренируемся кормить птичек.

Пальчиковая гимнастика «Зимующие птицы».

Прилетайте, птички!            «зовущие»  движения

Сало дам синичке                 «режущие» движения одной ладони по другой

Приготовлю крошки            пальцы щепоткой «крошим хлеб»

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям,          вытянуть правую руку с раскрытой ладонью

Эти крошки – воробьям        то же левой

Галки и вороны

Ешьте макароны!                   тереть ладонь о ладонь

Сова: Сегодня вы помогли мне разобраться, почему же в лесу стало грустно. А сейчас давайте с вами сделаем птичек на память и порадуем ваших родителей.

Изобразительная деятельность: аппликация «Зимующие птицы»:

(дети из комочков разного цвета приклеивают грудки птицам: синице, снегирю, сороке)

Итог: Вот какие птицы у нас получились! Какие они красивые!

 

Что вам больше всего понравилось?Вы расскажите своим мамам и папам, как вы помогли мне, что видели в лесу?