Использование кружковой работы в процессе привлечения школьников

к чтению

Иванова Ольга Юрьевна, педагог-библиотекарь

ГБОУ Школа № 1125

город Москва


     Думаю, многие со мной согласятся, что современные дети мало читают. «Как без нравоучений и скучных бесед объяснить школьникам, что читать – это здорово, интересно и совсем не скучно?» - этим вопросом я задалась, когда пришла работать педагогом-библиотекарем в школу. Результатом моих раздумий стал проект создания кружка, который увлёк меня и ребят не на один учебный год.

     Наш кружок «Почитай-ка» был создан в сентябре 2015 года. Почему мы собрались все вместе? На этот вопрос можно ответить словами стихотворения Сергея Владимировича Михалкова «КАК БЫ ЖИЛИ МЫ БЕЗ КНИГ?»: 

Мы дружны с печатным словом, 

Если б не было его, 

Ни о старом, ни о новом 

Мы не знали б ничего!

Ты представь себе на миг, 

Как бы жили мы без книг? 

Что бы делал ученик, 

Если не было бы книг, 

Если б все исчезло разом, 

Что писалось для детей: 

От волшебных добрых сказок 

До веселых повестей?.. 

    

  Конечно, без книг, литературных викторин, конкурсов, фестивалей, без театральных представлений, придуманных по мотивам произведений детских авторов, наша школьная жизнь была бы не такой интересной, яркой и весёлой. 

     Началась наша работа с подготовки к театрализованной сказке для малышей «Репка на новый лад». Мы обсуждали сценарий, репетировали. Ребята пропадали в школьной библиотеке после уроков, уча  свои роли,  создавая декорации и костюмы к выступлению. В итоге было показано несколько спектаклей. Дошколята радовались нашему приходу, а нам хотелось продолжения творчества. Так мы объединились в кружок. 

     Детям нравится принимать участие в подготовке новых школьных литературных мероприятий: конкурсов, викторин, библиотечных уроков, выставок. Не только в часы работы кружка, но и  на переменах ребята в библиотеке. Приходят сами и приводят друзей, которые тоже становятся участниками нашей деятельности. 

     За год мы познакомились с творчеством многих писателей, узнали  о новых литературных произведениях. Научились рассказывать наизусть, передавая  настроение интонацией. Попробовали применять на практике  новые виды и техники творчества. Они нам очень пригодились, когда мы делали костюмы и декорации к выступлениям.

     На следующий год у нас тоже было много планов. Прошли театрализованные экскурсии для дошкольников, где участники кружка играли роли, рассказывали о библиотеке, знакомили малышей с книгами. Для пятиклассников были проведены библиотечные уроки, и ребята смогли попробовать себя в качестве учителя и экскурсовода. Состоялась презентация книжно-иллюстрированной выставки, посвящённой Москве. Всем понравились викторины для пятых и шестых классов, новые встречи с дошкольниками и конечно все с удовольствием готовились к большому новогоднему спектаклю по произведению Евгения Львовича Шварца «Сказка о потерянном времени». Его мы показали для начальной школы.  И так каждый учебный год. Можно перечислять множество школьных дел и событий и все они сопровождаются знакомством с книгой. 

     Полюбилась всем ребятам ежегодная акция «Подарим книгу детскому саду». Участники кружка вместе со старшеклассниками стали самыми активными участниками по сбору и ремонту книг для дошколят. Прекрасная библиотека, созданная ребятами, теперь есть в детском саду. Рады были все: малыши новым книжкам, а ребята постарше такому хорошему результату. 

     В рамках нашего проекта стараемся и себя показать и на других посмотреть. Часто выезжаем на мероприятия в районные библиотеки, принимаем участие в окружных и городских конкурсах. Для ребят конкурс – это особое событие, ведь хочется победить. Поэтому читают много книг по теме, готовятся. Так приятно смотреть, как они радуются своим победам! 

     Мне очень нравится, что у нас появилось много традиций: участие в полюбившихся мероприятиях, чаепития в праздники и каникулы. Библиотека пополнилась новыми книгами, благодаря ещё одной ежегодной акции «Подари книге новую жизнь»: ребята приносят прочитанную литературу из дома и ставят ее на отдельную полку. С этой полки можно брать книги почитать, или поменять. 

     Благодаря деятельности кружка, теперь в библиотеке есть уголок настольных игр. На перемене ребята играют и общаются. Для эрудитов появилась полочка с кроссвордами, ребусами, головоломками. А ещё принесли цветную бумагу, альбомы, карандаши и фломастеры. Как-то сразу после этого на полке оказались сборники по оригами. Теперь у нас есть ещё один вид досуга.

     Думаю, что успех задуманного проекта в том, что ребята чувствуют себя в библиотеке не в гостях. Они здесь свои, и для них это главное. Каждый год появляются новые ребята и вместе с ними новые идеи, книги, традиции. Думаю это здорово и поэтому я люблю свою работу.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Кабачек О. Читающие и нечитающие подростки: в чем разница? / О. Кабачек // Семейн. чтение.- 2007.- № 5.- С. 29-31

Тихомирова И.И. Психология детского чтения от А до Я: методич. словарь - справочник для библиотекарей / И.И. Тихомирова.- М.: Шк. б-ка, 2004.- 248с. - (Профес. б-ка шк. б-ря. Серия 1)

Чтение как увлечение: сб. статей / сост. О.Л. Кабачек.- М.: Рус. шк. библ. ассоциация, 2007.- 176с.- (Профес. б-ка шк. б-ря. Серия 1)

Школа чтения: опыт, теории, размышления: хрестоматия / сост. И.И.Тихомирова.- М.: Шк. б-ка, 2006.- 304с. - (Профес. б-ка шк. б-ря.Серия 1)