Особенности сюжетно-ролевых игр дошкольников в летний период

Максименко Наталья Николаевна, младший воспитатель

МБДОУ "Детский сад №3 комбинированного вида "Звездочка"

город Гурьевск Кемеровской области


Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.

Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка. Кроме того, игра- это своеобразный способ усвоения общественного опыта. Особое место занимают сюжетно-ролевые игры. Мы все с Вами знаем, что в сюжетно-ролевой игре дети учатся разным социальным ролям, ребёнок учится играть не рядом, с другими детьми, а вместе с ними.

Стоит ребенку сказать “как будто бы”, и вымысел уже живет в нем. В сюжетно-ролевой игре дети могут “понарошку” войти в запретный взрослый мир (управлять автомобилем, ловить рыбу, готовить на горячей плите). Вы, наверное, замечали, как ребенок, воплощая действительность в игре, искренне верит, что он — самый настоящий капитан или летчик, что кукла живая, а мишке больно, если его взяли за ухо. “Отойди, задавлю!” — с негодованием кричит маленький наездник. Поэтому малышу бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности.

Принять на себя роль — значит поставить себя на место другого и, опять-таки, приобщиться к заманчивому взрослому миру. Попробуйте в игре задать малышу вопрос “ты кто?”. Если он ответит “космонавт”, “шофер” и др., то он принял роль. Сюжетно - отобразительная игра — не пустая забава, она становится основой для возникновения сюжетно-ролевой игры, ведущей деятельности в дошкольном возрасте (3-6 лет).

Конечно, есть дети, которые не играют в сюжетно-ролевые игры или играют мало. Причинами этого могут быть загруженность занятиями, нарушения режима дня, чрезмерное увлечение телевизионными передачами. Для сюжетно-ролевых игр необходимы время и игровое пространство, которое и обеспечивается во время прогулки.

Виды сюжетных игр, которые можно использовать на прогулке:

1. Игры на бытовые сюжеты: в «дом», «семью», «праздники» и т.д. В этих играх большое место занимают игры с куклами, через действия с которыми дети передают то, что знают о своих сверстниках, взрослых, их отношениях.

2. Игры на производственные и общественные темы, в которых отражается труд людей, темы берутся из окружающей жизни (школа, магазин, больница). Разыгрывая роли взрослых, дети устанавливают представление о правилах поведения в обществе.

3. Игры на героико-патриотические темы, отражающие героические подвиги нашего народа (герои войны, космические полеты и т.д.).

4. Игры на темы литературных произведений, кино, телепередач. В этих играх ребята отражают целые эпизоды из литературных произведений, подражая действиям героев, усваивая их поведение.

5. «Режиссерские» игры. Дети  «учат» свои игрушки «действовать» в соответствии со взятой на себя ролью.

Один из целевых ориентиров сюжетно-ролевых игр на прогулке – это разнообразие предметно-игровой среды на участке, обогащающее ролевое взаимодействие детей, а основной принцип размещение конструкций – сочетание групповых площадок с общими тематическими игровыми площадками, на которых размещены наиболее крупные формы.

Конструкции, которые можно разместить на участках:

1. «Поляна сказок», где представлены герои русского фольклора. Здесь можно организовать сюжетно-ролевые игры «Волшебная страна», «Театр», «Путешествие на сказочную полянку» и др.

2. «Туристический городок». Сооружения (мосты, горы, пещеры и др.) – это все то, что объединено темой преодоления препятствий. Дети, играя в путешествия и походы в горы, через леса и реки имеет возможность укрыться в палатке или пещере от дождя и снега, помочь друг другу переправиться на другой берег реки или выбраться из «таежного бурелома». В этих играх-походах у детей формируются такие нравственные ценности, как долг, дружба, взаимовыручка, мужественность, моральные качества, такие как ответственность перед коллективом за порученное дело, чувство товарищества и дружбы, согласование целей, умение решать спорные вопросы.

3. «Заповедный уголок», в котором отражается особый колорит родной природы. Здесь дети могут отдохнуть после сложного похода, знакомятся с литературными произведениями, на основе которых можно организовать много сюжетных игр. В теплый период года можно делать украшения из камушков, шишек, ягод, глины и т.д.

Учитывая принцип динамичности, можно менять игровую среду. Дети ходят на участки других групп. Это позволяет обогащать известные игры эмоциями и новыми, необычными сюжетами, взаимоотношениями.

Такие игровые конструкции, как машины, автобус, корабль, вертолет помогают в воспитании у детей патриотизма и подготовке мальчиков к выполнению мужских социальных ролей в обществе и семье. Играя, дети воссоздает ситуации из жизни взрослых: на вертолете отряд специального назначение или МЧС летит на помощь взрослым.

Игра не увлечет детей, не вызовет эмоций, не сплотит их, а превратится в манипулирование с предметами, если педагог не будет использовать приемы, направленные на формирование игровых интересов детей, на обогащение содержания игры и на воспитание у них умения жить в коллективе.

Приемы, используемые до прогулки, т.е. до выхода на улицу:

• Беседы с детьми с целью выявления их представления о содержании игры, жизненных наблюдений и конкретных знаний

• Чтение литературных произведений

• Выбор с детьми атрибутов и игрушек-самоделок, которые нужно взять с собой

• Рассматривание иллюстраций и составление рассказов по картинам

• Уточнение важных моментов (можно использовать на улице непосредственно перед игрой). Вместе с детьми решить, какие правила игры могут быть установлены, куда отправимся, с какой целью (встретимся с друзьями, придем на помощь людям).

• Распределение ролей. Предложить детям самим решить, кто кем хочет быть. Чтобы дети действовали самостоятельно, не надо заставлять их делать то, что они не хотят.

Вмешиваться в игру ребенка следует ненавязчиво, побуждая его действовать по определенному сюжету, обращая внимание на то, кто что делает. Поощряйте самостоятельную выдумку, инициативу ребенка, детей создавайте разнообразные игровые ситуации. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

 

Сюжеты игр чрезвычайно разнообразны. Они зависят от эпохи, в которой живут дети, быта семьи, географических и производственных условий, их окружающих. Старая добрая игра в дочки – матери в наши дни трансформировалась в игру с куклой Барби, в которой с обезоруживающей непосредственностью представлена вся шкала ценностей, присутствующих во взрослом мире в более закамуфлированном виде. Игре в войну не одна сотня лет, и она вполне может быть причислена к “игровым универсалиям”. Конкретное содержание этой игры – кто с кем воюет, каким оружием и как организуются игровые действия – всецело определяется историческим моментом. Сегодня наши дети играют не в “красных” и “белых”, а в “спецназ” и “террористов”. Игра – старая, образ войны – новый. Самостоятельно дети выбирают для игры те повседневные сюжеты или те занятия взрослых, которые воспринимаются ими как неотъемлемая часть окружающего мира, которые наиболее интересны и насыщены с точки зрения человеческих отношений.

 

Необходимо организовать такие сюжетно-ролевые игры, в которых каждый ребенок может удовлетворить свои интересы, свои возможности, вступить в контакт со сверстниками.