Поликультурное воспитание детей дошкольного возраста

посредством мини-музея

Кузнецова Дина Анатольевна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад №28"

Нижегородская область, г. Арзамас


     В статье раскрывается значение мини-музеев в детском саду для поли-

культурного воспитания дошкольников.

     Поликультурное воспитание дошкольников осуществляется при знакомстве детей с народной культурой и традициями. Знание народного творчества, народных инструментов воспитывает в детях патриотические чувства: любовь к Родине, к своему народу, его культуре.

     В наше время важнейшими задачами для воспитателя являются: приобщение детей к музейной культуре, развитие эстетического восприятия и художественного вкуса. Одной из форм поликультурного воспитания дошкольников можно назвать мини-музеи.

     У воспитателей и родителей не всегда есть возможность посещать музеи в нашем поселке, поэтому создание мини-музеев в детском саду позволило воспитателям приблизить слово «музей» и сделать его привычным для детей. Каждый мини-музей показывает результат взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников. Главная особенность мини-музеев - участие в их создании детей, родителей, бабушек, дедушек. Воспитанники участвуют в обсуждении тематики, из дома приносят экспонаты. В детском саду при мини-музеях есть «Школа экскурсовода››, где воспитанники из старших групп проводят экскурсии для младших. Мини-музеи можно посещать каждый день, брать в руки экспонаты и рассматривать их. Содержание, оформление и назначение мини-музеев отражает возрастные особенности детей. Например, мини-музей «Деревянная игрушка» появился в средней группе, мини-музей «Народные куклы» - в старшей группе, в подготовительной - «Как хлеб на стол пришел?››.

     Мини-музей «Деревянная игрушка» создан для детей 4-5 лет. Целью этого мини-музея является знакомство детей с основами русской национальной культуры.

     Создание мини-музея позволяет решить следующие задачи:

- формировать у детей познавательный интерес к истории деревянных игрушек;

- показать роль деревянных игрушек в жизни русского народа;

- проследить путь игрушки от простой «болвашки» до готового изделия;

- познакомить с инструментами, используемыми мастерами при изготовлении игрушки (пила, рубанок, долото);

- формировать интерес к сбору экспонатов, связанных с искусством, культурой и историей своей страны;

- развивать музейную культуру посредством создания экспозиции мини-музея и работы «Школы экскурсовода»;

- формировать потребность в получении новых знаний и новой

информации.

     В результате дети приобретают новые знания о деревянных игрушках, у них расширяются представления о содержании музейной культуры, обогащается словарь детей.

     Перспективный план работы по реализации мини-музея представлен в таблице 1.

Таблица 1

Работа с детьми

 

Пополнение развивающей среды

 

Работа с родителями

 

1. Беседа «Деревянные игрушки в нашей группы;

2. Экспериментальная деятельность - сравнение дерева и пластмассы;

3. Дидактическая игра «Найди по описанию››;

4. Беседа «Русская матрешка»;

5. Музыкальное развлечение: «Наши веселые ложки››;

6. Художественное творчество

«Роспись матрешки»;

7. Дидактическая игра «Сосчитай и сравни» (с использованием деревянных игрушек в

качестве раздаточного материала);

8.Оформление экспозиции

мини-музея «Деревянная игрушка››;

9. Организация экскурсий и

учебно-игровой деятельности

в мини-музее.

1. Выставка деревянных игрушек, имеющихся в группе;

2. Пополнение литературного и иллюстративного материала по

теме (энциклопедии,

книги, журналы, альбомы);

3. Создание альбомов

«Матрешки», «Русские узоры»;

4. Пополнение матрешек и деревянных

музыкальных инструментов (деревянные

ложки, колокольчики,

бубенцы и др.];

5. Экспозиция мини-

музея «Деревянная

игрушка».

 

 

1. Оформление

папки-передвижки

«Создаем музей

деревянной игрушки;

2. Коллаж «Игры и

развлечения с деревянными игрушками››;

З. Практическая

помощь родителей

«Из дерева своими

руками».

 

 

     Мини-музей «Народные куклы» создан для детей 5-6 лет. Цель создания: познакомить детей с историей куклы, откуда она появилась, из чего изготавливалась, и как кукла видоизменилась в течение многих десятилетий.

     Для достижения данной цели решается целый комплекс задач:

- познакомить детей с историей создания народной куклы в нашей стране;

- развивать творческую и познавательную активность детей через разные формы работы;

- обучить детей технологии изготовления народных кукол;

- воспитывать чувство патриотизма и уважения к национальным традициям через народную куклу;

- раскрыть роль народной куклы в жизни людей.

     В итоге происходит расширение знаний детей о народной кукле, повышение интереса детей к народной кукле и народным традициям, у детей формируются навыки игры с куклой при помощи музейной экспозиции. Работа в музее позволяет воспитывать умение бережно относиться к окружающим предметам через общение с куклами, расширять словарный запас детей с помощью использования фольклорного материала.

     Перспективный план работы по реализации мини-музея представлен в таблице 2.

Таблица 2

Работа с детьми

 

Пополнение развивающей среды

 

Работа с родителями

 

1. Экскурсия в библиотеку;

2. Беседы «Куклы моих

предков», «Куклы-обереги», Традиции русского народа»;

3. Продуктивная деятельность «Добрые сказки домовенка Кузьки» [оберег домовенок Кузя для своего дома);

4. Творческое задание

«Сказка для моей куколки››;

5. Дидактические игры

«Кто ты куколка моя?››,

«Узнай по описанию».

 

1. Сбор информации

«Кукла из бабушкино-

го сундука»;

2. Выставка кукол.

созданными своими

руками;

3. Изготовление альбома «Кукольные истории».

 

 

 

 

1. Опрос «Какими игрушками играет ваш

ребенок домам;

2. Оформление папки-

передвижки «Народная кукла в игровой

деятельность современного ребенка»;

3. Рубрика «Копилка

идей» (обмен опытом

по изготовлению кукол своими руками

между родителями).

 

 

     Недостаточные представления детей о производстве хлеба побудили  нас к созданию мини-музея «Как хлеб на стол пришел?›› в подготовительной группе, целью которого является формирование у детей представлений о ценности хлеба. Перед собой мы поставили следующие задачи:

- формировать представление о процессе производства хлеба (от зернышка в поле - до каравая на столе);

- обогащать представления детей о значимости хлеба в жизни людей;

- расширять представления детей о хлебе, как одном из величайших богатств на Земле;

- закрепить представления о последовательности роста растений (ржи, овса, пшеницы] и необходимых погодных условиях;

- воспитывать уважение к труду людей, которые его выращивают, бережное отношение к хлебу;

- расширять представления детей о роли труда в жизни людей посредством ознакомления с различными профессиями (пахарь, комбайнер, агроном, тракторист, пекарь).

     Предполагаемый результат: понимание детьми ценности хлеба, важности труда хлебороба; закрепление представлений детей о технологии приготовления хлеба.

     Перспективный план работы по реализации мини-музея представлен в таблице 3.

Таблица 3

Работа с детьми

 

Пополнение развивающей среды

 

Работа с родителями

 

1. Просмотр видеофильма «Хлеб моего детства.

2. Чтение и разучивание стихотворений, загадок, пословиц. поговорок,

скороговорок и т.д.;

З. Беседа о культуре поведения за столом, бережном отношении к хлебу;

4. Дидактическая игра «Что сначала - что потом››;

5. Составление рассказов «Как раньше

хлеб выращивали»;

6. Чтение стихотворения Е. Трутневой «Золотой дождик»;

7. Развлечение «Хлеб - всему голова».

1. Составление алгоритма «Откуда к нам пришел хлеб».

 

 

 

1. Консультация «Значение хлеба в жизни человека», «Вторая жизнь черствого хлеба».

 

     Мини-музеи постоянно пополняются новыми экспонатами. Работа мини-музеев ведется планомерно и систематически. Музейные экспозиции используются в разных видах детской деятельности: проведение экскурсий с детьми, родителями и сотрудниками детского сада, экспериментальная работа на базе музея, практическая работа, викторины, мастер - классы для педагогов.

     Литература:

1. Князева 011., Маханева МД. Приобщение детей к истокам русской

народной культуры: парциальная программа: (учебно-методическое пособие) - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб: Детство - Пресс. ~ 2010. - 298 с.

2. Рыжова Н.А. Мини-музей в детском саду /Н.А. Рыжова, 11.8. Логинова,

ИА. Данюкова - М.: Липка-Пресс. -2008. - 193 с.

3. Морозова Е. Кукла как образ человека //Дошкольное воспитание. -

 

2009.-Мт1.- с.119-122.