Модель перспективно-тематического планирования в старшей группе 

Деменчук Татьяна Васильевна, методист

МКДОУ  "Детский сад "Светлячок"

с. Мильково, Камчатский край


 

Перспективно-тематическое планирование в старшей группе

Тема месяца

 

Тема

недели

Компонент   ДОУ

Региональный    компонент

Организация

РППС

Художественная литература

Сентябрь

«Осень урожайная»

I

«Улетает наше лето»

 

Чтение

художественной литературы на тему:

«Вот и лето прошло»; «Детский сад»;

Выставка цветов на тему: «Самый лучший букет»

Экскурсия по территории детского сада –

«Что изменилось?»  Рассматривание цветников, растений на огороде , деревьев на участке д/сада.

Иллюстрации и картинки детей с цветами, идущих в школу и д/сад.

«Дети и учитель», «Дети и воспитатель» и т д.

Рассматривание  книг и иллюстраций осенней тематики.

Поэзия:  «Подружки идут в школу»;

Проза: Л. Пантелеев «Буква «Ы», В. Зернова «Как Антон полюбил ходить в детский сад»

Чтение: С Козлов «Сентябрь»Соколов-Микитов «Осень в лесу»,

II

«Хлеб всему голова»

 

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картинок о хлебе и экскурсия в пекарню.

Просмотр презентации и фотомонтаж на тему: «Наши поля»

 «Наш колхоз» -мир в картинках;

Организовать  выставку иллюстраций и картинок: «От зерна до каравая»

«Вот такой каравай»  (13 рассказов)А.Мусатов и М Ляшенко;

«Нынешний хлеб» В Крупин;

«Кто мелет муку?» сказка

 Е Пермяк;

III

«Дары осени»

 

   Чтение художественной литературы на тему: «Что нам  осень подарила?» Загадывание загадок, чтение стихов.

Рассматривание иллюстраций на тему: «Красота осенней природы  на Камчатке»

Иллюстрации осенних пейзажей, Урожай на огороде (овощи, которые выращивали летом).

Конкурс – выставка

Поэзия: А. Пушкин «Уж небо осенью дышало»;

Проза:М Пришвин «Лисичкинхлеб»; И. Соколов-Микитов «Белка»

И Белоусов «Близость осени», Э Шим «Отчего осень грустна»

IV

«Труд людей осенью»

 

   Чтение художественной литературы на тему: «Не мешайте мне трудиться»

Рассматривание иллюстраций на тему: «Труд людей на полях Камчатки» закреплять знания сельскохозяйственных профессий.

Иллюстрации, картины и картинки о труде взрослых осенью. Фото выставка «Сбор урожая в саду».

А Мусатов «Кто самый главный в поле», «Жатва и сев»,Жатва».

 

 

 

 

Тема месяца

Тема

недели

Компонент   ДОУ

Региональный    компонент

Организация

РППС

Художественная литература

Октябрь

«Осенние мотивы»

 

I

«Осенние изменения в природе»

 

Чтение

художественной литературы на тему:

«Признаки осени»; «Подготовка зверей к зиме».

 

Экскурсия в парк. Сбор листьев и шишек.

Иллюстрации и картинки

«Три вида осени»

Рассматривание  книг и иллюстраций. Изображение осени художников.

Поэзия:«Лес осенью» А.Т. Твардовский; «Осень» К.Бальмонт

Проза:«Как птицы и звери к зиме готовились» Г.Я. Снегирев. «Стрекоза и муравей» И.Крылов

II

«Летят перелетные птицы»

 

Чтение художественной литературы.Рассматривание иллюстраций, картинок: птиц, встречаемых в нашем селе, из них зимующие, перелетные.

Просмотр презентации и фотомонтаж на тему: «Где проводят зиму птицы»

 

Организовать  выставку иллюстраций и картинок перелетных птиц:

Сказки: «Воробьишко» М.Горький; «Хитрый лис и умная Уточка» В.В.Бианки

Поэзия: «Ворона» В.Н.Орлов;

III

«Животный мир Камчатки»

 

   Чтение художественной литературы на тему: «Ребятам о зверятах». Загадки о животных.

Рассматривание и помещение иллюстраций, папокв уголок природы на тему: «Животные Камчатки»

Иллюстрации животных Камчатки в летний период и осенний: медведь – лось, лисица – заяц, белка – рысь, волк – олень.

 

Поэзия:стихи для детей «На Камчатке мы живем»Т.Ефимова; «Живая азбука Камчатки» К.Алейников

Проза: «Топтыгин и лиса» К.Чуковский; «Лисята» Е. Чарушин; «Разноцветная земля» Н.Сладков

IV

«Сохраним природу вместе»

 

   Чтение художественной литературы на тему: «Правила поведения на природе»

Рассматривание иллюстраций на тему: правила поведения в лесу, у водоема – бережное отношение к природе.

Иллюстрации, картины «Огонь - и друг и враг наш»; «Береги растения и животных»; «Спасем наш край от мусора»

Поэзия: А.А. Фет «Ласточки пропали…» (отрывок).

Проза: В.В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

М.М. Пришвин «Еж»

 

 

 

Тема месяца

Тема

недели

Компонент   ДОУ

Региональный    компонент

Организация

РППС

Художественная литература

Ноябрь

«Юный гражданин»

I

«Наша Родина - Россия»

 

Рассматривание карты России.

Д\И «Викторина Россия»

Чтение Н.Забила «Наша Родина».

 

Рассматривание на карте полуострова  Камчатка.

Рассказать детям  о столице Камчатки, городе Петропавловск – Камчатском.

Рассматривание  карты России.

Знакомство с государственными символами России.

Президентом России.

Д/у «Разрезные картинки»

Поэзия: З. Александрова «Родина»; И.Никитин «Русь»; С. Михалков «Кремлёвские звёзды над нами горят»;

Проза: Л.Толстой Косточка»;

Сказки: «Никита Кожемяка»;

II

«Камчатка – край родной»

 

Чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, картинок, о растительном и животном мире Камчатки.

 

Рассмотреть карту «Камчатка»

Просмотр презентации и фотомонтаж на тему: «Край, где я живу»

 

Организовать  выставку иллюстраций и картинок: не тему: «Чудесные места Камчатки»:  «Долина гейзеров» реки, вулканы.

Поэзия:А. Смышляев «Наша Родина – Камчатка»; «Живая азбука Камчатки» Проза:А.Нинани  На доброй Земле  «Медведица с медвежатами»Сказки: «Путешествия Ворона Кутха»

III

«Моя семья, Отчий дом»

 

Беседа: «Моя семья».

Чтение художественной литературы: «Как у нас семья большая»; Я.Аким «Моя родня». Загадывание загадок

Д/и «Возрастные категории»

Просмотр презентации и фотомонтаж на тему: «Моя семья»

Организация фотовыставки «Наша дружная семья».

Составление генеалогического древа.

Проза: С. Георгиев «Как Санька стал большим»

Литературные сказки: А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше, опять прилетел» (главы);

Сказки народов мира: ненецкая  «Кукушка»;

IV

«Имена и фамилии»

 

Беседа: «Моё имя и фамилия», «Интересные имена».

Д/и «Я знаю пять имён, девочек», «Я знаю пять имён мальчиков».

Беседа: «Почетные жители Милькова».

Познакомить детей с именами и фамилиями почетных жителей Милькова

Подборка иллюстраций детских поэтов: А. Барто, К. Чуковский, Н. Носов, С. Михалков. Рассматривание фото «Моя семья».

Поэзия: М. Яснов «Мирная считалка»; С. Михалков «Дядя стёпа»Проза: В. Драгунский «Друг детства»; Сказки: «Про Филю», «Лутоня», «Айога»

 

 

Тема месяца

Тема

недели

Компонент   ДОУ

Региональный    компонент

Организация

РППС

Художественная литература

Декабрь

«Идёт волшебница зима»

I

«Вот пришли морозцы и зима настала»

Беседа: «Приметы Зимы».

Чтение стихотворения

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

Просмотр презентации «Правила поведения зимой»

Целевая  прогулкапо территории детского сада. Отметить изменения в природе, погоде.  Рассматривание деревьев, кустарников на участке.

Рассматривание иллюстраций на тему «Зима пришла».

Подборка иллюстраций: «Зимние явления природы».

 

Поэзия: А. Пушкин«Опрятней модного паркета...»; Л. Чарская «Зима»;Скребицкий «На лесной полянке. Зима»;

Сказки: обр. О. Капицы «Заяц - Хвастун».  Для заучивания: П. Воронько «Есть в лесу под ёлкой хата».

II

«Зима в лесу»

Рассматривание иллюстраций диких животных, их жилища.

Д/у  «Кто, как кричит?» предложить детям прослушать голоса разных животных.

Оформление альбома

«Дикие животные  и птицы леса  Камчатки».

Подборка иллюстраций по теме: «Как зимуют дикие животные?», «Зимующие  и  перелётные птицы».

 

Поэзия: С. Козлов «Мне приснились морозы….», В. Кузнецова « На снегу»; П. Воронько «Пирог»;

Дл заучивания: С. Маршак «Песня о ёлке».  Проза: М. Сибиряк «Сказка про храброго зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост».

III

«Новый год у ворот»

Беседа: «Новый год у ворот»,  «Где живёт Дед Мороз?».

Продуктивная деятельность «Игрушки для ёлки».

Разучивание стихов

Фото - выставка «Семейные  традиции встречи нового года!»

Подборка иллюстраций:

«Новогодние ёлки», «Новогодние костюмы»

Новогодняя выставка «Парад ёлок»

Проза: И. Бунин «Мороз»; 

Н. Носов «На горке»;

В. Сутеев «Снежный зайчик» Л. Воронкова «Снег идёт» (Таня выбирает ёлку) Сказки:  В. Одоевский «Мороз Иванович»

IV

«Новый год у ворот»

Беседа:

«Кто приносит новогодние подарки»?

«Снегурочка».

«Как ёлка в дом пришла»?

 

Целевая прогулка на центральную площадь к главной ёлке нашего села.

 

Подборка иллюстраций «Дед Мороз и Санта Клаус».

Выставка поделок  «Новогодняя игрушка - символ года».

Сказки:  Зимние сказки:

«Морозко» обработка А.Н. Толстого;  «Два Мороза М.Л. Михайлов, «Снегурочка», «Снегурочка и лиса».

Проза:« Ель зимы не боится»

 

 

Тема месяца

Тема

недели

Компонент   ДОУ

Региональный    компонент

Организация

РППС

Художественная литература

Январь

«Удивительное рядом!»

 

I

«Рождественские каникулы»

II

«Зимушка хрустальная»

Беседа: «Приметы зимы».

Чтение стихотворения

А.С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…»

Просмотр презентации «Правила поведения зимой»

Целевая  прогулкапо территории детского сада. Отметить изменения в природе, и состояние погоды.

Рассматривание деревьев, кустарников на участке. Посмотреть видио-фильм; «Зима на Камчатке»

Рассматривание иллюстраций на тему «Зима пришла».

Подборка иллюстраций: «Зимние явления природы».

 «Как зимуют дикие животные?», «Зимующие  птицы».

 

Поэзия: С. Козлов «Мне приснились морозы….», В. Кузнецова « На снегу»; П. Воронько «Пирог»; . Пушкин«Опрятней модного паркета...» Поэзия: А; Л. Чарская «Зима»

Дл заучивания: П. Воронько «Есть в лесу под ёлкой хата».;Проза: Г. Скребицкий «На лесной полянке. Зима»;

III

«Зимние забавы»

Беседа: «Что нам нравится зимой»,  «Где живёт Дед Мороз?».

Продуктивная деятельность «На катке».

Разучивание стихов о зимних забавах.

Фото - выставка «Семейные  традиции отдыха в зимнее время года»( походы на «Веселую горку», каток, катание на санках и др).

Подборка иллюстраций:

«Зимние забавы», фото «Наши прогулки»( в саду и дома с родителями)

 

Проза: И. Бунин «Мороз»; 

Н. Носов «На горке»;

В. Сутеев «Снежный зайчик» Л. Воронкова «Снег идёт»

 Сказки:  В. Одоевский «Мороз Иванович»,

IV

«Здоровье – главная ценность»

Беседа: «Я знаю что можно, а что нельзя?»

«Я знаю, как сохранить свое здоровье»

 Сюжетно – ролевые игры «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь»

Целевая прогулка на каток  школы № 1, стадион села «Геолог»

Подборка иллюстраций  на тему: «Что главное для нашего здоровья?» , «Полезное для нашего здоровья»

(спорт, питание, витамины и т д).

Зимние сказки:

«Морозко» обработка А.Н. Толстого;  «Два Мороза М.Л. Михайлов, «Снегурочка», «Снегурочка и лиса».

Проза: «Почему ель зимы не боится»» А. Барков

Поэзия: «Юлька»(автор  не изв)

 

 

Тема месяца

Тема

недели

Компонент   ДОУ

Региональный    компонент

Организация

РППС

Художественная литература

Февраль

«Народная культура и традиции»

I

«День рождение детского сада»

Беседа «День рождение детского сада»

Развлечение «С Днём рожденья, Детский сад!»  Чтение стихов: «Поздравляем  детский сад»

Рассказать детям, о том,  что в нашем селе  есть ещё детские сады «Тополёк», «Ручеек».

Дать детям представления о том, что они тоже отмечают дни рождения.

Рассматривание фотографий детского сада прошлых лет.

Подборка фото «Как мы празднуем день рождение в детском саду».

 

Проза:И.А. Хайт, А.С. Левенбук «День рождение кота Леопольда», Радий Погодин  «День рождения»,  День рождения Лисичек – сестричек», А. Милн «Винни-Пух и день забот» (день рождения ослика  ИА)

II

«Путешествие на север»

 

Рассматривание карты полуострова Камчатка.

Беседы: «Как добраться на север Камчатки», «Кто  проживает на севере Камчатки».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие на север»

Беседа: «Камчатка – моя малая Родина», «Что такое Беренгия?»

Просмотр видеоклипа

«Легенда о вороне Кутхе».Чтение: стихи о Камчатке.

Рассматривание карты. Подборка иллюстраций и организация выставки

«Коренные народы севера», «Одежда коренных жителей севера», « Олени и оленеводы», «Кто такие каюры?»

Поэзия:А. Смышляев «Наша Родина – Камчатка»; «Живая азбука Камчатки» К. Алейников

Проза:А.Нинани  На доброй Земле  «Медведица с медвежатами» Сказки: «Путешествия Ворона Кутха»

III

«День защитников Отечества»

Беседа: «Российская армия».

Чтение: Л. Кассиль «Твои защитники»

Д/и «Один - много» (танк, пушка,  и.д.),  «Рода войск».

Подборка иллюстраций:

Город воинской славы «Петропавловск Камчатский».

Организация фото выставки «Мой папа солдат».  Подборка иллюстраций:

«Разные рода войск».

Рассматривание альбома

Поэзия: А. Барто «На заставе».

Проза: С. Сахарнов «Два радиста»,  Н. Большинцов  Из книги «У самого синего моря». Для заучивания:  Н. Гернет  « Я считаю»

IV

«Праздники на Руси»

(Масленица)

Беседы: «Почему масленицу, называют масленицей?», «Как встречают Масленицу на Руси». 

Разучивание стихотворений, пословиц, закличек о весне.Разучивание песен «Блины», «К нам гости  пришли».

Посещение  праздника на центральной площади  нашего села «Широка масленица»

Беседа «Как  мы праздновали масленицу!»

Рассматривание картины Б.М. Кустодиева

«Масленица».

Рассматривание иллюстраций «Широка масленица».

Изготовление  чучела масленицы.

 

Поэзия:И. Мордовина «Масленица угощает»,  И. Панкеев «Сударыня масленица» А. Усачёв «Масленица», В. Степанов «Русские блины», Н. Волкова «Блины».  Подборка пословиц и поговорок о масленице.

 

Тема месяца

Тема

недели

Компонент   ДОУ

Региональный    компонент

Организация

РППС

Художественная литература

Март

«Подари добро»

 

I

«Женский праздник»

Беседа: «Моя мама»,  «Праздник мам и бабушек».

Чтение: С. Михалков

«А что у вас?»

Д/и: «Стираем вместе с мамой», «Добрая волшебница»

Участие в районном концерте посвящённого  празднованию  международного женского дня - 8 марта.

 

Подборка фото: «Как я помогаю маме».

«Кем работает моя мама».

 

Поэзия:М. Родина «Мамины руки».

Е. Благинина «Мамин день», «Посидим в тишине». Л. Квитко «Бабушкины руки».Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»

Проза:В.Осеева «Просто старушка». В. Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом».

II

«Уроки вежливости и этикета»

Беседы: «Уроки вежливости», «Правила поведения за столом», «В мире мудрых пословиц»

Д/и «Клубочек волшебных слов». Игра с мячом «Кто больше знает вежливых слов».

Игровые ситуации: 

«Комплименты», 

«Приветствие», 

«Мы улыбнулись друг другу».

 

Устроить выставку сюжетных картин: «Плохой-хороший поступок»,

«Правила поведения в общественных местах».

 Проза:С.Прокофьева из цикла «Машины сказки»: «Сказка о грубом слове «Уходи», «Сказка о невоспитанном мышонке»,В. Осеева «Волшебное слово»,«Просто старушка».

Поэзия: С. Маршак «Ежели мы вежливы», «Уроки вежливости».

III

«Искусство детям»

Беседа «Волшебный мир театра»,«Люди творческих профессий», «Идем в музей».

Д/и «Кому что нужно для работы?

Выступление детей музыкальной школы

Беседа: «Какие музеи бывают?»

Экскурсия в  краеведческий музей.

Подборка иллюстраций

«Профессии искусства»,

«Известные поэты и певцы»

Чтение А. Барто «В театре»

Инсценировка «Мы - артисты» (чтение стихотворений разной интонацией)

IV

«В окно повеяло весною»

Рассматривание иллюстраций на тему: «Пришла весна»;Чтение: Ф.Тютчев «Зима недаром злиться»; Просмотр  видеоклипа «Пришла весна»

Отметить региональные особенности весенней  погоды в конце марта на Камчатке.

Целевая прогулка на луг.

Подборка иллюстраций «Пришла весна», «К нам весна шагает быстрыми шагами»

Для заучивания:А. Плещеев «Сельская  песня».

Поэзия: М. Исаковский «Пробилась зелень полевая».

Проза: Э. Шим «Камень, ручей, сосулька и солнце», Ю. Ермолаева «Проговорился»,

 

Тема месяца

Тема

недели

Компонент   ДОУ

Региональный    компонент

Организация

РППС

Художественная литература

Апрель

«Земля – наш общий дом»

 

I

«Мы живем на земле»

Беседа о  том, какие национальности живут на нашей планете. Д/и «Кто где живет». С/р игра «Путешествие по России».

Рассматривание иллюстраций: -  коренные жители нашего края.

 Географическая карта мира.

 иллюстрации  на тему: «Дома и их особенности» (зарубежных стран).

Чтение: З. Александрова «Родина» , Н. Забила «Наш край».  Е. Пермяка «Самое страшное». Проза: В.Бианки «Синичкин календарь. Апрель», Э.Шим «Где наша деревня?»

Чтение стихотворения «Наша планета» Я. Акима.

II

«Космические просторы»

Беседа: «Первый человек в

космосе».

Разучивание  стихов о космосе и космонавтах

Продуктивная деятельность: «Мы летим в космос» (рисование)

Конструирование ракеты.

 Рассматривание иллюстраций  из книги В. Бороздина «Звездолетчики». Рассматривание глобуса. Фонограмма космической музыки.

 «Портреты космонавтов России», иллюстрации: космические просторы, различные ракеты;

Рисунки детей: «Как я представляю космос».

 

Чтение В. Баруздин «Первый в космосе», П. Леонов «Шаги над планетой.

Чтение стихотворения В.Степанова «Юрий Гагарин»,

И. Левченко «Юрий Гагарин» «Наши космонавты».

III

«Уроки безопас-

ности»

ОБЖ

Беседа: «Один дома»(что можно, а что нельзя).

Д/и: « Хорошо - плохо».

Продуктивная  деятель -ность : «Опасные предметы» (рисование).

 

 

Рассматривание альбома «Безопасность».

 Просмотр презентации «Правила поведения зимой»

Целевая прогулка к светофору, пешеходному переходу.

Подборка иллюстраций:

«Гололед, сход снега с крыш, огромные сосульки», фото «Наши прогулки». «Пожар» и др.

 Поэзия: С.Михалков «Скверная история», Я.Пишумов «Дорожная азбука», Л.Зильберг «01, 02, 03».

Чтение: Л.Толстой «Пожар», О.Бедарев «Если бы…», В.Суслов «Его сигнал-для всех закон».

IV

«Дружат дети всей земли»

Беседа: «Дружат дети всей земли».Рассматривание географической карты и глобуса; кукол в национальных костюмах: народы севера, Японии, Африки и др.Продуктивная деятельность: «Кукла в национальном костюме»

Рассматривание иллюстраций с изображением людей разной национальности и их одежды.

Пение детских песен о дружбе.

 

Подборка иллюстраций  на тему: «Разные страны и народы». «Национальные одежды».

 

Поэзия: Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному важному делу».

Чтение: С.Баруздин «Страна, где мы живем».

Сказка:  Р. Киплинг «Слоненок».

 

 

Тема месяца

Тема

недели

Компонент   ДОУ

Региональный    компонент

Организация

РППС

Художественная литература

Май

«Мы живём в России»

 

I

«День Победы»

 

Беседа: «Спасибо деду за победу!»

Слушание песни: «День победы»

Художественное творчество: «Салют победы!»

Целевая прогулка к обелиску памяти.

Экскурсия в дом  детского творчества на выставку

«Военная техника».

Подборка иллюстраций «Этот день победы»

Для заучивания: С. Маршак «Майский праздник в Москве»

Проза: С. Баруздин  из книги Шёл по улице солдат», Л. Кассиль из книги «Твои защитники».

II

«Россия богата талантами»

 

Беседа: «Что значит быть талантливым?»

Рассматривание предметов декоративно – прикладного искусства. Д/и: «Русские узоры»»

Экскурсия в краеведческий  музей.

«Мастера нашего села». Рассматривание предметов ручной работы.

Чтение стихов о Камчатке.

Подборка фотографий с хореографических ансамблей родного края, школы искусств, музыкальной школы.

«Поэзия: Е. Баратынский: «Весна, весна! Как воздух чист», М. Пляцковский «Какие бывают слова»

Проза: З. Александрова «Невидимка», А. Ахундова

III

«Азбука светофорика»

 

Беседа:«Безопасная улица»

Д/и:  « Это я, это я – это все мои друзья», «Светофор и пешеходы».

Отгадывание загадок про дорожные знаки.

Целевая прогулка к дорожным знакам.

Изготовление план-схемы «дорога вокруг сада»

Картинки – дорожные знаки, светофор.

Иллюстрации ПДД.

Профессии людей: регулировщик, ДПС.

Песенки: обр. И. Токмаковой «Счастливого пути!»;

Проза: М. Ильин, Е Сегал «Машины на нашей улице»;

 Г Георгиев «Светофор», С. Михалков «Дядя Степа – милиционер». Н Носов «Милиционер».

IV

«Экологическая тропа»

 

Беседа: «Я и природа», «Наш дом природа»

Рассказы о животных, растениях, неживой природы.о заповедниках, памятниках природы.

Презентации на тему «Экология», «Бережное отношение к природе». Экологический досуг «День рождение Леса»

 

Подборка иллюстраций «правильное и неправильное поведение в лесу».

Н.Сладков «Друг или враг?»; С.Михайлков «Прогулка»; Б.Заходер «Про всех на свете»; Г.Ладанщиков «Дикарь в лесу»; Ф.Троицкий «Отчего зацвел цветок?»;А.Тамбиев «Кто в кустах живет?»