Формирование интереса к книге и чтению у детей младшего и среднего дошкольного возраста

Пономарёва Алена Леонидовна, воспитатель

МАДОУ ЦРР детский сад №50

город Тюмень


 

Актуальность.

«Если с детства у ребенка не воспитана

любовь к книге, если чтение не стало его

духовной потребностью на всю жизнь -

в годы отрочества душа подростка

будет пустой, на свет божий выползает, как

будто неизвестно откуда взявшееся плохое»

В.А. Сухомлинский

     Выбор темы педагогического опыта, посвященного формированию интереса к книге и чтению у детей младшего и среднего дошкольного возраста, возник не случайно. В нашей стране принята Национальная программа поддержки и развития чтения, в которой сказано, что главной задачей в современном обществе является формирование у подрастающего поколения потребности в чтении.

Проблема детского чтения является одной из наиболее актуальных и животрепещущих проблем современного мира. Дети и детям перестали читать, а значит, страдают и грамотность, и интеллект, и эмоциональное и нравственное воспитание, и многие составляющие гармоничного развития личности. А именно гармоничное развитие личности является одной из главных задач, стоящих перед педагогами. В наше время особенно актуален вопрос о признании процесса чтения  определяющим в образовании и развитии, мировоззренческом и нравственном становлении ребёнка. Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

Актуальность решения этой проблемы очевидна, ведь чтение связано не только с грамотностью и образованностью. Оно формирует идеалы, очеловечивает сердце, обогащает внутренний мир человека. Опасность глобальной бездуховности, нравственной деградации, охватила наше общество в последние годы. Поэтому роль книги и чтения как средства выхода из духовного кризиса страны неизмеримо возросла.

В наше время необходимо как можно больше внимания уделять становлению внутреннего мира ребенка. Неоценимую помощь в этом оказывает общение с книгой. Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности и формируется целостная картина мира. По мнению Л. С. Выгодского, именно чтение является важнейшим условием формирования мыслительных способностей. Многим исследователям доказано, что художественная литература оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи, она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей.

Процесс общения ребенка - дошкольника с книгой - это процесс становления в нем личности. О важнейшей роли книги в формировании человека говорилось еще во время Ярослава Мудрого. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычайных открытий. Ребенок должен любить книгу тянуться к ней.

 «Глагол „читать“ не терпит повелительного наклонения», — эта строчка современного французского педагога и писателя Даниэля Пеннака описывает саму суть проблемы приобщения к чтению. Мы, взрослые, можем окружить ребенка книгами, но это совсем не гарантирует того, что он захочет взять их в руки. Мы можем регулярно рассказывать о пользе чтения. Результатом наших педагогических усилий, с большой долей вероятности, станет то, что ребенок научиться «правильно» отвечать на вопросы взрослых и приводить в своих сочинениях стандартные фразы о пользе чтения, но при этом он не будет читать ничего, кроме произведений, входящих в школьную программу.

Заставить читать можно, но невозможно заставить любить чтение, невозможно заставить совершать ту трудную интеллектуальную, духовную и творческую работу, которая делает чтение осмысленным, а ребенка — равноправным собеседником автора. В процессе приобщения ребенка к чтению взрослый исполняет роль посредника между ребенком и книгой или шире — книжной культурой. В этой роли он должен увлечь ребенка чтением, а так же выполнить за него и вместе с ним ту читательскую работу, которую ребенок пока еще не может выполнять самостоятельно. [6].

Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения.

Приобщение детей к литературе должно начинаться с раннего возраста, но,  к сожалению, в большинстве случаев эту работу приходиться начинать только в детском саду, так как не все родители понимают необходимость данной работы с самого рождения.

Цель и задачи моего опыта работы:

Цель:

Создать условия для развития личности ребёнка.

Расширять кругозор, формировать определённые умения и навыки работы с книгой, показать детям не только хорошую познавательную и художественную литературу, но и познакомить с изданиями различного формата.

Развивать мотивацию ребёнка к познанию и творчеству.

Активизировать роль книги и чтения.

Развивать внимание, память, речь, мышление.

Задачи:

• просвещать и настраивать родителей на реализацию идей, заложенных в программе, на изменение или корректировку своих представлений о детской литературе и детском чтении, путях и способах приобщения ребенка к книге, установления эмоционального контакта с детьми посредством чтения.

• развитие потребности в чтении и рассматривание иллюстраций (самостоятельном, инициативном);

• развитие читательской компетентности детей через организацию разнообразных игровых мероприятий; (под читательской компетентностью понимаются необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, позитивное отношение к чтению).

Условия реализации  поставленных задач:

1.Создание необходимой предметно-развивающей среды для самореализации творческого потенциала ребенка.

2.Создание ситуации успеха и положительного принятия                                            результата.

3.Профессиональная подготовленность воспитателя.

При этом важно учесть принципы:

1.Принцип свободы. Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления творческой инициативы и деятельности.

2.Принцип доступности. При работе с детьми учитываются их возрастные особенности и возможности.

3.Принцип индивидуализации. Каждый ребенок имеет право на ошибку, индивидуальный почерк, свое видение мира.

4.Принцип интеграции. Взаимосвязь образовательных областей.

5.Принцип стимуляции.  Организация выставок детских рисунков, книжек-малышек,  фотографий читающей семьи, заинтересовывает  ребенка в своей значимости, у него появляется гордость и уверенность в своих силах.

6.Принцип креативности. Создание принципиально новых  творческих продуктов, творческий подход к решению поставленной цели.

Особенности формирования интереса к книге и чтению у детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст – это период быстрого формирования всех свойственных человеку психофизиологических процессов. Своевременно начатое и правильно осуществляемое воспитание детей данного возраста является важным условием полноценного развития. Иногда возраст, когда ребенка впервые знакомят с книгой и когда он сам начал интересоваться книгами, один и тот же.

Книга рассматривается как важное средство формирования у ребенка целостной картины мира, ценностных представлений, литературной речи, художественного вкуса. З.А. Гриценко считает, что развивать способности и основные черты характера ребёнка следует уже в раннем возрасте [2].

Читательское развитие в младшем дошкольном возрасте – это процесс первоначального приобщения детей к книге, с ее неисчерпаемыми возможностями для становления личности, воспитания элементарных навыков культуры чтения у детей, межличностного общения.

Интерес к книге и чтению, желание ее рассматривать естественным образом формируются у ребенка в окружении книг, в обстановке уважения к ним, в читающей среде. Если дома или в детском саду собрана даже небольшая библиотека, взрослые интересуются книгами, читают и говорят о них, дети довольно быстро усваивают демонстрируемую родителями или педагогами модель поведения. Подражая им, обращаются к книгам: листают, рассматривают.

Интерес к книге помогут сформировать разнообразные книжки-игрушки и книжки-картинки, которые должны появиться рядом с ребенком уже в первые месяцы его жизни. Однако красивые книги сами по себе задачу воспитания читателя не решают. Чтобы ребенок стал читателем, ему необходим посредник в общении с книгой, который подберет нужную, прочтет текст, поможет его понять, поделится возникшими в процессе общения с книгой мыслями, откроет ребенку притягательный мир художественного слова [4].

В ходе приобщения детей к книгам я учитываю типы детей – по очередности проявления интереса к двум составляющим книги- к тексту или к иллюстрациям. Для аудиалов важен текст, книгу они вначале воспринимают как игрушку, а для визуалов важна материальная опора – книга.

Вначале ребёнку интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показывают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребёнка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить следить за ходом события и переживать новые для него чувства [1].

Для детей младшего дошкольного возраста характерно следующее:

•          книга для ребенка представляет собой единство трех составляющих: это определенного вида предмет; иллюстрации; текст;

•          зависимость понимания текста от личного опыта ребенка;

•          текст, иллюстрации и полиграфическое оформление находятся в восприятии ребенка в единстве;

•          установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом;

•          в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков;

•          эмоциональное отношение к героям ярко окрашено;

•          цитирование – двух - трехсловные высказывания из любимых книг;

•          попытки инсценирования с участием взрослых;

•          наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

 

Педагогические условия формирования интереса к книге и чтению у детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Общение с книгой для ребенка младшего дошкольного возраста должно быть ежедневным в домашней обстановке и постоянным в условиях ДОУ. В целях формирования у детей младшего дошкольного возраста интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в группе детского сада, и в домашних условиях создаем уголок книги. На полке выставляем разнообразные яркие книги, это разные дизайнерские типы детских книг: книжки-малышки, игрушки, театр, панорамы, книжки-расскразки и раскраски,  разноформатные художественные и научно-нравственные, а также оригинальные книги, например, озвученные с помощью технических средств. Важно  периодически менять их и каждый раз обращать на них внимание детей.

В репертуар ребенка младшего и среднего дошкольного возраста должны входить литературные произведения разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Очень важно обращать внимание детей на образный язык сказок, рассказов, стихотворений, привлекая их к повторению запомнившихся им отдельных выражений, песенок персонажей [1].

В формировании интереса к книге и чтению немаловажное значение имеют и игровые приемы. Например, при чтении стихотворений С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто, С. Михалкова, И. Токмаковой и других можно использовать такие приемы, как:

- «поэтическая эстафета»: взрослый произносит первые строчки, а дети (или один ребенок) продолжают стихотворение;

- «веселая рифма»: читаются стихи, и там, где ребенок должен угадать слово, делается пауза [5].

Главное – показать детям, сколько существует приятных дел, так или иначе связанных с чтением: можно читать самим или слушать чтение других, можно читать и обыгрывать произведения и т.д.

 В нашей группе я практикую «День рождения книги» - это знакомство детей с новой книгой.  Мы не только читаем и рассматриваем книгу, но и «делаем» ей подарки: раскрашиваем картинки, рисуем, лепим  из пластилина. Создаем атмосферу  праздника. В книжном уголке я периодически меняю материал (литература, картины, портреты) с учетом тематического планирования.

Для поддержания  интереса к книгам, с помощью игрушек разыгрываю сценки из художественных произведений, организовываю  диалогические игры-инсценировки. В своей работе использую такие словесно-дидактические игры: «Кто из какой сказки? », «Замочная скважина», «Узнай героя сказки по описанию». В ходе этих игр упражняю детей запоминать героев сказок, у детей развивается  умение узнавать предмет по его части, тренируется  произвольное внимание. Вместе с детьми загадываем  загадки, заучиваем  стихи, малые фольклорные формы.

Дети в процессе нашей деятельности очень любят  показывать  театры: магнитные, настольные, пальчиковые, фланелеграф по прочитанным произведениям.

Систематически  провожу утренние беседы «Рассказ о прочитанной дома книге».

В течение дня у нас проходят игры-драматизации, дидактические игры. Подготовили атрибуты  к сюжетно – ролевым играм «Библиотека», «Книжный магазин». Игры способствуют речевой активности, развивают умение выполнять ролевые действия покупателей, продавца; воспитывают бережное обращение с книгами, правила поведения в общественном месте.

 Для знакомства со свойствами и качеством бумаги проводим с детьми опыты. В процессе исследовательской деятельности развивается любознательность, умение делать выводы, обогащает словарь, воспитывает бережное отношение к книгам.

При использовании в процессе настольно-печатных игр «Моя любимая сказка», «Сложи картинку», развиваются зрительное восприятие, мышление, внимание, память, интерес к сказкам.

   Для воспитания бережного отношения к книгам, аккуратности привлекаю детей к ремонту книг (« Книжкина больница»).

В средней группе дошкольники самостоятельно  проявляют  интерес к книгам. Они подолгу рассматривают  иллюстрации. В книжном уголке размещаю знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. Предлагаю  для рассматривания, например, одну и ту же сказку «Репка», но иллюстрированную разными художниками (Ю. Васнецовым и В.Дехтеревым). Это побуждает  детей высказать впечатление о книге, о том, как изображены герои, какие иллюстрации больше понравились. Также можно использовать литературные викторины, где по небольшим фрагментам или по иллюстрации к детской книге  можно определить  произведение и обратить внимание как  в рисунке передавали свои ощущения разные художники.

В группе проводили выставку «Моя любимая книга». Дети приносили  из дома свою любимую книгу и рассказывали  о ней.

Можно выделить типы совместной деятельности педагога с детьми, которые будут способствовать формированию любви и интереса к чтению у детей младшего дошкольного возраста:

1. Чтение и рассказывание одного произведения.

2. Чтение нескольких произведений, объединённых единой тематикой (чтение стихов и рассказов о весне, о жизни животных) или единством образов (две сказки о лисичке). Можно объединять произведения одного жанра (два рассказа с моральным содержанием) или несколько жанров (загадка, рассказ, стихотворение). На таких занятиях объединяют новый и уже знакомый материал.

3. Объединение произведений, принадлежащих к разным видам искусства:

а) чтение литературного произведения и рассматривание репродукций с картины известного художника;

б) чтение (лучше поэтического произведения) в сочетании с музыкой.

4. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала:

а) чтение и рассказывание с игрушками (повторное рассказывание сказки «Три медведя» сопровождается показом игрушек и действий с ними);

б) настольный театр (картонный или фанерный, например по сказке «Репка»);

в) кукольный и теневой театр, фланелеграф;

г) диафильмы, диапозитивы, кинофильмы, телепередачи (достаточно показывать примерно 10 раз в году, на занятиях и вне занятий – в уголке книги, при повторном чтении какой-либо сказки, рассказа. Но, учебное средство, сильно воздействующее на эмоциональную сферу детей, быстро утрачивает свою действенность, если они используются слишком часто) [3].

 

Сотрудничество с семьей

Формирование интереса к книге и чтению у детей младшего и среднего дошкольного возраста – это процесс непрерывной  совместной работы  с родителями. Свою работу я начала с анкетирования  родителей. Для меня было важно  пробудить заинтересованность родителей в привитии интереса к книгам у детей, показать необходимость духовного взаимодействия детей и их родителей в процессе совместного чтения, оказать методическую помощь родителям в приобщении к книгам и  чтению детей; повысить компетентность родителей в области детской литературы, информировать их о тенденциях развития современной детской литературы.

В начале года я провела круглый стол для родителей  «Как приобщить ребёнка к чтению?». В течение года беседую с родителями о том, какие книги читать детям. Ежемесячно готовлю список для чтения детям в семье. В группе есть традиция – это «Книжное дерево», на которое родители вешают листочки с названиями прочитанных книг.

Акция « Подари книгу детскому саду» помогла пополнить библиотеку книгами, сформировать желание у родителей и детей принимать участие в проведении мероприятий в группе.

Совместно с родителями организовали свободное путешествие книг от одного читателя к другому (”Буккроссинг“).

Для родителей  еженедельно выпускается информационный лист ”Смотри, что мы читали!“

Подготовила цикл консультаций для родителей: «Как привлечь ребенка к чтению», «Сказки, которые читаем детям», «Книга в жизни ребенка»,

«Рассмотрим картинку вместе», «Как привить любовь к книге».

В рамках детско-родительского клуба  «Птица Счастья» проходят литературные викторины по сказкам К.И.Чуковского,  по русским народным сказкам.

Хорошая книга в руках родителей и их ребёнка – добрый знак того, что в этой семье будут царить читательская атмосфера, духовные единства. Важно не растерять эту связь семьи и книги. А укреплять ее так, чтобы она передавалась из поколения в поколение, чтобы чтение стало делом семейным.

Особое значение для читательской судьбы ребёнка имеет семейное чтение. Слушая чтение взрослого, рассматривая вместе с ним книжные иллюстрации, ребёнок активно думает, переживает за героев, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других. Совместное чтение сближает взрослых и детей, стимулирует и наполняет содержанием редкие и радостные минуты духовного общения, воспитывает в ребёнке доброе и любящее сердце.

Традиции семейного чтения – очень важная часть в системе семейного воспитания. И не надо думать, что она уйдёт в прошлое потому, то есть телевизор, компьютер и прочие источники информации. Семейное чтение – это не способ получить информацию, это важнейший и лучший способ общения и ненавязчивого воспитания, которое и есть самое действенное. Родители через семейное чтение помогают привить интерес к чтению у детей.

Стало доброй традицией проведение Дня открытых дверей, когда родители приходят не только посмотреть, но и принять вместе с детьми участие в разных видах деятельности.

В конце учебного года планирую провести совместно с родителями  фото-выставку «Вместе с  книгой я расту»

 

 

Развитие интеграционных связей с педагогами

 

Большое значение в решении поставленных мною задач по формированию интереса к книге имеет взаимодействие между педагогами всего коллектива.

Совместное проектирование всех педагогов деятельности с детьми позволяет найти оригинальные решения использования разных видов детской деятельности в той или иной предметно-пространственной среде. Занятия по физической культуре инструктор строит на едином сюжете, например, по сказке "Колобок", где дети встречаются с разными животными, имитируют их повадки, изображают голоса зверей. Формированию интереса к книге и чтению у детей младшего дошкольного возраста способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств — музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу. Невозможно провести развлечение или создать интересный захватывающий спектакль без музыкального оформления. В этом огромную помощь оказывает музыкальный руководитель.

Своим опытом работы  я поделилась с педагогами в деловой игре « Эрудит».

Я считаю педагогов детского сада своими единомышленниками, которые являются образцом в повседневном педагогическом процессе.

Перспектива

Дошкольное детство - это начальный этап становления человеческой личности. Я сделала для себя вывод: знакомить детей с книгой нужно с детства.

Продолжать систематическую целенаправленную работу в данном направлении,  привлекать родителей, развивать сотрудничество с другими общественными организациями (детскими библиотеками).

Познакомить детей с историей возникновения книг, с профессиями людей, которые трудятся над созданием книги, с электронной книгой.

Замечательным дополнением к нашему микрокабинету  явилось бы создание картотеки презентаций по ознакомлению детей с историей книги.

     

 

Заключение

 

Художественная литература сопровождает человека с первых лет его жизни. Общеизвестно ее воздействие на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольников. Связная речь показывает, насколько ребенок владеет богатством родного языка, грамматическим строем, и одновременно отражает уровень его умственного, эстетического и эмоционального развития.

Используя художественные произведения как готовый культурный материал, воспитатель и родители выступают проводниками детей в миры, создаваемые книгой, и в то же время не остаются безучастными исполнителями, а, как партнеры, вместе с ними удивляются, восхищаются, огорчаются, предвосхищают возможные коллизии — сопереживают персонажам в происходящих с ними событиях.

Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает как одна из форм совместной партнерской деятельности взрослого с детьми. В отличие от других форм — продуктивной, познавательно-исследовательской, игровой — она не может быть продолжена дошкольниками самостоятельно и перейти в их свободную деятельность в силу того, что они в большинстве своем не умеют свободно читать и зависят от партнера-взрослого. Это налагает особую ответственность на воспитателя и родителей в плане подбора художественных произведений для чтения, с тем чтобы книга, затронув струны детской души, в наибольшей степени способствовала развитию и образованию ребенка.

Воспитание интереса к чтению книг не должно ограничиваться каким-либо одним аспектом, как это часто делается: например, творческое восприятие художественных произведений формируется только на занятиях по развитию речи. Такое воспитание должно проводиться не только и не столько на занятиях, сколько в свободной жизнедеятельности, и прежде всего в семье.

 

 

Литература:   

 

 

1.     Алексеева, М.М. Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст] : учеб. пособие для студентов высш. и сред. пед. учеб. заведений / М.М. Алексеева, В.И. Яшина. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2000. – 400 с.

2.     Гриценко, З.И. Ребенок и книга [Текст] / З.И. Гриценко // Дошкольное воспитание. – 2000. – № 3. – С. 49–52.

3.     Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И., Пирадова В.И. Ребенок и книга: Пособие для воспитателей детского сада/ Изд. 3-е, испр. и доп./ Л.М. Гурович, Л.Б. Береговая. – СПб.:«ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2000.–128 с.

4.     Любимое чтение в детском саду: от 5 до 7 лет [Текст] – Балашиха: Транзиткнига; Кызыл: ACT, 2003. – 351 с.

5.     Тюнников, Ю.В. Воспитание дошкольника как читателя и зрителя [Текст] / Ю.В. Тюников // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 9. – С. 31 –38.

 

6.     http://kids.chtenie-21.ru/methods