Развитие познавательной активности воспитанников старшего дошкольного возраста через использование занимательного математического материала

Песцова Ольга Александровна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад № 87"

город Нижний Новгород


На современном этапе развития общества, в условиях ФГОС дошкольного образования особую значимость приобретает развитие познавательной активности детей. В целевых ориентирах: ребенок 6-7 лет  проявляет интеллектуальную активность, проявляется познавательный интерес.

В методике развития познавательной активности старших дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию занимательного математического материала в развитии познавательной активности детей: Н.Н. Поддьякова, А.В. Запорожца, М.И. Лисиной, З.А. Михайловойи др. Все они свидетельствуют о возможности занимательного материала эффективного для развития познавательной активности детей

      Развитие познавательных активности имеет особую значимость именно в дошкольном возрасте. Так как он благоприятен для развития познавательной активности и мышления и возможные потери в их развитии в этот период невосполнимы.

 Под познавательной активностью они понимают самостоятельную, инициативную деятельность ребёнка, направленную на познание окружающей действительности (как проявление любознательности) и определяющую необходимость решать задания, которые ставят перед ним в конкретных жизненных ситуациях.Она выражается в заинтересованном принятии информации, в желании уточнить, углубить свои знания, в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы, в проявлении элементов творчества, в умение усвоить способ познания и применять его на другом материале. 

Наблюдения показали, что детей моей группы отличает способность решать задачи, находить выход из проблемных ситуаций, опираясь на помощь взрослого, на свой прошлый опыт. Дети редко находят иной путь решения, то есть мыслят репродуктивно. 

      Поэтому и возникла необходимость развития познавательных активности детей  в процессе математического развития дошкольников.

Цель работы:  развитие  познавательной активности  детей старшего дошкольного возраста средствами занимательного математического материала, игр математического содержания.

Задачи:

1. Способствовать  активному включению ребенка в деятельность по формированию элементарных математических представлений.

2. Побуждать детей принимать от взрослого, а за тем самостоятельно выдвигать познавательную задачу, целенаправленно осуществлять практическую деятельность по ее решению.

3. Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности,  осознанного стремления  к самостоятельному решению проблемной ситуации.

4. Воспитывать интерес к математической деятельности и культуру общения.

1.Подготовительный (анализ литературы, обследование воспитанников, анкетирование родителей,  организация развивающей предметно – пространственной среды, создание перспективного плана и системы занятий по развитию познавательной активностидетей старшего дошкольного возраста средствами занимательного математического материала, игр математического содержания).(август - сентябрь)

2. Основный (организация работы с воспитанниками по реализации перспективного плана, организация работы с родителями ) (октябрь - апрель)

3.Итоговый (повторное обследование особенностей развития познавательной активности детей). (май)

На подготовительном этапе проанализировано математическое развитие детей по методике Ю.А. Афонькиной и З. Михайловой.

     Математическое развитие диагностируется методом наблюдения за деятельностью детей на занятиях и в повседневной жизни. Критериями обследования и отнесения к уровню являются содержательность ответов, инициативность и самостоятельность при выполнении математического  задания. Получены следующие результаты: Основная масса детей осуществляет классификацию по 2-3 свойствам, самостоятельно выделяет признак, по которому можно классифицировать, считает, сравнивает числа, выражает в речи логические связи, но не проявляет инициативу и творчество. Только двое Женя О. и Антон П.  проявляют интерес к решению задач на преобразование, оказывают помощь сверстникам, проявляют элементы творчества в математической деятельности.

Исходя из результатов обследования, поставим следующие цель и задачи работы

На основе полученных данных мы построили свою работу с детьми по трем этапам.

I  этап: Цель: развитие у детей интереса кматематическому материалу  и желание действовать с ним для решения задач. 

II этап: Цель: формирование у детей способности принимать учебные задачи и разрешать их доступными способами.

III этап: Цель: создание условий для переноса детьми усвоенных способов действий в собственную  деятельность с математическим материалом. 

На первом этапе мы создали естественную, комфортабельную, уютную, рациональную, организованную обстановку, насыщенную разнообразными дидактическими средствами и игровыми материалами.  

Условно эти  игры можно разделить на:

- игры на развитие познавательных способностей: «Палочки Кюзенера», «Логические блоки Дьенеша», «Лабиринты по условиям» и др.

- игры на развитие восприятия, на развитие познавательных способностей: «Танграм», «Колумбово яйцо», «Сложи узор»,  «Пазлы», «Счетные палочки» и др.

- игры на развитие общения детей при формировании элементарных математических представлений: «Раз, два, три сосчитай», «Реши задачу» и др.

 -занимательные игры  на развитие интереса к элементарным математическим представлениям, в которых необходим счет «Веселое путешествие»,  «Летняя сказка».

Для детского экспериментирования в группе имеется мини-лаборатория, где сосредоточены жидкие и сыпучие вещества, предметы, различные по весу,  размеру,  материалу, различные по форме и размеру сосуды.

Добавлены в среду игры на развитие познавательных и творческих способностей: «Собери машину», «Дорисуй модели по алгоритму» и др.

Обеспечив насыщенность среды в группе, мы предоставили детям возможность свободно экспериментировать с занимательным математическим материалом.

      Результаты наблюдений за детьми показали, что дети любят играть дидактическими играми типа «Лото», «Пазлы», «Кубики». Также большой интерес вызвали развивающие задания, на которых можно писать, а потом стирать: «Найди шестое», «Продолжи ряд», «Собери бусы», «Простые лабиринты».

Наблюдения показали, что дети исследовали, испытывали материал  доступными им способами: круг хорошо катится, квадраты удобно сложить стопочкой, счетные палочки – это и карандаш, и указка, и деньги, предметы можно сравнивать по длине, материал по объему. Дети получали удовольствие от манипулирования с разным материалом.

Начало второго этапаобусловлено появлением детских вопросов к педагогу: «А что можно еще сделать?», «Правильно ли получилось?», «А как играть?» Отталкиваясь от интересующих детей вопросов,  обеспечивающих их естественную высокую мотивацию в усвоении способов деятельности с математическим материалом, мы использовали на занятиях и в повседневной жизни занимательный математический материал и проблемные игровые ситуации, способствующие познавательному и творческому развитию дошкольников при формировании элементарных математических представлений. 

    Задачей второго этапа стало формирование у детей способности принимать учебные задачи и разрешать их доступными способами.

В содержании деятельности были  включены следующие развивающие задания, направленные на развитие познавательных способностей, взаимодействие детей между собой с использованием Блоков Дьенеша:

«Посади цветы в клумбу»,  «Найди свой домик», «Найди клад» и т.п.В процессе этих игр ярко виден взаимоконтроль и самоконтроль, когда дети сами видят свои ошибки и ошибки у своих друзей, при этом думая и исправляя их, они общаются, самостоятельно решают проблему.

-Счетные палочки у детей вызывают интерес на преобразование этих фигур, убирая или добавляя.

-«Найди шестое» - это задание предполагает анализ имеющихся фигур и нахождение закономерностей и в соответствии с этим нахождение логической связи и восстановление ее в пустом квадратике.

Это задание интересно и тем, что оно облекается в игровой сюжет, не просто заполнить пустой квадратик, а помочь найти недостающий цветочек, поселить соседа и т.п.

Переход знаний и умений детей в самостоятельную деятельность, ознаменовал появление третьего этапа, задачей которого было создание условий для переноса детьми усвоенных способов действий в собственную деятельность с математическим материалом. 

Полученные математические знания закрепляли в повседневной деятельности. В ходе прогулок дети считали, сколько на участке берез, тополей.  При помощи условных мерок дети считали объем ствола, и зрительно устанавливали высоту деревьев.  После наблюдений сравнивали по величине ворону, голубя и воробья, и выясняли, что ворона самая большая из этих птиц. Такие вопросы-задачи побуждали ребенка думать, размышлять, наблюдать.

Ставили перед детьми проблемные вопросы: «Как узнать, какое дерево толще, тоньше?»Антон и Женя отмечали, что на участке у нас тополь самое толстое дерево, так как один ребенок обхватить его не может, для этого необходимо встать вдвоем. Причем Антон предложил измерить дерево при помощи условной мерки – пояса у него получилось 4 мерки, а Женя предложила измерить ленточкой меньшей длины, чем пояс. У неё получилось 7 мерок. Дети пришли к выводу, что чем длиннее мерка, тем меньшее число ее потребуется. В ходе наблюдений выяснили, что дети иногда рисуют на асфальте или песке задания типа: «Соедини по порядку» или «Найди шестое». Саша и Денис с увлечением в самостоятельной деятельности рисуют точки, обозначают их цифрами и соединяют их. Причем делают не то, что нарисовали сами, а меняются заданиями. Люба часто поправляет их,  особенно, когда они выходят за десяток.

Даже сборы на прогулку использовали для закрепления математических ориентировок: какой формы платок, а косынка у Ани, сколько у тебя пуговиц на пальто, а петелек («Чье пальто быстрее застегнется?»), встанем парами (А пара это сколько?).

В повседневной жизни, в игре специально создавались проблемные ситуации на развитие умения выделять разные варианты и ход решения творческой задачи, ситуации, проблемы. Обогащение элементарных математических представлений осуществлялось через сюжетно-дидактические игры с математическим и экономическим содержанием, такие как «Магазин», «Детский сад», через использование разнообразного игрового материала (муляжей и карточек, изображающего продукты, предметы, деньги, цифры). Дети познавали экономические закономерности, особенности купли-продажи, стоимости товара. Включение в игру взрослого как равноправного партнера способствовало созданию условий для развития навыков общения детей друг с другом. В игре «Магазин игрушек» давали детям возможность практически осуществить процесс купли-продажи. 

Для развития сообразительности, быстроты реакции, интереса использовали словесные игры: «Назови соседей», (предшествующее и последующее число), «Наоборот» (части суток, величина), загадки, считалки, пословицы с математическим содержанием о временах годах, днях недели, частях суток, цифрах и др. Данные методы способствовали расширению кругозора детей, развитию их любознательности, пытливости.

  Повторная диагностикапо методике  Михайловой была проведена в мае 17 года.

 Результаты проведенных исследований показали положительную динамику математического развития детей, инициативности в самостоятельной деятельности детей по развитию элементарных математических представлений.

Развитию познавательных способностей детей, осознанности в усвоении  математических представлений способствует построение образовательного процесса с использованием на занятиях по математическому развитию игровых развивающих заданий,проблемных ситуаций.

Использование занимательного математического материала  способствует:

-повышению интереса детей 

-развитию познавательной  активности,

-развитию творческих и познавательных способностей 

-воспитанию  навыков сотрудничества.