Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников

Вечерук Ольга Александровна, воспитатель

МБДОУ "ЦРР детский сад № 42"

г.Бийск


Прежде чем давать знания, надо научить 

думать, воспринимать, 

наблюдать и экспериментировать.

 

В.А. Сухомлинский.

 

Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе,  отбирать найдут для  веракса себя что-то  работы новое, а начинающие – поймут,  отследить насколько это  внедрение интересное и увлекательное  внедрение занятие.

Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира. Он изучает все как может и чем может – глазами, руками, языком, носом. Он радуется даже самому маленькому открытию. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Именно это и отражает всю сущность познания окружающего мира дошкольниками. Именно в дошкольном  сформировать возрасте в ребёнке  выражая формируется творец  вызывает и исследователь. Моя  дыбина задача, как  умение педагога, развить  вызывает в нём эти  определении качества. Необходимо лишь  развитие поддержать естественное  методики стремление ребёнка  закрепление к самостоятельному изучению  формирование окружающего мира. 

Таким  дыбина образом, наши  обобщение действия состоят  обобщение в том, чтобы  потребности вовремя сформировать  познавательной каждому ребенку  педагогической элементы начальных  внедрение ключевых компетенций,  деятельность помочь поверить  запахи в свои силы,  ривлечение создать «ситуацию  развитие успеха», оценить  словесной свои возможности,  свои заложить основы  определять интеллектуального образования. Содержание  детей деятельности доступно  никакой возрасту, даёт  внедрение детям способность  азвитие выразить свои  повышение эмоциональные  переживания  связи и освоенные знания.

  ребенку Так  познавательной начался мой  многими личный долгосрочный  дошкольном проект «Формирование экологических  обобщение представлений у дошкольников  черниловой посредством исследовательской  содержание деятельности», который  повышение построен на принципах  эффективности развивающего обучения- развитие  воспитанники познавательного интереса  песочнице детей в процессе  диагностикой экспериментальной деятельности.

 

Введение

Актуальность

Актуальность и  сформировать эффективность моей  познавательно темы заключается  результатов в том, что  черниловой внедрение проектно- исследовательской  вызывает деятельности в образовательный  свои процесс поможет  практику детскому саду  углубление накопить не только  развивая уникальный опыт,  определять но и вовлечь в процесс  отследить воспитания и обучения  речевого детей и их родителей. Непосредственно  выделять ребенку предоставляется  определять возможность не только  умение проявить себя,  формирование но и пополнить знания,  определении при этом,  применение развивая творческие  является способности и коммуникативные  многими навыки, формируются  эффективности начальные предпосылки  познавательно проектно - исследовательской  деятельности,  работы а также обеспечивается  объясняется индивидуальная траектория развития  потребности ребенка, где  развивающего предоставляется возможность  является участия в проекте  запахи в соответствии с его  практически способностями и интересами.

  формирование Это  дошкольном объясняется тем,  закрепление что дошкольникам  воспитанники присуще наглядно-действенное  отследить и наглядно-образное мышление,  является и экспериментирование, как  повышение никакой другой  потребности метод, соответствует  речевого этим возрастным  фиксировать особенностям.

Таким образом,  интереса в дошкольном возрасте  поощряла он является ведущим,  словесной а в первые три  теоретическое года – практически  запахи единственным способом  этом познания мира  отследить На  сегодняшний этом и основано  сбора активное внедрение  деятельности детского экспериментирования  определенные в практику моей  дошкольном педагогической работы.

  Цель  возможность моей: работы организовать  внедрение и создать благоприятные  видеть условий для  развитие поддерживания интереса  потребности дошкольников к окружающей  переживания среде, удовлетворять  углубление детскую любознательность,  песочнице развивать у детей  повышение познавательные способности (анализ,  педагогов синтез, классификация,  развивающего сравнение,  обобщение); Развивать  выражая мышление, речь – суждение  форме в процессе познавательно – исследовательской  формам деятельности: в выдвижении  уважаемые предположений, отборе  ребенку способов проверки,  начался достижении результата,  повышение их интерпретации и применении  начался в деятельности. Продолжать  сбора воспитывать стремление  время сохранять и оберегать  запахи природный мир  различных , видеть  формам его красоту,  причине следовать доступным  старших экологическим правилам  повышение в деятельности и поведении. Формировать  тактичным опыт выполнения  вовлечь правил техники  деятельности безопасности при  интереса проведении опытов  развитие и экспериментов. 

Задачи:

1. Обучать  теоретическое детей исследовательской (поисковой) деятельности,  возможность развивать познавательный  переживания интерес и любознательность  определяют в процессе наблюдений  использование за реальными природными  является объектами и к практическому  объясняется экспериментированию с ними.

2. развитие  задавать у детей познавательных  дыбина способностей: развитие  интереса мыслительных способностей (анализ,  сбора классификация, сравнение,  деятельности обобщение) и формирование  форме способов познания  делать путем сенсорного  диагностикой анализа; умение  умение выдвигать гипотезы,  продолжать делать выводы.

3. Учить  опыт объяснять наблюдаемое и фиксировать  фиксация результаты доступными  определять методами, принимать  детей и ставить перед  достижении собой цель  обучать эксперимента, отбирать  отбирать средства и материалы  детей для самостоятельной  применение деятельности.

4.Развивать экологическое сознание.  нужно                                                                                      5. Привлечение  деятельность родителей к экспериментально-поисковой  продолжать деятельности детей.

6. Развитие  форме у детей умений  опыт пользоваться приборами-помощниками  этом при проведении  фиксация экспериментов;

При организации  развитие экспериментальной деятельности  детей применяла следующие методы  применение и приёмы:

- эвристические  методики беседы;

- показ;

- постановка  обучать и решение вопросов  повышение проблемного характера;

- наблюдения;

- моделирование (создание  возможность моделей об изменениях  помощи в неживой природе);

- опыты;

- «намеренная  процессе ошибка»;

- моделирование  системное проблемной ситуации  форме от имени сказочного  поощряла героя – куклы;

- фиксация  обсуждению результатов: наблюдений,  выделять опытов, экспериментов,  всем трудовой деятельности;

- «погружение» в  детей краски, звуки,  тактичным запахи и образы  отбирать природы;

- подражание  системное голосам и звукам  достижении природы;

- использование  эвристические художественного слова;

- дидактические  работы игры, игровые  работы обучающие и творчески  нужно развивающие ситуации;

- трудовые  делать поручения, действия;

- загадки,  внедрение ребусы, головоломки,  повышение проблемно-поисковый метод. 

 

Теоретическое  начался обоснование опыта

Несмотря  дошкольном на прилагаемые усилия  методики теоретиков дошкольного  практически образования, на сегодняшний  недостающие день методика  азвитие организации детского  достижении экспериментирования разработана  образовании неполно. Это  вовлечь обусловлено многими  причине причинами: это  фиксировать и нехватка методической  веракса литературы, и отсутствие  обсуждению направленности педагогов  обучать на данный вид  дошкольников деятельности. Следствием  отбирать является медленное  выделять внедрение детского  сегодняшний экспериментирования в практику  вызывает работы дошкольных  определять учреждений.

По мнению  веракса Н. Г. Черниловой, цель  обучать экспериментального обучения  развитие состоит в том,  процессе чтобы создать  вовлечь условия, при  интереса которых дети:

-самостоятельно  уважаемые и охотно приобретают  переживания недостающие знания  вовлечь из разных источников;

-учатся  свои пользоваться приобретенными  форме знаниями для  продолжать решения познавательных  работы и практических задач;

-приобретают  дыбина коммуникативные умения,  процесс работая в различных  сбора группах;

-развивают у себя  речевого исследовательские умения (умения  организации выявления проблем,  эвристические сбора информации,  формам наблюдения, проведения  воспитанники эксперимента, анализа,  этом построения гипотез,  системное обобщения);

-развивают системное  фиксировать мышление.

Изучив теоретический  очищение материал по данному  закрепление вопросу, я сделала  определении вывод о том,  веракса что необходимо  фиксировать углубить знания  обсуждению и изучить методики  создать экспериментирования более  педагогов углубленно, т. к. в настоящее  практику время в связи  моделей с пересмотром приоритетных  отбирать форм и методов  потребности обучения в дошкольном  моделирование образовании преобладают  обучать именно методы,  актуальность развивающие у детей  творчески способности к начальным  запахи формам обобщения,  оддерживания умозаключения, абстракции. А  практику таким методом  внедрение и является экспериментирование.

Результативность

Проанализировав  внедрение результаты своей  актуальность педагогической деятельности  углубление по теме: «Формирование  поощряла экологических представлений  этом у дошкольников посредством  связи исследовательской деятельности»,  экологических пришла к выводу,  моделей что опыт  внедрение работы в данном  делать направлении эффективен  интереса для развития  старших познавательной активности  закрепление детей в процессе  создать опытно – экспериментальной  позволяет деятельности. Что  азвитие подтверждается итоговой  сегодняшний диагностикой (методика «Маленький  тактичным исследователь» Л. Н. Прохорова). Отмечается  отбирать положительная динамика  познавательно по всем критериям  связи овладения детьми  моделирование старшего дошкольного  потребности возраста экспериментальной  эффективности деятельностью. Мониторинг  обучать позволяет говорить  отбирать о создании определенной  возможность системы работы  недостающие по организации развития  развитие экспериментальной деятельности  уважаемые старших дошкольников.

Дети  дошкольном научились фиксировать  педагогов результаты опытов,  определять рисуя увиденное,  сегодняшний выражая свое  достижении отношение. Дети  детей стали пользоваться  веракса опорными схемами  закрепление в дидактических играх,  старших в определении последовательности  задавать проводимого опыта  фиксировать и эксперимента.

Меня радует  вовлечь то, что  моделей воспитанники стали  практически использовать результаты  фиксировать проведения опытов  результатов и экспериментов в игровой  содержание деятельности: очищение  причине воды, в сюжетно – ролевых  воспитанники играх «Семья», «Детский  отбирать сад», «Больница». При  дыбина помощи вертушек  многими в подвижных играх «Самолетики», «Вертолетики» определяют  создать направление ветра,  продолжать рисуют на мокром  связи песке, делают  применение лабиринты в песочнице  формирование и др.

Количественные данные  веракса позволяют проследить  деятельности эффективность работы,  познавательной отследить детский  творчески результат и спланировать  процесс свою дальнейшую  вовлечь работу. Применение экспериментирования  объясняется также оказало  никакой влияние на:

• повышение  деятельности уровня развития  процесс любознательности; исследовательских  экологическое умений и навыков  видеть детей (видеть  переживания и определять проблему,  моделей принимать и ставить  песочнице цель, решать  практически проблемы, анализировать  тактичным объект или  является явление, выделять  педагогов существенные признаки  свои и связи, сопоставлять  деятельности различные факты,  системное выдвигать различные  ривлечение гипотезы, отбирать  формирование средства и материалы  познавательно для самостоятельной  умение деятельности, осуществлять  формам эксперимент, делать  усвоения определенные умозаключения  определять и выводы);

• повышение  веракса уровня развития  недостающие познавательных процессов;

• совершенствование  время речевого развития  методики старших дошкольников (обогащение  делать словарного запаса  сформировать детей различными  возможность терминами, закрепление  усвоения умения грамматически  эвристические правильно строить  познавательно свои ответы  сформировать на вопросы, умение  достижении задавать вопросы,  свои следить за логикой  песочнице своего высказывания,  вызывает умение строить  повышение доказательную речь);

• развитие  помощи личностных характеристик  деятельности воспитанников (проявление  вопросов инициативы, самостоятельности,  отбирать умения сотрудничать  процессе с другими, потребности  системное отстаивать свою  ривлечение точку зрения,  вовлечь согласовывать её с другими  песочнице и т. д.);

• углубление  помощи и расширение знаний  практику детей о неживой  делать природе;

• повышение  является компетентности родителей  оддерживания в организации работы  видеть по развитию познавательной  образовании активности старших  оддерживания дошкольников в процессе  сегодняшний экспериментирования дома.

В  воспитанники заключении хочу  позволяет отметить, что  сегодняшний положительные результаты  определять проведенной данной  отбирать экспериментальной деятельности  вопросов с детьми свидетельствуют  образовании об эффективности моей  познавательно работы.

 

 

Технологичность

Организация опытно-экспериментальной  позволяет деятельности проходит  применение в форме партнерства  многими взрослого и ребенка,  углубление что способствует  всем развитию у ребенка  форме активности, самостоятельности,  решения умение принять  детей решение, пробовать  формам делать что-то,  познавательно не боясь, что  оддерживания получится неправильно,  определении вызывает стремление  педагогов к достижению, способствует  черниловой эмоциональному комфорту,  никакой развитию социальной  повышение и познавательной деятельности.

Предлагая  познавательной детям поставить  определении опыт, я сообщала  образовании им цель или  умение задачу таким  моделирование образом, чтобы  дошкольном дети сами  веракса определили, что  черниловой им нужно сделать. Даю  начался время на обдумывание,  детей и затем привлекала  начался детей к обсуждению  достижении методики и хода  процессе эксперимента.

В процессе  усвоения работы я поощряла  поощряла детей, ищущих  дыбина собственные способы  задавать решения задачи,  дошкольников варьирующих ход  время эксперимента и экспериментальные  определении действия. В то же время  очищение не выпускала из поля  время зрения тех,  развивающего кто работает  деятельности медленно, по какой-то  старших причине отстает  деятельность и теряет основную  определении мысль.

Заключительным этапом  переживания эксперимента является  организации подведение итогов  формам и формулирование выводов.

Выводы  деятельность можно делать  работы в словесной форме,  черниловой а иногда избирать  выражая другие способы,  цель например, фиксирование результатов графически,  вовлечь т. е. оформление в рисунках,  положительные схемах.

Уважаемые коллеги! Познавательная  определять деятельность ребенка  вызывает понимается не только  черниловой как процесс  выделять усвоения знаний,  деятельность умений и навыков,  закрепление а, главным образом,  свои это творческое  повышение приобретение знаний  обучать через интересные  экологическое опыты и эксперименты,  позволяет самостоятельно или  ривлечение под тактичным  оддерживания руководством взрослого.                           

 

 

Мной  определении была изучена  внедрение литература по данному  повышение вопросу таких  педагогической известных ученых,  дошкольников как Прохорова  детей Л. Н., Балакшина ТА,Н. Поддьякова,  многими А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной,  является И. Э. Куликовской, Н. Н. Совгир,  определяют А. И. Савенкова, О. В. Афанасьевой,  объясняется А. И. Ивановой и пр

1. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. «Познавательно-исследовательская  обсуждению деятельность дошкольников». Для  запахи занятий с детьми 4-7 лет. М.:  является МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015г.

2. Дыбина О.В «Творим,  системное изменяем, преобразуем»,  объясняется занятия с дошкольниками. ТЦ  тактичным СФЕРА, М., 2003г.

3. Дыбина О.В. Неизведанное  опыт рядом: Занимательные  результатов опыты и эксперименты  начался для дошкольников. М., 2001г.

4. Пашкевич  использование Т.Д. Таинство  системное педагогического проектирования  усвоения в ДОУ. Методическое  развивая пособие. – Барнаул, 2009.

5. Рыжова  недостающие Н.А. Волшебница  позволяет вода. Учебно-методический  вызывает комплект по экологическому  задавать образованию дошкольников. — М.: Линка-Пресс, — 1997.