Моя педагогическая философия

Ситникова Людмила Юрьевна, учитель-дефектолог, логопед

КОГКУЗ "Слободской специализированный Дом ребёнка"

г. Слободской Кировской обл.


 

Детям помочь… –
Что может быть в мире прекрасней!
Мы знанием, сердцем, душой
Призваны им помогать…
Конечно, профессий так много бывает
Трудней и опасней,
Когда от беды и несчастья
Приходится жизни спасать…
Но вышло всё так,
Так в жизни моей получилось,
Что с детством навеки
Связала я жизнь и судьбу:
Психолог, артист,
Музыкант, врач,
Дизайнер, учитель –
Иначе сказать – логопед, дефектолог!
И на этом я  гордо стою!

Зачем человек рождается? Зачем каждый из нас приходит в этот мир? Вы скажете: «Ах, опять пофилософствовать захотелось?!» Нет! Просто каждый день – вопросы, вопросы, вопросы: «Зачем?», «Почему?», «Правильно или нет?», «Что могу сделать…?», «Как дальше жить?». А как же без вопросов? Именно они заставляют взглянуть на себя со стороны, ставят перед выбором, будят, заставляют срываться с места и мчаться в поиске чего-то. Может, правды? Может, любви? Может, знаний? А может быть, просто самого себя?!

Найти себя, «зажечь свою звезду» – вот зачем приходит человек в этот мир.

Зачем я в этом мире? Зачем мне даны руки, голова, язык, глаза уши? Зачем сердце и душа? А ведь всё очень просто – с рождением мне в награду (уж не знаю, за что), а может, и в наказание (хотя вряд ли) вручён дар быть педагогом. Только вдумайтесь – педагогом! И всё вдруг встаёт на свои места.

Руки даны, чтобы протянуть их тем, кому нужна помощь.

Глаза – чтобы каждый ребёнок, глядя в них, видел учительскую душу и понимал, что нет ни лицемерия, ни лжи, ни предательства.

Уши – чтобы слушать и слышать тех, кто рядом и кто далеко.

Сердце – чтобы не пройти мимо боли и горя, чтобы отдать часть его другому, если понадобится!

А душа? Душа должна быть первой в этом списке, ведь именно от неё каждый должен получить частичку тепла, доброты и любви!

Выбирала профессию по наитию, сердцем или вслепую – не знаю. Уже позже, в институте, меня учили пониманию того, кем я становлюсь. Я постепенно осознавала, что ошибки и недоработки в моей профессии дорого обойдутся многим людям на протяжении долгих лет их жизни. Спасибо моим учителям, чьи слова через толщу лет всё отчётливей и проникновеннее звучат в душе.

Каждый день меня встречают маленькие «почемучки» с наивными, широко открытыми глазами. Я вижу в них живой интерес, желание учиться. Главное, чтобы интерес не угасал.

Я учу детишек слову, воспитываю словом. Нужно суметь произнести его так, чтобы ребёнок захотел говорить красиво.

Каким бы ни было нарушение, оно всегда уникально, как уникален и неповторим каждый человек. Зрелому мастеру-логопеду, дефектологу каждый раз, как неопытному студенту, приходится удивляться разнообразию проявлений, лёгкости или же, напротив, трудности преодоления дефектов, коллизиям коррекционного процесса в каждом отдельно взятом случае.

Сколько восторга, радости вспыхивает в глазах малыша, когда он берёт очередную, казалось бы, непреодолимую вершину! Приятно сознавать, что я помогла маленькому человечку поверить в свои силы.

Ребёнок может справиться с трудностями, если будет знать, что его окружает Любовь. Вовремя разбуженная, она делает познание мира интересным и увлекательным. С нею он обретает некую точку опоры, важную точку отсчёта всех ценностей жизни. Эта Любовь приближает человека к счастью.

 

С этими мыслями я ежедневно вот уже много лет иду к детям. Нахожу ключи и открываю тайнички в их душах, учу бороться, не сдаваться и радоваться маленьким и большим победам над собой, над недугом. И эта радость моя с ребёнком общая.