Устное народное творчество как средство развития детской речи

Филиппова Мария Ильинична, воспитательница

МБДОУ детский сад "Ымыычаан"

с.Тымпы Вилюйского района Республики Саха (Якутия)


Духовное возрождение России закономерно связано с возросшим интересом общества к народной культуре своей страны. Культура якутского народа содержит в себе уникальные национальные и глубокие общечеловеческие ценности. Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Развитие речи самым тесным образом связано с развитием сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.

Цель работы: разработка системы работы с использованием произведений устных народных творчеств, направленной на развитие речи детей младшего дошкольного возраста, апробация и выявление ее эффективности.

Объект: процесс развития речи детей младшего дошкольного возраста

Предмет: система работы с использованием произведений устных народных творчеств, направленная на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Для достижения цели были сформулированы задачи:

-               проанализировать современные подходы к проблеме развития речи детей младшего дошкольного возраста с точки зрения психологии, педагогики;

-               разработать систему работы с использованием произведений устных народных творчеств с учетом Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

-               апробировать эффективность системы работы с использованием произведений устных народных творчеств, направленной на развитие речи детей младшего дошкольного возраста.

Для решения поставленных задач был использован комплекс методов взаимопроверяющих и дополняющих друг друга.

Методы исследования:

-теоретические: анализ психолого – педагогической литературы, программ, анализ педагогического опыта;

-эмпирические методы: педагогические наблюдения, беседы, педагогическая диагностика, количественный и качественный анализ полученной информации.

Базой для исследования послужило МБДОУ «Саhар5а» с. Тымпы Вилюйского улуса Республики Саха (Якутия) РФ.

Гипотезой исследования выступило предложение о том, что использование устных народных творчеств, несет в себе важный эмоциональный заряд, необходимый для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Для овладения речью ребенку нужна речевая активность. Богатая и разнообразная речевая деятельность — залог успешного усвоения языка на любом возрастном этапе. Нередко бывает очень трудно исправить те недостатки речи, которые заложены в дошкольном возрасте.

Цель констатирующего этапа работы - выявление уровня развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

Диагностика с целью выявления уровня развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста может проводиться два раза в год (методика Ушаковой О.С.), данная диагностика соответствует программе детского сада и Федеральным государственным требованиям к структуре основной общеобразовательной программе, построенная на основе игровой деятельности и ситуативно-делового общения взрослого с ребенком.

Задания выстроены таким образом, что в результате проведения одного из них мы получаем данные по нескольким аспектам языка. Так, выявляя имеющийся у ребенка словарный запас, мы одновременно получаем данные о его звукопроизношении и грамматике (умение согласовывать имена существительные с именами прилагательными в роде, числе).

Выполнение всех заданий не превышало по времени 20 минут. Если же ребенок уставал и за это время (начинал отвлекаться от выполнения заданий, не проявлял интереса), то проверку на время заканчивали и предлагали выполнить какие-то физические упражнения, походить по комнате и т.д. Следует отметить, что система заданий составлена таким образом, что в середине обследования (игра с собакой в прятки) ребенок получает возможность двигаться: он встает, ходит, наклоняется.

— Прибежала и (показ картинки, ребенок называет слово) собака, а с ней ее сынок. Кто сынок у собаки? Правильно, щенок. Все детеныши бегают по лугу, играют в прятки. Но вот на небе появилась тучка, и все убежали. Убежал котенок (убираются картинки кошки и котенка). Кого не стало? (Котенка.) И козленок убежал. Кого не стало? (Козленка.) И цыпленок за ними. Кого не стало? (Цыпленка.) И щенок убежал. Кого не стало? (Щенка.) Вот какая история случилась летом.

После проведения игры ребенку предлагается образовать название детеныша (детенышей) от слов лиса, утка (лисенок — лисята, утенок —утята) без предъявления картинки.

— Кто детеныш у лисы? Кто детеныши? А у утки кто детеныш, детеныши? (У лисы лисенок, а у утки — утенок.)

На контрольном этапе это задание усложняется. Дети должны образовать от названия животного детенышей в единственном и во множественном числе, а также образовать форму имени существительного в родительном падеже множественного числа.

— Был солнечный день, и на лужок прибежала ... (показ картинки) кошка. Ей очень понравилось греться на солнышке, и она позвала своего детеныша. Кто у кошки детеныш? (Ответ.) Да, один детеныш котенок, а много — кто детеныши у кошки? Посмотри картинку. Кто детеныши у кошки? Правильно, котята.

Необходимо так задавать вопрос, чтобы ребенок назвал существительное в именительном падеже единственного и множественного числа: котенок, котята; козленок, козлята; цыпленок, цыплята; щенок, щенята.

— Все детеныши бегают по лугу, играют в прятки. Но вот на небе появилась тучка, и все убежали. Убежал котенок (убирается картинка), кого не стало? (Не стало котят.) И т. п.

Проверяется умение ребенка самостоятельно образовывать слова с суффиксами -енок, -ята (кошка — котенок — котята); употреблять имена существительные в родительном падеже единственного и множественного числа: котенка — котят, цыпленка — цыплят и т. д.

3 балла получает тот ребенок, который самостоятельно образует название детеныша (детенышей) с помощью суффиксов -енок, -ята.

2 балла ставится ребенку, если он называет детеныша (детенышей) после предъявления картинки.

1 балл получает ребенок, если он отвечает с помощью проверяющего.

— Посмотри, какие у меня есть картинки. Черныш тоже любит рассматривать картинки. А ты? Хочешь, я тебе их покажу? Я буду показывать, а ты назови, что нарисовано! Если тебе будет трудно, то Черныш поможет. (Собака "кивает" головой.) В дальнейшем она может каждый раз приходить на помощь (собака называет предмет, обобщающее слово или цвет, произносит слово с выделением звука и т. д.).

Предъявляется первый лист, на котором изображены предметы мебели.

— Назови, что здесь нарисовано!

Если ребенок не называет самостоятельно, то проверяющий показывает на предмет: "Это ...(шкаф), это ... (стул)" и т. д.

— Шкаф, стол, стул, кровать ... Что это? Как можно назвать одним словом? Правильно, мебель (если ребенок не называет, проверяющий говорит слово сам).

Затем предъявляется второй лист, на котором изображены предметы посуды, третий лист с одеждой. Методика такая же, как и в первом случае. При назывании предметов посуды и одежды ребенок должен назвать и цвет.

— Правильно, это чашка. Какого она цвета? Какая чашка?

Старайтесь так задавать вопросы, чтобы ребенок употреблял имя существительное с именем прилагательным в именительном падеже: чашка красная, шарф зеленый, платье желтое. Так как в этом задании одновременно проверяется и звукопроизношение, то ребенок должен назвать (или повторить за проверяющим) все слова:

шапка — чашка — желтый; стол — зеленый —синий; кровать — пальто — стол и т. д.

— Послушай, я тебе скажу слово шшшапка. Какой звук я произнесла долго? Теперь сам скажи слово шшшапка так, чтобы я услышала звук ш.

На контрольном этапе при проверке словарного запаса детей можно спросить: "Какую мебель, одежду, посуду ты еще знаешь?" Проверяется умение детей называть предметы мебели, посуды, одежды; знание обобщающих слов и цвета: красный, желтый, черный, синий, зеленый; умение согласовывать имя существительное с именем прилагательным в роде; произношение трех групп звуков: свистящих, шипящих, сонорных; умение выделять первый звук в слове, повторять слово с выделением звука.

Словарь

3 балла получает ребенок, если он правильно самостоятельно называет предмет, цвет и одно обобщающее слово.

2 балла ставится, если ребенок самостоятельно называет предмет и цвет.

1 балл — если ребенок называет предмет после вопроса "Что это?" и показа картинки.

Звукопроизношение

3 балла ставится ребенку, если у него правильное произношение всех звуков в трех группах.

2 балла — если правильное произношение в двух группах.

1 балл — если правильное произношение лишь в одной из трех групп проверяемых звуков.

3 балла получает ребенок, если он вычленяет заданный звук в слове и правильно произносит слово с выделением звука самостоятельно.

2 балла — если он вычленяет звук со значительной помощью проверяющего.

1 балл — если повторяет звук и слово за проверяющим.

Таким образом, в результате проведения обследования речевого развития детей младшего дошкольного возраста выделили три уровня: высокий(17-24 балла), средний(9-16 баллов), низкий(0-8 баллов).

Из таблицы видно, что по результатам диагностики 7 детей (70%) имеют низкий уровень, 9 детей (30%) находится на среднем уровне, высокого уровня не выявлено.

Проведенная диагностика показала, что дети с интересом выполняют задания, им очень нравится "играть" со взрослым.

Во время диагностики мы отметили наличие простых фраз из 2-3 слов. Дети использовали простые конструкции предложений. Их высказывания были на уровне перечисления воспринимаемых предметов и действий. Отмечается ограниченность словаря действий и признаков. Грамматический строй речи не сформирован.

Звукопроизношение значительно отстает от нормы.

Отмечаются нарушения слоговой структуры слова. Дети сокращали количество слогов. Наблюдалась перестановка слогов и звуков, сокращение звуков при стечении гласных.

Дети в основном не проявляли активности и инициативности при общении. Отсутствовал интерес к заданию, речь интонационно невыразительна.

Понимание речи носило ситуативный характер. Отмечалось отсутствие понимания значений грамматических изменений слов, значений предлогов. Словарный запас резко отстает от нормы; предметный, обиходный словарь; глагольный почти отсутствует; характерны лексические замены.

Резко искажено звуковое оформление лепетных слов; неустойчивая артикуляция; низкая возможность слухового распознавания звуков.

Констатирующий этап работы дал возможность выявить уровень развития речи детей младшего дошкольного возраста, провести качественный и количественный анализ, который в свою очередь помог наметить планы на дальнейшую работу по развитию речи детей младшего дошкольного возраста.

В группе же стараемся использовать эти жанры как можно шире. Организуя подвижные и другие игры, применяя различные считалки; на занятиях различного цикла – загадки с целью мотивации на предстоящую деятельность и поддержание интереса; для организации детей – пальчиковые игры, игры – забавы. Но также из разговора с родителями понятно, что они считают колыбельные песни, потешки, прибаутки используются только в младшем дошкольном возрасте, и что на четвертом году жизни дошкольникам это уже ни к чему. Говоря о значении малых жанров фольклора для развития речи, называют только скороговорки.

Цель формирующего этапа: апробация системы работы по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством произведений устных народных творчеств.

Опираясь на работы Ю.Г. Илларионовой, Н.А. Дмитриевой, С.С. Бухвостовой А.П. Усовой, О. Ушаковой, была разработана система работы с использованием произведений устных народных творчеств по развитию речи детей младшего дошкольного возраста средствами фольклора.

В заключение организованного нами формирующего этапа по развитию связной речи в процессе театрализованной деятельности, где использовались педагогические методы: индивидуальные беседы с детьми, специально разработанные задания, дидактические упражнения, театральные игры, которые включались в разную деятельность детей, был проведен контрольный этап.

На контрольном этапе использовались те же диагностические методы, что и на констатирующем.

Цель: выявить динамику развития речи посредством произведений устных народных творчеств.

Из таблицы видно, что по результатам диагностики 5 детей (30%) имеют низкий уровень, 7 детей (55%) находится на среднем уровне, 4 ребенка (15%) находится на высоком уровне.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов представлен в диаграмме 2.

Анализ результатов наглядно свидетельствует об эффективности разработанной системы работы с использованием произведений устных народных творчеств, направленной на развитие речи детей младшего дошкольного возраста. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился. Соответственно количество детей со средним уровнем развития речи увеличилось, появился высокий уровень.

В процессе работы у детей повысился интерес к устному народному творчеству, улучшилось звукопроизношение, речь стала более четкой и правильной.

После проведённой работы, у родителей также замечен повышенный интерес к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей. С удовольствием разучивают с детьми и подбирают пословицы и поговорки, объясняют детям их смысл.

Подводя итоги всему сказанному, следует отметить, что в исследовании:

1. Проведен теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблемам развития связной речи детей дошкольного возраста.

2. Определено содержание развития речи у детей посредством произведений устных народных творчеств.

3. Определены особенности развития речи у детей младшего дошкольного возраста.

4. Определено содержание методов развития детей посредством произведений устных народных творчеств детей младшего дошкольного возраста, с включением в нее средств художественной литературы и других видов детской деятельности, методы были успешно апробированы в процессе формирующей работы.

5. Получены результаты исследования, подтверждающие эффективность применения системы работы по применению произведений устных народных творчеств и методов их использования для развития речи у детей, а также эффективность организации педагогической просветительной работы педагогов с родителями.

 

Таким образом, проведенная работа по развитию речи детей младшего дошкольного возраста показала, что разработанная система работы с использованием произведений устных народных творчеств, реализуя личный подход к детям, можно добиться положительных результатов. Но, несмотря на это развитие речи очень сложный и трудоемкий процесс, требующий не одного года упорной работы. Необходимо вложить много труда, терпения и любви, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ребенку и достичь высоких результатов в своей работе.