Консультация для родителей "Музыкальный словарь"

Редько Елена Евгеньевна, музыкальный руководитель

МБДОУ ДС №7 "Незабудка"

г.Мегион, ХМАО-Югра


Ансамбль

Слово «ансамбль» в переводе с французского означает «вместе». Самые маленькие ансамбли называются камерными, то есть комнатными («камера» по-итальянски «комната»). Камерные ансамбли в два человека составляют дуэт, в три человека — трио, в четыре — квартет, в пять — квинтет, в шесть — секстет, в семь — септет, в восемь — октет. Все эти названия происходят от латинских названий чисел. В ансамбль может входить и большая группа музыкантов, и танце¬вальный коллектив (например, знаменитый танцевальный коллектив — ансамбль «Березка»).

Балет

Слово «балет» происходит от латинского «балло», что значит «танец», «пляска». История ба¬лета начинается в солнечной Италии. Но настоящие балетные спектакли появились впервые во Франции. Самое главное в балете — союз танца и музыки. Все человеческие чувства могут передать движения танцоров в сочетании с прекрасной музыкой. Танцовщицы и танцоры, ис¬полняющие массовые сцены и танцы, составляют кордебалет, что в переводе с французского означает «личный состав», «корпус» балета. Особую роль в балете играет пантомима — язык мимики и жестов.

Вальс

Один из самых популярных бальных танцев XIX—XX веков. Слово происходит от немецкого «вальцен», что значит «раскатывать», «крутить». Что-то кружащееся есть в самой музыке валь¬са, в ее ритме — «раз, два, три». Предшественники вальса — народные танцы Австрии, Чехии, Германии. Основоположником венского вальса были Штраусы (отец и сын). Вскоре вальс стал не только танцем, но и «музыкой для слушания». Замечательные образцы такого рода вальсов создали Ф. Шопен, Г. Берлиоз, М. Глинка, П. Чайковский, М. Равель, С. Прокофьев, Я. Сибелиус и другие выдающиеся композиторы.

Виртуоз

От латинского слова «виртус» — «доблесть, талант». Виртуозом называют человека, в совер¬шенстве владеющего техникой своего искусства (в музыке — техникой исполнения).

Гармония

Наука, изучающая законы строения аккордов и их соединений. Иногда гармонией называют всякое аккордовое сопровождение верхнего голоса — мелодии. Встретить это слово можно и за пределами музыки. Там оно означает стройность, согласованность, соразмерность.

Дивертисмент

В переводе с французского — «развлечение». Так называют цепочку пьес, танцев, песен раз¬влекательного характера, которые вставляются в балет, оперу или иное музыкальное представ¬ление.

Импровизация

«Неожиданно», «внезапно» — вот перевод этого слова. Импровизировать — значит сочинять прямо в момент исполнения музыки. Искусство это очень древнее. Когда еще не было нотной записи, исполнитель сочинял музыку как бы заново, во время исполнения... Величайшим им¬провизатором был Иоганн Себастьян Бах. Своего расцвета искусство импровизации достигло в XVII—XVIII веках. Импровизировать в те времена должен был уметь каждый профессиональ¬ный музыкант. Впоследствии искусство импровизации стало угасать и возродилось лишь в наше время в джазе.

Капелла

С давнего времени в Италии капеллой называлось специально отведенное место в церкви или отдельное маленькое помещение при церкви-часовне. Здесь под сводом помещался цер¬ковный хор. К нему и перешло слово «капелла». В старину католической церковью признавалась только музыка в звучании человеческого голоса. Позже к церковному хору прибавились музы¬кальные инструменты. Капеллой стал называться коллектив музыкантов при церкви. Еще позже слово «капелла» вышло из-под опеки церкви. В нашем понимание капелла — профессиональ¬ный хоровой коллектив, исполняющий в основном классическую музыку.

А еще сохранилось самое строгое понимание этого слова: а капелла. Его можно перевести так: «как принято в капелле, в духе капеллы, в характере капеллы». «А капелла» — это хоровое пение без инструментального сопровождения, как было когда-то в церковной музыке.

Консерватория

От итальянского слова «беречь, сохранять». В старину в Италии консерваторией называли при¬юты для сирот. В этих приютах-консерваториях детей обучали всяческим ремеслам, а особо — очень уважаемому у итальянцев ремеслу музыканта. Название «консерватория» окончательно закрепилось за учебным заведением, предназначенным для музыкального образования.

Опера

Итальянское слово «опера» буквально означает «произведение», «действие». Опера роди¬лась в итальянском городе Флоренции в конце XIX века. Опера — это такое произведение для театра, в котором все артисты на сцене поют. Исполнителями оперы являются певцы-солисты, хор и симфонический оркестр.

В зависимости от содержания оперы бывают сказочные, лирические, комические, геро¬ические. Очень много опер написано на сюжеты, взятые из литературы. На сюжеты сказок А. С. Пушкина написал две свои оперы Н. А. Римский-Корсаков («Сказка о царе Салтане», «Зо¬лотой петушок») и М. И. Глинка («Руслан и Людмила»). Нашими отечественными композитора¬ми создано много опер специально для детей: «Морозко» М. Красева, «Три толстяка» В. Руби¬на, «Волк и семеро козлят» М. Коваля, «Мальчик-великан» Т. Хренникова, «Красная Шапочка» М. Раухвергера, «Белоснежка» Э. Колмановского и др.

Оперетта

В переводе с итальянского означает «маленькая опера». В оперетте все как в опере: либрет¬тист пишет либретто, композитор сочиняет музыку, режиссер ставит спектакль, художник распи¬сывает декорации. На сцене разыгрывается какая-то история, герои распевают арии и ансамбли, в событиях принимают участие хор и балет, в оркестровой яме — оркестр под руководством дирижера. Правда, есть одно отличие: в оперетте вместо речитатива, т. е. произношения слов нараспев, герои говорят друг с другом обычным образом.

 

 

 

 

Природа и музыка. Три шага в мир искусства.

 

1. С музыкой и природными явлениями дети встречаются каждый день, музыка и природа проходят невидимым фоном мимо них. Обратить внимание сначала на одно, а потом  на другое- вот первый шаг родителей, которые хотят привлечь детей к миру прекрасного.

2. Сопоставить увиденное в природе с музыкой- следующий шаг на пути к искусству. «Какие краски в природе, какое настроение в музыке, какие краски в музыке?»- вот те вопросы, на которые можно попытаться ответить вместе с ребенком.

3. «Нарисовать» музыку на листе бумаги- третий шаг к миру искусства и прекрасного.

Дети очень талантливы от рождения, надо только немного направить их в «правильную» сторону, к миру прекрасного.

Рекомендуемая музыка для слушания:

• Э.Григ «Заход солнца»

• М.П.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке»

• Н.А.Римский-Корсаков «Океан-море синее»

• П.И.Чайковский Времена года»

• А. Вивальди «Времена года»

• М.И.Глинка «Жаворонок»

• П.И.Чайковский «песня жаворонка» из «Детского альбома»

• М.П.Мусоргский «Балет невылупившихся птенцов»

• К.Сен-Санс «Аквариум»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сказка и музыка. Три шага в мир искусства.

 

Помните, что:

 

1. Дети очень любят сказки. Можно их читать, а можно услышать без слов – композиторы тоже сочиняют сказки. Как? Заинтересуйте детей – это первый шаг к музыкальному искусству.

2. Ребенок любит общаться с родителями. Он любознателен. Послушайте дома небольшое «сказочное» музыкальное произведение и сопоставьте его со сказочными образами в книге. Похоже? Почему? Совместная деятельность с ребенком – это ещё один шаг на пути к музыкальному искусству.

3. Ребенку очень интересно узнать, какой он – храм искусства, где звучит музыка, где музыку исполняют настоящие музыканты. Поход с ребёнком в детский театр – это третий шаг в мир музыки. Не спугните это чувство, покажите, как оно прекрасно и возвышенно.

Рекомендуемая музыка для слушания:

Э. Григ «В пещере горного короля», «Танец эльфов», «Шествие гномов»

М. П. Мусоргский «Избушка на курьих ножках»

А. К. Лядов «Баба-Яга»

С . С. Прокофьев «Вальс» из балета «Золушка»

Н. А. Римский-Корсаков «Три чуда» («Богатыри», «Белка» и «Царевна-лебедь»)

М. И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

П. И. Чайковский «Танец Феи Драже» из балета «Щелкунчик», «Кот в сапогах и белая кошечка» из балета «Спящая красавица».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила поведения при встрече с музыкой

В театрах, концертных залах существуют определенные правила поведения.

Нельзя опаздывать на концерт. Лучше прийти за 15-20 минут и настроиться на встречу с музыкой, искусством. В случае опоздания следует дождаться перерыва между исполняемыми произведениями. Входить в зал во время исполнения запрещается. Непременным условием, без которого невозможно воспринимать музыку, является абсолютная тишина в зале. Недопустимы любые разговоры, шепот, обмен мнениями, шелест страницами и т.д. Все это отвлекает самого слушателя, мешает окружающим и исполнителям. Аплодировать между частями крупного произведения не принято. В опере публика аплодисментами благодарит дирижерами и оркестр перед последним действием. По ходу спектакля аплодисменты допустимы только после проведенной сцены, арии. В отдельных случаях можно аплодировать талантливо выполненным декорациям, но до того, как начнет звучать музыка.

Охрана детского голоса

Берегите детский голос!

1. Не поощряйте крикливое пение ребенка. Это наносит вред его слабым голосовым связкам.

2. Не позволяйте детям громко разговаривать на улицев сырую и холодную погоду.

3. Не давайте детям пить холодную воду, есть мороженное в разгорячённом состояние во избежание простуды и заболеваний голосового аппарата.

4. Не поощряйте пение детьми взрослых песен с большим диапазоном и не детским содержанием. Не правильное фальшивое исполнение таких песен, не способствуют музыкальному развитию слуха у ребенка, а не детское содержание песен не способствует развитию его словарного запаса. 

5. Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

6.Пение не только основное средство музыкального воспитания, но и средство общения с окружающим миром.