Познавательно-исследовательская деятельность.

Тема: "Животные, которых не любят"

Насибуллина Алсу Фаязетдиновна, воспитатель

МДОУ Октябрьский детский сад "Василёк"

Ульяновская область, Чердаклинский район, п,Октябрьский


Цель: посредством приобщения к произведениям мирового художественного творчества формировать основы экологической культуры.

Задачи

ОО Познание - расширить и уточнить знания детей о представителях природного мира- лягушках;

ОО Коммуникация – активизация словаря: земноводное, линять, линька; упражнять детей в звукоподражании;

ОО Чтение художественной литературы – познакомить с загадками, поговоркой о лягушке и фразеологизмом «развязался язык», проявить интерес к японским трёхстишиям хайку;

ОО Художественное творчество- развивать мелкую мускулатуру кистей рук;

ОО Безопасность - формировать представление о недопустимости  негативного отношения  к животным и проявления этого отношения в своих действиях и поступках; воспитывать у детей гуманное отношение к природе.

Материал и оборудование.

Набор иллюстраций и слайдов о лягушках, рисунки детей, запись голоса лягушки, живая лягушка, корточки с изображением икринки, головастика, малька, лягушонка. Цветная бумага, оборудование к конструированию из бумаги.

Предварительная работа

Экскурсии на Двойное озеро  УГСХА. Наблюдения за лягушкой, рассматривание иллюстраций и картинок о животных. Заучивание пословиц, загадок, стихотворений. Чтение рассказа Н.Сладкова «Жалейкин и лягушонок», М.Махлин «Квакша», В.Максимов «Жерлянка», Ю.Дмитриев «Некрасивая». Знакомство и заучивание японских трёхстиший хайку о животном мире. Разучивание пальчиковой гимнастики «Две весёлые лягушки».

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель предлагает детям рассмотреть выставку рисунков по теме: «Животные, которых не любят». Беседа по данной теме.

- Какие животные вам нравятся?

- А каких вы не любите?

- Кто видел этих животных в природе?

- Что вы почувствовали при встрече с ними?

- Как вели себя?

Посмотрите, какие разные и интересные бывают лягушки (демонстрируются слайды).

Загадка. Не зверь, и не птица,

               Всего боится.

               Половит мух-

               И в воду плюх (лягушка).

- Что вы можете рассказать о жизни лягушек? (рассказы детей)

Рассказ воспитателя.

В начале весны лягушки просыпаются и начинают активно кормиться. Затем готовятся к свадьбам. Свадьбы и песни лягушачьи начинаются чаще всего после первой весенней грозы и народная поговорка подмечает: «Первый гром развязал язык лягушкам и кукушкам».

- Как вы понимаете эту поговорку? (ответы детей).

 - Что означает выражение «развязал язык»? (ответы детей).

«Развязал язык» - это когда после молчания начинают много говорить, или, как лягушки, петь. 

- Как мы называем лягушачье пение? (ответы детей).

Звучит аудиозапись  звуков, издаваемых лягушками. Предложить оценить красоту «пения» лягушек.

Воспитатель рассказывает, что «поют» только мужские особи - самцы.

Игровое занимательное упражнение «Пение лягушек»

 Давайте попробуем сами исполнить лягушачьи песни (дети подражают голосу лягушки).

 К пению лягушек относятся люди по-разному. В Японии, например, лягушек держат в доме и слушают их кваканье.

К лягушкам в Японии особое отношение. Считается, что фигурки лягушек, изготовленные из глины, камня или дерева, украшающие домашний очаг, помещение, приносят хозяевам здоровье,  богатство и удачу.

Затем рассказывает сказку Т.Рика «Лягушка – невеста».

 Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода. Зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша. Кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест ещё! Чёрный Уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен, прямо скажем, красив. Бобёр богат, умён, знатен, настроение его всегда ровно, спокойно. Пожалуй, выйду замуж за бобра». 

- Это грустная или весёлая сказка? (ответы детей).

- Что в этой сказке является правдой? (ответы детей).

Воспитатель предлагает детям сочинить собственную историю о лягушках.

 

Физминутка «Две лягушки»

Видим, скачут по опушке          (повороты в стороны)

Две зелёные лягушки.                (полуприседания вправо-влево).

Прыг-скок, прыг-скок,                (переступание с носка на пятку).

Прыгать с пятки на носок.           (руки на поясе,

На болоте две подружки,             полуприседания

Две зелёные лягушки,                   вправо-влево).

Утром рано умывались,                (выполнять движения

Полотенцем растирались.             В соответствии с текстом).

Ножками топали,                           (ходьба на месте).

Ручками хлопали.

Вправо наклонялись,

Влево наклонялись.

 

         

Загадка. Подрастала-                 

               Хвост растила,

                Платье тёмное носила.

                Подросла-

                Зелёной стала,

                Хвост на

                 Весла поменяла (головастик).

- Как вы понимаете выражение «хвост на весла поменяла»? (ответы детей).

Дидактическая игра «Что было сначала, а что потом» (с опорой на наглядный материал)

 («икринка»-головастик-малёк-лягушонок).

Пока лягушонок вырастает, он четыре раз полиняет.

- Что значит «полиняет», «линька»? (ответы детей).

Линять – значит менять кожу, а время смены кожи называется – линька. Кожа сходит сначала с лапок, потом с туловища, а когда лягушки от неё освобождаются, то тут же её и съедают.

- Как вы думаете, а за что же люди с осторожностью относятся к лягушкам ? (ответы детей: за неприятный внешний вид, за влажную, покрытую слизью кожу).

 Воспитатель предлагает посмотреть живую лягушку.

Сообщает, что раньше люди думали: если взять в руки лягушку, то на руках появятся бородавки. И поэтому опасались лягушек.

 Бородавки у людей появляются от недостатка витаминов в организме. А жидкость, выделяемая специальными железками, спасает лягушку не только от высыхания, но и от бесчисленных микробов. Эта жидкость дезинфицирующая. Это её защитная реакция. Она убивает бактерии.

Раньше, когда еще не  изобретено холодильников, люди опускали в кувшин с молоком лягушек. И молоко долго оставалось свежим,  не закисало. Вот такими удивительными особенностями обладает лягушка.

Лягушки - хорошие помощники синоптикам, по их поведению люди издавна научились предсказывать погоду. Лягушки на суше прыгают - к дождю. Лягушки с вечера долго кричат - к хорошей погоде. Зашумит река, закричит лягушка - будет дождь.

Большую помощь оказывают лягушки и врачам, учёным. Их издавна используют для научных целей. Так, в Парижском университете и в Токио сооружены памятники лягушкам за то, что она помогала человеку в медицинских исследованиях.

Японские поэты в своих необычных стихотворениях – хайку- учат нас беречь всё живое, жалеть всё живое, потому что жалость – великое чувство. Они утверждают, что кто не умеет по-настоящему жалеть, тот никогда не станет добрым человеком. А ещё японские хайку помогают нам чувствовать и понимать прекрасное.

Дети читают наизусть народные японские трёхстишия хайку.

                 

            Показались на небе

             Две-три одиноких звезды.

            Поют лягушки…

 

            Верно, в гляделки

             Решила со мной поиграть-

            Что глядишь, лягушка?

 

 

           В калитку ко мне,

           И не постучав, и не квакнув,

           Шлепает лягушка…

 

            Весною поют,

            А летом умеют лишь квакать

            Болотные лягушки…

 

           Лапки в землю упёрла

           И читает стихи нараспев

           Важная лягушка…

 

Много узнала мы сегодня о лягушкам, много увидели изображений о них. Сейчас предлагаю вам сделать свою лягушку (из цветной бумаги). А для того, чтобы всё у нас получилось замечательно, немножко потренируем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Две весёлые лягушки»

 

Две весёлые лягушки

(дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз)

 

Ни минуты не сидят

(резко распрямляют пальцы руки как бы подпрыгивают над столом)

 

Ловко прыгают подружки

(кладут ладони на стол)

 

Только брызги вверх летят

(резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол).

 

Конструирование из бумаги «Лягушка». Оформить выставку поделок-«Такие разные  лягушки»