С книгой мы растем всегда

Кузнецова Ольга Валерьевна, педагог-библиотекарь

МБОУ "Белокурихинская средняя общеобразовательная школа №2"

Алтайский край, г.Белокуриха


Цель: привить  любовь к чтению.

Задачи:

Развить  наблюдательность, творческие способности, логическое мышление, память учащихся;

Развить эстетические   способности;

Развить и поддерживать в  детях  привычку и радость от чтения и учения, а  также  потребность пользоваться библиотекой в течение  всей жизни.

Место проведения: читальный зал школьной  библиотеки.

Оформление и оборудование:

Ход мероприятия:

Здравствуйте, дорогие участники литературного  конкурса!

Как хорошо, что сегодня мы собрались в школьной библиотеке на праздник посвященный чтению, литературе, книге. Телесериалы,  компьютерные игры  и другие  развлечения   вытеснили  книгу  на дальний план. Не нужно забывать о том, что именно литература и чтение книг  помогают,росту  и  развитию  нашего  сознания,  т. е. способность мыслить, способность понимать и мыслить. 

Если завтра  книги исчезнуть с лица земли, для медведей и китов  вряд ли что- то изменится, но людям придется  начинать все сначала. От пещерного  человека, от каменного  топора.

Человечество не может прожить без литературы, без книги.

Наш конкурс мы так и назвали  « С книгой  мы растем всегда».

 

Условия  викторины: Участвуют  в викторине  2 команды. Вопросы задаются  поочередно каждой команде, жюри оценивает ответы. 

Разыгрывается две номинации: 

1.Представление  команд. (Название команды, девиз). (Оценки жюри)

2.С книгой мы растем всегда. Слайд  2

 Вспомним  книги, которые читали вам в детстве родители. 

(конкурс не оценивается).

3.Угадай книгу. Слайд 3,4.По перечисленным  героям книги. Назовите автора и название книги.

( Жюри оценивает результаты за каждый правильный ответ – 1  балл).

4.Вспомним  то, что проходили на уроках литературы. Слайд  7,8,9,10.

На  слайдах  герои из  книг.

Изначально на каждый вопрос дается 100 баллов.

Когда команда открывает картинку – из 100 баллов вычитаются использованные для отгадывания.  Сумма этих чисел вычитается из 100.

Если команда по первому открытому треугольнику, отгадала из какой книги иллюстрация, она получает еще 10 очков.

5. Домашнее задание:

Представить коллаж, плакат на тему «Читать не вредно, вредно не читать ».

6. Слайд 11.

Пословицы и поговорки  прочно  вошли в нашу речь. Порой в  разговоре  мы  произносим  пословицу  и  не замечаем этого. Следующее задание покажет нам, хорошо  ли вы знаете  наши пословицы.

Я буду говорить первые слова фразы, вы продолжите её.  Каждая пословица оценивается в 1 балл. 

  Начало  фразы            Окончание фразы

Кто много читает,                               тот много знает

С книгой поведёшься,                       ума наберешься

Ум без  книг,                                      как  птица  без крыльев

Нет  умного соседа -                          с книгой побеседуй

Написано пером                                  не вырубишь топором

Книжку читай,                                    разум набирай

Будешь  книги читать -                       будешь все знать

Прочел хорошую книгу -                    встретился с другом

Книга  подобна воде,                          дорогу  пробьет  везде

Книга  твой друг,                                без неё как без рук

Хорошая книга                                     ярче  звездочки светит.

Каждая команда  может дополнить ответы. За дополнительную   пословицу  команда получает 3 балла.

7. «Сокровища знаний» -  размышляем, рассуждаем. (С использованием афоризмов, цитат о чтении). Командам  предлагается с помощью  справочных  изданий или картотеки цитат подобрать одно из  высказываний  выдающихся людей  о значении  библиотеки, которое  можно   было бы вывесить  как надпись  при входе  в  библиотеку. Аргументировать  свой  выбор.

Возможные варианты  фраз:

Библиотека – это сокровищница  всех  богатств человеческого духа.   Лейбниц.

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.   Дидро.

Лишь  собрание книг, библиотека,  является  единственной  надеждой  и  неуничтожаемой  памятью  человеческого рода.    Шопенгауэр.

Если человеку  суждено стать  богом, то престолом его будет книга.    Андреев Л.Н.

Книга – многовековой зодчий  человеческой  культуры.      Югов А.

Библиотека – это  открытый  стол  идей, за который  приглашен  каждый,  за которым  каждый  найдёт ту пищу,  которую  ищет, это запасный  магазин, куда одни  положили  свои мысли и открытия, а другие  берут их в рост.Герцен А.И.

8. Литературные герои   воодушевляют  простых  читателей, а так же людей занимающихся   искусством художников, скульпторов. Слайд 14,15,16.

Многим литературным героям поставили памятники. В следующем конкурсе «Угадай-ка» - кому поставлен данный памятник?

Игра с болельщиками:

Верю – Не верю: 

задание - согласиться или опровергнуть  предложенную  версию  вопроса, и дать верный ответ

1. Буратино – главный герой  кукольных представлений на русской ярмарке. (Нет петрушка)

2.Самуил Яковлевич Маршак  написал  для детей  много  интересных сказок: «Айболит», «Тараканище», «Телефон» и др. (Нет, Корней Чуковский)

3.В Новгороде  нашли берестянную  грамоту – тетрадь с упражнениями по письму школьника 13  века. ( да) 

4.Голубая кровь   бывает не  только в сказках. (Да,у пауков, скорпионов, крабов)

5.Голуби выкармливают  птенцов своим молоком (Да, в зобу образуется масса, похожая на молоко)

Цифры в литературе: мы с вами попробуем вспомнить названия книг, в которых упоминаются цифры.

Учащиеся перечисляют названия книг: Первоклассница» (Е.Шварц), «Два капитана» (В.Каверин), «Два клена» (Е.Шварц), «Три медведя» (Л.Толстой), «Три мушкетера» (А.Дюма), «Сердца трех» (Д.Лондон), «Три поросенка» (С.Михалков), «Три толстячка» (Ю.Олеша), «Четвертый блиндаж» (А.Гайдар), «Пять недель на воздушном шаре» (Ж.Верн), «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (А.Пушкин), «Семь подземных королей» (сказка), «Седьмой спутник» (сказка), «Двенадцать месяцев» (С.Маршак), «Двенадцать стульев» (И.Ильф ,Е.Петров) и т.д.

Победителем становится тот, кто назовет больше всех названий произведений.

Юморина – викторина:

1. Кто из героев русской сказки был хлебобулочным изделием? (Колобок)

2.Назовите героиню  русской народной сказки, которая  была  сельскохозяйственным  продуктом. (Репка)

3.Кто из сказочных героев любил поговорку «Одна голова хорошо, а две лучше»? (Змей Горыныч)

4. В какой русской народной сказке  решаются  проблемы жилья, говоря умным, взрослым языком, проблемы жилищно-коммунального хозяйства?(Теремок)

5. В какой русской народной сказке брат не слушался сестру, нарушил санитарно-гигиенические  правила и жестоко  за это поплатился? (Алёнушка и братец  Иванушка)

6. Назовите  героиню  французской сказки, которая получила своё прозвище  благодаря головному убору. (Красная шапочка)

7.  Какой герой французской  сказки  очень любил  обувь, и как за это его прозвали? (Кот в сапогах)

8. Какой герой русской народной сказки ловил рыбу очень оригинальным  способом? (Волк)

9.Назовите имя героя сказки: Он построил дом, придерживаясь передовых методов, а его братья работали по старинке и поэтому чуть не потеряли жизнь. (Наф-Наф, «Три поросёнка»)

10. Какой вид энергии использовали Баба Яга, летая в ступе? (Нечистая сила)

11. Какой сказочный герой посеял деньги, думая, что вырастет денежное дерево и останется только снимать урожай? (Буратино)

12.В какой сказке встречаются   мыло, полотенце  и  другие  предметы  личной гигиены? (Мойдодыр)

13.В какой стране  для установления личности  стали специальной меркой  измерять ноги. Кого искали  таким необычным  способом?(Золушку)

14.под угрозой  расправы  гость  выселяет  хозяина из дома. Друзья хозяина напрасно  стараются  урезонить  захватчика. Только угроза  применения  холодного оружия заставляет  его покинуть дом. Что за оружие? (коса в сказке «Лиса и заяц»)

 

 

 

Литература: 

1.В мире  мудрых мыслей / Г.Скрипкин. – М.: Знание, 1963. – 362с.

2. Средь  умных книг, хранящихся на полке: Сценарии  библиотечных уроков и праздников/ Сост. Макарова Н.М.- М.: Школьная библиотека, 2002. – 168с. – (Приложение к журналу «Школьная библиотека»).

3. Слова молнии: Сборник  высказываний о книге / Сост. Проскуровский Д.,Рудзитис Я.-Рига.: Лисма,1967.-95с.