Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Свойства воздуха"

Злобина Оксана Владимировна, воспитатель

МБДОУ детский сад №11

город Кирово-Чепецк Кировской области


Интеграция образовательных областей: 

"Познавательная", "Социально-коммуникативная", "Речевая" 

Цель: Формирование представлений детей о воздухе и его свойствах. 

Задачи:

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру общения. 

2. Воспитывать у детей навыки сотрудничества, желание работать в коллективе, умение выслушивать друг друга. 

Образовательные:

1. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы на основе элементарного эксперимента и делать выводы. 

2. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о воздухе и его свойствах, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека, животных, растений. 

3. Учить устанавливать взаимосвязь и взаимозависимость между экологией и здоровьем человека; формировать осознанное отношение к своему здоровью, экологическое сознание детей. 

Развивающие:

1. Развивать познавательную активность, наблюдательность, мыслительную деятельность детей в процессе экспериментирования. 

2. Развивать умение детей самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, решать проблемные ситуации. 

3. Активизировать речевую деятельность детей. 

Методы и приемы:

1. Практические (Эксперименты, опыты, дидактические игры)

2. Наглядные (Рассматривание картинок)

3. Словесные (Вопросы, пояснения, выводы) 

Материал: Набор букв, стакан, салфетка, емкость с водой, банка с крышкой, 2свечки, спички. 

Демонстрационный: карточки-символы, картины «Город» и «Деревня». 

Раздаточный: трубочки для коктейля, стаканы с водой, целлофановые пакеты, зубочистки. 

Дидактический: «Экологический светофор», «Электробытовая техника».

Предварительная работа: рассматривание энциклопедий, наблюдения на прогулках, беседы «В чем польза растений», «Как загрязняется окружающая среда».

Формы и методы организации совместной деятельности:

Двигательная: физкультминутка

Игровая: д/и «Экологический светофор», «Электробытовая техника», игровые упражнения

Познавательно-исследовательская: решение проблемных ситуаций, экспериментирование

Коммуникативная: вопросы, беседа, обсуждение, выводы

Ход занятия:

Ребята, мы с вами снова отправляемся в нашу научную лабораторию. Сегодня мы будем изучать свойства одного вещества, название которого вы должны отгадать (предлагаю отгадать детям ребус по первым звукам картинок).

-Какое слово у нас получилось? Прочитайте его вместе (ВОЗДУХ).

-Скажите, пожалуйста, а что такое воздух? (воздух, это то чем мы дышим).

-А где есть воздух? (везде)

-А кто дышит воздухом? (люди, птицы, животные, насекомые, растения).

-А можно жить без воздуха? (ответы детей)

-Почему? (ответы детей)

Я нашла интересные факты, что человек может прожить без пищи 3 недели, без воды – 3 дня, а вот без воздуха только 3 минуты. Сейчас попробуйте зажать нос двумя пальцами и закрыть рот. Не дышите! Легко? Почему вы убрали руку или открыли рот? Чего вам не хватило? Как вы себя чувствовали? 

-Сегодня перед нами стоит  трудная задача: узнать, что такое воздух, как его можно обнаружить, какими свойствами он обладает. Давайте пройдем в нашу лабораторию и приступим к исследованиям. 

- Но прежде вспомним правила проведения опытов (воспитатель демонстрирует карточки-символы):

1. Ничего не пробуй на вкус.

2. Будь осторожен со стеклом - оно может разбиться.

3. Не проливай и не разбрызгивай воду.

4. Горячую воду наливай с помощью взрослого.

5. Если сыплешь ты песок - рядом веник и совок.

6. Помни правило – огонь, никогда его не тронь.

7. Работай в фартуке. Закатай рукава.

8. Ты работу завершил? Всё на место положил!

 (дети надевают фартуки, садятся за столы).

- Кто из вас, ребята, видит воздух? Я тоже его не вижу в нашей лаборатории, но я знаю, что он есть вокруг нас.

- Как можно его обнаружить? (ответы)

 

Опыт №1.

-Воздух легко обнаружить, если создать его движение. Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?

Вывод: Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок. Карточка – символ.

 

Опыт №2.

-А я предлагаю попробовать воздух поймать. Как можно это сделать? 

Возьмите пакеты и попробуйте поймать его. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (воздух) Какой он? Вы его видите? (нет, он прозрачный). Ребята, потрогайте пакет. Какой он, если его сжать? (упругий)

Сейчас  давайте убедимся, что там находится именно воздух. Возьмите палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него. Что вы чувствуете? (легкий ветерок ).

Вывод: Воздух прозрачный, бесцветный. Карточка – символ.

 

А сейчас давайте поиграем. Как вы думаете, какие из этих предметов помогают человеку использовать воздух, то есть его свойства создавать движение  и способность делать упругими предметы? (на столе лежит набор карточек с изображением различных предметов, среди которых фен, насос, пылесос, вентилятор, спасательный круг, жилет, мяч, шины). Выберите нужные и объясните, для чего они нужны. Дети выбирают и объясняют назначение этих предметов.

 

Опыт №3.

Продолжим исследования. Ребята, нальем в банку воды и закроем крышкой. А теперь посмотрим, вся ли банка у нас наполнена водой? (нет) А где находится слой воды? (в нижней половине банки). А где слой воздуха? (в верхней половине банки). А теперь, давайте попробуем перевернуть банку, что получилось? Правильно, вода ниже чем воздух, как бы мы не крутили банку. Что это значит? Воздух очень легкий, всегда стремится на поверхность. Воздух легче воды. Убедимся в этом еще раз. 

На столе, у каждого стоит стакан с водой и трубочка. Подуйте тихонько в трубочку. 

-Что происходит? Что вы видите? Частички воздуха поднимаются на

поверхность воды.

Показываю детям по очереди небольшие тяжелые предметы (камень, металлический болт, крупная пуговица,).

-Как вы думаете, ребята, есть ли воздух в разных предметах? Как это можно проверить? (бросить предметы в воду)

-Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдёт? (предметы тонут, падают на дно, при этом из них выходят пузырьки и поднимаются вверх). Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх.

Отсюда вывод: воздух легче воды. Воздух есть в каждом предмете. (Карточка-символ).

 

Опыт №4.

- Ребята, что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (нет, он пустой). А как вы думаете, возможно ли опустить стакан в воду и не намочить лежащую на дне салфетку (ответы детей). Хорошо, давайте проверим. Посмотрите сначала. Передо мной таз с водой. Посмотрите, на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переворачиваю стакан вверх дном, аккуратно и осторожно погружаю в воду, не наклоняя стакан, до самого дна ёмкости, потом сразу поднимаю его из воды, даю воде стечь, не переворачивая стакан.

 

Дорогие учёные, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (дети убеждаются, что салфетка на дне стакана сухая).

- Намокла ли салфетка? (нет, не намокла)

-Что же помешало воде её намочить? (ответы детей - воздух в стакане)

-А что же произойдёт с салфеткой, если наклонить стакан? (ответы детей - пузырьки воздуха выйдут, а его место займёт вода, салфетка намокнет).

Вывод: Воздух занимает место (Карточка-символ)

 

Опыт №5.

-Ребята, а чем может пахнуть воздух? (ответы детей). Правильно, но собственного запаха у воздуха нет. Абсолютно чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества. Хотите убедиться в том, что воздух действительно присваивает запахи разных веществ?  В баночках хранились вещества с сильным запахом. Вы должны отгадать, что было в них. Сначала откройте банку №1. Что в ней хранили? (апельсины). А в банке №2? (чеснок). 

Вывод: воздух не пахнет, но присваивает запахи разных веществ.

 

Физкультминутка «Надувная кукла».

Дети разбиваются на пары – 1ребёнок кукла, другой насос. Кукла вяло сидит на полу. Насос со звуком «с-с-с» «накачивает» куклу. Она выпрямляется, встаёт в полный рост. Насос нажимает кукле на кнопочку на груди – кукла со звуком «ш-ш-ш» сдувается и переходит в исходное положение. Дети меняются ролями.

 

Опыт №6.

-А что будет, если чистый и полезный воздух на земле закончится? (ответы) Предлагаю вам посмотреть, что станет с пламенем свечи, если вдруг закончится чистый воздух. Зажигаю две свечи, одну из них закрываю банкой. Свеча потухла быстро. 

-Что происходит? Почему свеча в банке погасла? (В банке закончился чистый воздух. Пламя потухло, т.к. горело за счет чистого воздуха). Давайте понюхаем, что осталось в банке. Остался воздух, который неприятно даже не только вдыхать, но и тем более дышать им. 

 

Здоровье человека зависит и от того как мы дышим (Вдох через нос), и от того, чем мы дышим. За чистотой воздуха на Земле следят ученые-экологи. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух. 

Предлагаю вам рассмотреть картинки. (Изображение мегаполиса и деревни). Как вы думаете, где воздух чище? (в деревне). Почему вы так считаете? (много природы, речка, лес, деревянные дома). 

Я предлагаю вам сыграть в игру «Дышите – не дышите». Вам надо разделиться на две команды, подойти к столам и каждой команде выбрать картинки. Одна команда выложит картинки, где изображены предметы и ситуации, загрязняющие воздух, а другая те, которые делают воздух чище. Картинок много, но команды должны посовещаться и отобрать картинки, на которых эти ситуации видны лучше всего. (Дети выполняют задание.)

Значит можно сделать вывод: чтобы воздух, который мы вдыхаем, был чистым, нужно беречь нашу природу. 

- А что вы, дети можете сделать для того, чтобы воздух был чище? (Дети рассказывают.)

- Как вы думаете, а в нашей группе воздух чистый?

Правильно. Мы обязательно проветриваем нашу группу, чтобы выветрились все микробы. Наша няня cледит за чистотой: моет полы, вытирает пыль, да и вы ей помогаете. 

 

Итог. А теперь ребята, давайте вспомним все, что мы узнали о воздухе. Я предлагаю вам взять со стола по два кружочка. Один красный и один зеленый. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны - поднимите зеленый кружок, если не согласны - красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны. 

Воздух окружает нас со всех сторон. Да, зеленый.

Воздухом дышат люди и животные. Да, зеленый.

Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. Да.

Человек может жить без воздуха. Нет, красный.

Воздух - это вещество, не имеющее цвета. Да.

Воздух тяжелее воды. Нет.

Воздух можно почувствовать. Да.

Воздух можно услышать. Да.

Воздух имеет свою форму. Нет.

 

-Ребята, что вам сегодня запомнилось или понравилось больше всего? На сегодня мы завершаем работу в нашей научной лаборатории, всё убираем за собой. Спасибо за интересную работу!