Программа дополнительного образования "Грамотейка"

Плотникова Наталья Николаевна, воспитатель

МДОУ Детский сад № 37

г. Волгоград


Актуальность

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по освоению звуковой системы языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью.

В подготовительной к школе группе особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи, активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:

·       Подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги;

·       Составлению из слогов слов, из слов – предложений;

·       Знакомство с понятиями «слово» и «предложение» (без грамматического определения)

Система занятий по развитию речи и подготовке к обучению грамоте подводит ребенка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.

Занятия по обучению грамоте не заменяют занятия по развитию речи, а лишь дополняют, расширяют развивающие задачи, приводят к системности и последовательности знаний, получаемых детьми на этих занятиях в целом. Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте в рамках коммуникации.

Обучение грамоте дошкольников является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. На одном занятии решаются различные взаимосвязанные речевые задачи: фонетические, лексические, грамматические, на основе которых происходит развитие связной речи.

Проблема: трудности  в освоении основ грамотности.

Цель программы «Грамотейка»  - развитие и совершенствование речевой деятельности как условия расширения личностного и познавательного опыта ребенка.

Задачи:

1.    Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

2.    Развитие звукобуквенного анализа слова.

3.    Формирование элементарных навыков чтения.

Решение данных задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, т.е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому составу слова. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребенка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.

Ожидаемые результаты: сформированы навыки и умения, способствующие успешному обучению в школе:

- развит фонематический слух

- развита способность выделять из слов звуки, буквы

- сформировано умение выделять слова и предложения из речи

-овладение слиянием букв в слоге.

Возраст детей: 6-7 лет

 Формы работы: подгрупповая

Срок реализации: 1 год

Режим занятий: 1 раз в 2 недели (допускаются промежуточные занятия для закрепления материала).

Продолжительность занятий: 30мин

Тематика занятий:

1.    Знакомство с терминами «Слово, слог, звук»

2.    Звуки и буквы

3.    Алфавит

4.    Гласные буквы

5.    Согласные буквы

6.    Твердые и мягкие согласные звуки

7.    Звонкие и глухие согласные звуки

8.    Шипящие согласные

9.    Буквы Ь и Ъ

10.                       Слог. Деление слов на слоги

11.                       Слова – названия предметов

12.                       Слова, обозначающие действия предметов

13.                       Предложение. Члены предложения. Схемы предложения

14.                       Ударение

15.                       Работа по разрезным азбукам (закрепление)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Тема занятия

Программное содержание

Оборудование

Срок реализации

1

Знакомство с термином «Слово, слог, звук»

Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином "слово".  Развитие умения сравнивать слова по звучанию (слова звучат по-разному и похоже); измерять их протяженность (длинные и короткие слова).Знакомство с терминами "слог", "звук". Развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Кукла, мишка, цыпленок, крокодил, слон, заяц, мяч, машина и др.; корзинка, фишки-призы, мяч; Демонстрационный: фланелеграф, предметные картинки с изображением мяча, кота, рыбы, саней, гусей, машины, коровы, вороны. Раздаточный: фишки-призы.

II половина сентября

2

Звуки и буквы

Дать понятие о звуках и бук­вах как строительном материале слов; учить слышать звучащее слово; уста­навливать последовательность звуков в слове; способствовать развитию фо­нематического слуха.

Предметные картин­ки, карточки-схемы, фишки, иллюс­трации.

Октябрь

3

Алфавит

Познакомить детей с алфавитом, знать из чего состоят слова, выкладывать слова из букв, менять первую букву и читать новые слова.

Алфавит, разрезная азбука.

Октябрь

4

Гласные буквы

Дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме; уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

Предметные картинки (дом, рак, лук, мышь, пар, сом, суп, сыр), плакат «Гласные звуки», раздаточный материал для составления схем слов, индивидуальные зеркала.

 

Ноябрь

5

Согласные буквы

Дать понятие о согласных зву­ках; учить различать гласные и соглас­ные звуки; развивать фонематический слух; работать над артикуляцией звуков;

Предметные картинкикот, лес, слон, мышка, лиса, школа, рыба

Ноябрь

6

Твердые и мягкие согласные звуки

Дать понятие о мягких и твёр­дых согласных; учить различать их на слух и по артикуляции; познакомить с условными обозначениями мяг­ких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; совершен­ствовать артикуляционный аппарат; расширять знания детей о значении слова

Предметные картинки, карточки-схемы, карточки для инди­видуальной работы с изображением: солнце-самолет, заяц-звезда, мышь, медведь, радуга-ракета, мячик.

 

Декабрь

7

Звонкие и глухие согласные звуки

Закрепить понятие о звонких и глухих согласных; упражнять детей в различении звонких и глухих согласных звуков на слух и с помощью тактильных ощущений; развивать фонематический слух; формировать навыки звукового анализа и синтеза; развивать мышление и память; воспитывать внимание к языковым явлениям.

 

Карточки со звуками, доске картинки: полянка, трава, черника, смородина, паучок, цветы, земляника, жук, грибы, мак, бабочка, стрекоза.

 

Декабрь

8

Шипящие согласные

Закрепить правильное произношение шипящих звуков. Работать над дифференциацией свистящих и шипящих звуков, определением позиции звука в словах, делением слов на слоги.

Картинки: жезл, шоссе, пешеход, пассажир, переход, знак, шофер, машина; з картинки с машинами с 1,2 и 3-мя окошками.

 

 

Январь

9

Буквы ъ и ь

Познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак. Объяснить значение букв в словах. Упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков. Упражнять в звуковом анализе слов.

Картинки: ель, конь, карточки с буквами

Февраль

10

Слог. Деление слова на слоги

Дать понятие о слоге; учить де­лить слова на слоги; различать одно-, двух- и трёхсложные слова; совер­шенствовать артикуляционный аппа­рат учащихся; развивать мышление, речь; прививать любовь к учению.

Предметные картинки, две корзинки, овощи и фрукты

Февраль

11

Слова – названия предметов

Закрепить знания изученных тем путём тренировочных упражне­ний; развивать речь учащихся; воспи­тывать самостоятельность; прививать любовь к родному краю, обучению, школе.

Иллюстрации с вида­ми родного края, предметные кар­тинки

Март

12

Слова, обозначающие действия предметов

 

Дать понятие о словах-названиях действий; формировать умение ставить к ним вопросы; развивать речь детей; расширять словарный запас; воспитывать любовь к обучению.

Иллюстрации, предмет­ные картинки

Март

13

Предложение. Члены предложения. Схемы предложения

Дать практическое представ­ление о предложении как способе выражения мысли; учить выделять предложение из текста и слово из пред­ложения; познакомить с раздели­тельным знаком — точкой в конце предложения и условными обозна­чениями слов в предложении; развивать фо­нематический слух, речь внимание; воспитывать любознательность, тру­долюбие, старательность.

Сюжетные иллюстра­ции, предметные картинки, письма от Сороки и Дятла.

 

Апрель

14

Ударение

Дать понятие об ударение; вы­рабатывать умение выделять ударе­ние в словах; на примерах показать роль ударения; познакомить с условными обозначениями; прививать лю­бовь к школе, обучению.

Предметные картин­ки, игрушки, иллюстрации, игрушки животных.

Апрель

15

Работа по разрезным азбукам (закрепление)

Упражнять детей в составлении слов из букв, слогов, читать слова и составлять короткие предложения, развивать фонематический слух, развивать память, внимание, логическое и творческое мышление, учить слиянию гласных и согласных букв, составлять трехбуквенные слова.

предметные картинки, индивидуальные разрезные азбуки.

 

I половина мая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I половина сентября и  II половина мая - мониторинг

 

Конспекты занятий

Звуки и буквы

Цель: дать понятие о звуках и бук­вах как строительном материале слов; учить слышать звучащее слово; уста­навливать последовательность звуков в слове; способствовать развитию фо­нематического слуха.

Оборудование: предметные картин­ки: книга, дом, салат, сом, карточки со звуками: [с], [о], [м], колокольчик.

Беседа.

—Всё из чего-то состоит: книга — из бумаги; дом — из кирпича; салат — из овощей. А из чего состоит наша речь?

— Сегодня на занятии мы и познако­мимся с тем, что же является строи­тельным материалом для слов.

— Как вы думаете, из чего же состоят слова? Они состоят из букв, которые мы видим в книгах, газетах.

А из чего «сделаны» слова, кото­рые мы произносим, слышим? Это мы сейчас узнаем, сыграв в игру «Мол­чанка».

 Игра «Молчанка».

(В тишине воспитатель незаметно скри­пит стулом, звенит колокольчиком, топает ногой и т. д.)

— Что вы слышали?

— Какие звуки вы можете услышать на улице?

— Нас окружает много звуков: ше­лест листьев, скрип двери, тиканье часов, звонок телефона, шуршание шин по асфальту. Это неречевые зву­ки. С их помощью невозможно по­строить слово. Только звуки чело­веческой речи обладают волшебной силой: если они станут в определён­ном порядке, получится слово.

Что я произношу: [с], [м], [о]? (Звуки)

— А сейчас я эти звуки построю в оп­ределённом порядке: [с] [о] [м].

Что получилось? Что значит это слово?

Физкультминутка.


 


Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг,

Мы плечами чик-чик!

Раз — сюда, два — туда,

Повернись вокруг себя.

Раз — присели, два — привстали,

Руки кверху все подняли.

Сели — встали, сели — встали,

Ванькой-встанькой словно стал


Игра «Не ошибись».

— Я называю звук, а вы — слова, кото­рые с него начинаются: [л], [б], [а].

Я называю слова, а вы хлопками дол­жны поймать последний звук. Но хло­пать будете только тогда, когда пос­ледним будет звук [к]. Что нужно делать, чтобы не ошибиться? (Про­изнести слово)

Молоток, дом, игрушка, восток, ка­пуста, пятак, цветок, луна.

 Итог

— С чем познакомились сегодня?

— Чему научились?

 

Знакомство с термином «Слово, слог, звук»

Цель: Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином "слово", "слог", "звук". Развитие умения сравнивать слова по звучанию (слова звучат по-разному и похоже); измерять их протяженность (длинные и короткие слова); развитие умения определять количество слогов в словах; интонационно выделять звуки в слове. Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком.

Оборудование: Кукла, мишка, цыпленок, крокодил, слон, заяц, мяч, машина и др.; корзинка, мяч, фланелеграф, предметные картинки с изображением мяча, кота, рыбы, саней, гусей, машины, коровы, вороны, фишки-призы.

Ход занятия

Игра "Назови игрушку". Воспитатель предлагает детям назвать предметы и игрушки, выставленные на столе. Дети поочередно подходят к столу, называют игрушку, берут ее и садятся на место. Воспитатель предлагает поменяться игрушками и назвать их.

Педагог просит детей назвать любые слова, которые они знают. За каждое названное слово ребенок получает фишку.

Игра "Детский мир". Дети называют игрушки, которые можно купить в "Детском мире". За правильные ответы ребята получают фишки. В конце занятия определяется победитель.

Игра "Назови вкусные слова". Дети называют продукты питания. За каждое правильно названное слово ребенок получает призовую фишку.

Игра "Слова-друзья". Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, ребенок в ответ произносит слово, похожее по звучанию (например, галка – палка, речка – печка, каша – Маша, мишка – шишка и т. д.).

Измерение протяженности слов хлопками (по количеству слогов).

Работа с фланелеграфом. На фланелеграфе выставлены предметные картинки. Дети называют их и хлопками измеряют количество слогов в словах. Воспитатель знакомит ребят с термином "слог".

Чтение стихотворения. Воспитатель читает детям стихотворение, интонационно выделяя звук ж:

ЛеЖебока рыЖий кот

ОтлеЖал себе Живот

Вот и Ждет рыЖий кот -

МоЖет, миска подползет?

Дети называют слова со звуком ж, которые встретились им в стихотворении, интонационно выделяя звук голосом. Затем они произносят любые другие слова со звуком ж. За каждый правильный ответ дети получают фишки-призы.

 

Алфавит

Цель: Познакомить детей с алфавитом, знать из чего состоят слова, выкладывать слова из букв, менять первую букву и читать новые слова.

Оборудование:  алфавит, разрезная азбука.

Беседа.

- Мы говорим – произносим разные слова, предложения. Слова состоят из звуков. Сами по себе звуки  ничего не обозначают. Например, звуки [о] [м] [д]. никто ничего не поймет. Но если эти же звуки произнести в другом порядке – ДОМ – сразу становится понятно, что речь идет о строении,  в котором живут люди. Каждый звук в слове имеет свое место. Например, в слове КОТ: [к] – на первом, [о] – на втором, [т] - на третьем. Если изменить порядок, то получатся новые слова: ТОК, КТО. Вот почему так важно правильно произносить и писать слова.

Буквы окружают нс повсюду. В русском языке 33 буквы. (Показать алфавит)

Песенка-азбука

Тридцать три родных сестрицы,

Писанных красавицы,

На одной живут странице,

А повсюду славятся!

К вам они сейчас спешат,

Славные сестрицы,

Очень просят всех ребят

С ними подружиться!

Познакомьтесь с ними, дети:

Вот они стоят рядком.

Очень плохо жить на свете

Тем, кто с ними не знаком.

 

Вопросы-шутки

- Как каплю превратить в цаплю?

- Можно ли ноля получить соль?

(Из разрезной азбуки дети составляют слова КАПЛЯ, НОЛЬ. Меняя первые буквы, получают слова ЦАПЛЯ, СОЛЬ)

 

Загадки

Сама холодная, а людей жжет.

Что за трава, что слепые знают? (Крапива)

 

На ночь два конца

Сами закрываются.

А с восходом солнца

Сами открываются (Глаза)

 

Два близнеца, два братца

На нос верхом садятся (Очки)

 

(Дети составляют ответы из разрезной азбуки)

 

Гласные буквы

Цель: Дать детям понятие о гласных звуках и их обозначении на письме; уточнять и закреплять артикуляцию гласных звуков; учить выделять гласный звук в начале, середине, конце слова; закрепить понятие о слогообразующей роли гласных; развивать фонематическое восприятие, внимание, память; воспитывать наблюдательность к языковым явлениям.

Оборудование: предметные картинки (дом, рак, лук, мышь, пар, сом, суп, сыр), плакат «Гласные звуки», раздаточный материал для составления схем слов, индивидуальные зеркала.

Организационный момент:

Первыми сядут те дети, в чьих именах есть звук [А] (и далее по очереди), [С], [Т]…

Дети: Алина, Алеша…

             Саша, Света…

          Таня... и т. д.

 Беседа по пройденному материалу.

– Что можно составить из звуков? (слоги, слова)

– Что можно составить из слогов?(слова)  из слов? (предложения) 

из предложений? ( текст)

 

Давайте с вами произнесём  звук «а» перед зеркалом. Посмотрите как он произносится: воздух во рту не встречает преграды, звук поётся голосом.

Голосом – гласом, поэтому его так и называют – гласный звук.

Этот звук всегда поется,

Этот звук, как песня, льется.

Звук, свободно ты лети,

Нет преграды на пути!

Итак, ребята, сегодня мы будем работать с гласными звуками.

Какие звуки можно пропеть голосом, чтобы воздух выходил свободно, без преграды?

Перед зеркалом дети разбирают артикуляции звуков:

О, У, Ы, А, И.

– Как называются эти звуки? (гласные)

Физкультминутка

Медвежонок – топ-топ,

А ежонок – хлоп-хлоп,

А волчонок – щелк-щелк,

А зайчонок - скок-скок,

А лисенок – шмыг-шмыг,

А бельчонок – прыг-прыг.

(имитация движений)

Определение начального и конечного гласного звука.

 Назовите гласный:

а) с которого начинается слово

        аист (А), ухо(У), ослик(О), астра(А), иней(И), эхо(Э).

б) которым заканчивается слово…

        игла(А), шары(Ы), сова(А), кино(О), огни(И).

 Выделение гласного звука из середины слова.

а) назвать слово, воспитанники определяют гласный звук и поднимают соответствующую букву.

Сын(Ы), мак (А), ком(О), дуб(У), мэр(Э).

б) показать картинку, дети произносят гласный звук, выделяя его из названия картинки, и поднимают соответствующую букву.

Дом (О), рак (А), лук (У), мышь (Ы), пар (А), сом (О), суп (У), сыр (Ы).

Что вы называли? (Звук.)

– Что показывали? (Букву.)

 

Деление  слов на слоги. (закрепить понятие о слогообразующей роли гласных)

Дети делят на слоги  предложенные слова

 Кубики (3), лапа (2), духи (2) , нога(2), машина (3) , улица (3), дыня (2) , молоко (3) , сапоги (3) , дорога (3).

- Сколько  гласных звуков в этих словах?

Это знает каждый из учеников –

Сколько в слове гласных, столько и слогов.

Итог.

– Какие звуки называются гласными? (Поются, нет преграды.) Назовите их.(а, о, у, и, ы,э)

– Что произойдёт, если в слове изменить одну букву?(изменится значение слова)

– Как с помощью гласных можно определить количество слогов в слове? (сколько в слове гласных, столько и слогов).

 

Согласные звуки

 

Цель: Дать понятие о согласных зву­ках; учить различать гласные и соглас­ные звуки; развивать фонематический слух; работать над артикуляцией звуков.

Оборудование:  предметные картинкикот, лес, слон, мышка, лиса, школа, рыба.

Беседа.

— Из чего состоит наша речь? Пред­ложения?

— Кого вы видите на картинке? {Рыбу)

— Составьте предложение с этим сло­вом.

— О ком вы составили предложе­ние?

— Что обозначает это слово?

— Из чего состоит слово?

Повернитесь друг к другу и по очере­ди произнесите это слово, наблюдая, при помощи чего вы его произносите. Поделитесь своими наблюдениями.

Все слова мы произносим при по­мощи органов речи: губ, языка, зу­бов, нёба.

Предлагаю составить звуковую схему этого слова. Что для этого нужно?

— При помощи чего вы его произ­несли? Что заметили? {Кончик язы­ка дрожит.)

— Проговариваем дальше. Какой вто­рой звук? Обратите внимание на лёг­кость прохождения воздуха во рту при произнесении звука [ы].

— Продолжаем произносить слово. Что вы заметили? Что служило пре­пятствием на пути прохождения воз­духа?

— Продолжаем проговаривать слово рыба. Какой следующий звук? Что вы о нём скажете? Сколько звуков в слове рыба? При произнесении ка­ких звуков воздух свободно проходит через рот? ([а], [ы])

А какие препятствия встретили звуки? ([р] и [б])

— Звуки речи бывают разные. Одни свободно и легко вырываются нару­жу, не встречая на своём пути ника­ких препятствий. Эти звуки называют­ся ГЛАСНЫМИ. При произнесении других звуков воздуху приходится прорывать через препятствия, ко­торые ставят ему губы, небо, зубы, язык. Но эти звуки не «огорчаются», они согласны преодолевать преграды, поэтому получили название СО­ГЛАСНЫХ.

 Заучивание стихотворения.


Воздух свободно идёт через рот,

Нет препятствий разных.

Голос участвует, голос зовёт,

Звук получается гласный.

 

А согласные... согласны

Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,

Но не хочется им петь.


 Физкультминутка.

Рыбки весело резвятся

В чистой тёпленькой воде,

То сожмутся, разожмутся,

То зароются в песке.

Обобщение и систематизация зна­ний.

Игра «Назови звуки»

Показать картинки, задача детей назвать  согласные или гласные звуки в слове.

Картинки: кот, лес, слон, мышка, лиса, школа.

Итог

— Что нового узнали о звуках?

— Почему гласные и согласные зву­ки так называется?

— Чему научились сегодня?

 

Твердые и мягкие согласные звуки

Цель: Дать понятие о мягких и твёр­дых согласных; учить различать их на слух и по артикуляции; познакомить с условными обозначениями мяг­ких и твёрдых согласных; развивать фонематический слух; совершен­ствовать артикуляционный аппарат; расширять знания детей о значении слова.

Оборудование: предметные картинки, карточки-схемы, карточки для инди­видуальной работы с изображением: солнце-самолет, заяц-звезда, мышь, медведь, радуга-ракета, мячик.

 Беседа.

— На какие группы делятся звуки?

— Какие звуки мы называем глас­ными?

— Чем согласные звуки отличаются от гласных?

— Какие это звуки: [с], [р], [в], [д]? Докажите, что они согласные.

Работа с наглядностью.

Рассмотрите рисунки. Соедините кар­тинки, в названии которых первые звуки одинаковые.

— Почему соединили солнце и са­молёт, зайца и звез­ду, радугу и ракету, мышку и мишку. 

— Произнесите первый звук в слове мышка ([м]). Понаблюдайте за ва­шими губами.

— Теперь произнесите первый звук в слове мишка ([м']). Что вы заме­тили?

— Мы научимся опреде­лять твёрдость и мягкость согласных звуков, будем учиться их различать.

— В нашей речи согласные имеют пары по твёрдости-мягкости. Это помогает нам различать слова. Пред­ставьте себе, если бы не существовало звука [м'], как бы звучало слово миш­ка? А как бы звучало слово мяч? Мач? Совсем не русское слово.

Игра «Озорники»

Чтобы услышать, как меняется значе­ние слова, если путать мягкие и твёр­дые согласные, мы сыграем с вами в игру. Я буду произносить предло­жение, а вы находить звук - «озор­ник».

Корабль сел на мел.

— В каком слове спрятался звук-озор­ник? Исправьте ошибку. Что такое мель?

(Мель — неглубокое место в реке, озе­ре, море.)

Девочка поставила веник в уголь.

— Исправьте ошибку. Хорь пел весело и звонко.

— Кто такой хорь?

(Хорь — хорёк, хищный зверёк с цен­ным мехом.)

6. Физкультминутка «Ванька-встань­ка».

8. Игра «Ремонт слов».

— Очень вредный вирус пробрался в наши слова и все запутал, испор­тил. Попробуйте «починить» слова: рэпка, тярелка, свэт, лямпочка, бук-вар, утуг, футболь.

Итог 

— Что нового было на занятии?

— Чему научились?

Звонкие и глухие согласные

Цели: Закрепить понятие о звонких и глухих согласных. Упражнять детей в различении звонких и глухих согласных звуков на слух и с помощью тактильных ощущений. Развивать фонематический слух. Формировать навыки звукового анализа и синтеза. Развивать мышление и память.

Оборудование: карточки со звуками, доске картинки: полянка, трава, черника, смородина, паучок, цветы, земляника, жук, грибы, мак, бабочка, стрекоза.

Беседа

- Кто назовет слово, в котором первый звук согласный.

- Какие звуки называются согласными?

(Согласными называются такие звуки, при произнесении которых выдыхаемая воздушная струя встречает преграду.)

- Какие бывают согласные звуки?

(Согласные звуки бывают: твердые и мягкие, звонкие и глухие.)

 - Поговорим о звонких и глухих согласных.

- Какой согласный звук называется звонким?

(Согласный звук, который произносится с голосом, называется звонким.)

- Какой согласный звук называется глухим?

(Согласный звук, произноситься без голоса, называется глухим.)

 - Как можно почувствовать, звонкий или глухой согласный звук?

(Можно приложить ладошку к горлышку, произнести звук, и если ладошка почувствует дрожание, значит работают голосовые связки, звук произносится с голосом, он звонкий. Если ладошка не почувствует дрожания, значит голосовые связки не работают, голос не образуется, звук произносится без голоса, он глухой.

Можно произнести звук с закрытыми ушами. Если в ушах раздается звон, значит это звонкий звук. Если в ушах звона нет – значит звук глухой.)

- Сегодня на занятии мы поупражняемся в различении звонких и глухих согласных звуков.

 Различение изолированных звуков по звонкости - глухости.

 - Я буду произносить звук, а вы звените воображаемым колокольчиком, если звук звонкий и закрывайте уши ладошками, если звук глухой. (На доске выставляются символы звуков)

З Ж Х Л П Щ Н Г Ч Ф Р

 - Вы хорошо различаете звонкие и глухие согласные. Это вам поможет справиться со следующим заданием.

На доске картинки: трава, черника, смородина, паучок, цветы, земляника, жук, грибы, мак, бабочка, стрекоза, ромашка, кузнечик.

Игра «Звонкий - глухой»

 - Какой первый звук в слове полянка?

(В слове полянка первый звук [п], он согласный, глухой.)

(Прикрепить  символ глухих согласных – наушники, над полянкой).

Л. - На “глухой” полянке надо оставить только те картинки, в названии которых первый звук глухой.

(Дети выбирают соответствующие картинки для полянки).

 

 

Шипящие согласные

 

Цель: Закрепить правильное произношение шипящих звуков. Работать над дифференциацией свистящих и шипящих звуков, определением позиции звука в словах, делением слов на слоги.

Оборудование: Картинки: жезл, шоссе, пешеход, пассажир, переход, знак, шофер, машина; з картинки с машинами с 1,2 и 3-мя окошками.

 

- Ребята, мы сегодня с вами отправляемся в путешествие. Что такое путешествие? Да, путешествие это - когда человек отправляется в путь, чтобы увидеть и узнать что-то новое. Путешествие — вслушайтесь в слово и найдите шипящий звук. Да, это звук ш. Путешествовать можно пешком и на каком- нибудь транспорте. Я вам загадаю загадку, и вы сразу догадаетесь, как мы будем путешествовать:

Пьёт бензин, как молоко

Может ехать далеко.

Да, это машина. А есть ли в слове «машина» шипящий звук? Конечно! Чтобы тронуться в путь, нам нужен…Как вы думаете, кто?

Он внимательный, он бравый

Крутит руль то влево-вправо.

А командует им светофор.

Кто же это? Да,. (шофер)

Молодцы, отгадали! Послушайте еще раз это слово, в слове «шофер» есть шипящий звук? Конечно! Где он находится?  Звук ш в слове «шофер» находится начале слова.

Чтобы выбрать шофера, нам нужна считалка:

На улице нашей

Машины-машины

Машины-малютки,

Машины большие.

Op -op –ор

Вот и наш шофер!

Ну, шофер, садись за руль. А мы займем свои места. Ребята, а как называются люди, едущие в транспорте? Да, мы пассажиры. Давайте, поищем в слове «пассажир»шипящий звук. Да, это звук ж, он звонкий и находится он в середине слова.

А теперь я проверю вашу смекалку.

Что означает пословица «Тише едешь - дальше будешь». (В этой пословице говорится о том, что в дороге нужно быть внимательным, терпеливым и нельзя торопиться.)

Все вместе повторим эту пословицу. Какой звук присутствует во всех словах? Опять шипящий звук ш. Слышите, все шипящие в этом слове глухие. Поехали?

Нам ехать долго. Я вам предлагаю сочинять стихи. Я говорю начало стихотворения, а вы заканчиваете его похожим сочетанием звуков.

Ор-ор-ор - посмотрите… светофор.

Ор-ор-ор - тормози скорей. шофер.

Ишь-ишь-ишь - и куда ты так…спешишь.

Ай-ай-ай - правила ты. соблюдай.

Чи-чи-чи - правилам друзей. учи.

Да-да-да - и беды не будет. никогда.

Эц-эц-эц - тогда ты будешь. молодец!

Ну, мы молодцы. Настоящие поэты.

Пойдем дальше пешком. Мы были пассажирами, потому что мы ехали. А кто мы теперь? Отгадайте загадку:

В школе мы ученики

А в театре зрители,

А в музее, зоопарке

Все мы посетители.

А на улицу коль вышел,

Знай приятель наперед:

Всех названий стал ты выше

Стал ты сразу. пешеход.

Да, мы - пешеходы. Определяем место звука ш в слове «пешеход».

Идти пешком нелегко. Посмотрите, ребята, машинки:

1-я машинка с одним окошком;

2-я машинка с двумя окошками;

3-я машинка с тремя окошками;

Коробка какая-то, а в коробке картинки и задания. Первое задание - достать картинки, поставить их в ряд. Жезл, шоссе, пешеход, пассажир, переход, знак, шофер, машина, автобус. Теперь называем те картинки, в которых нет шипящих звуков: знак, автобус. Второе задание: называем каждую картинку, считаем слоги. Если слово состоит из одного слога, то картинку кладем в машинку с одним окошком и т. д.

Молодцы, все картинки в своих машинках. Это значит, нам можно садиться в машины. Мы снова становимся пассажирами.

Буквы «Ь» и «Ъ»

Цель: познакомить с буквами «Ь» и «Ъ» знак. Объяснить значение букв в словах. Упражнять в дифференциации гласных и согласных звуков. Упражнять в звуковом анализе слов.

Оборудование: картинки: ель, конь, карточки с буквами.

- Ребята, посмотрите на доску и скажите, с какими буквами мы сегодня с вами познакомимся?

Да ребята, сегодня мы с вами познакомимся с буквами, которые не обозначают звуков, и поупражняемся в нахождении этих букв в словах и тексте.

А теперь послушайте меня [а][т][т][л][л][ы] что я сейчас произнесла? (звуки)

Скажите пожалуйста, можно увидеть звуки речи? (нет, звуки мы только слышим и произносим).

А что тогда можно увидеть и написать? (буквы).

Сейчас я буду показывать буквы, а вы должны назвать звуки, которые эти буквы обозначают (демонстрация букв).

А теперь мы с вами проведём упражнение «Буква - звук». Работать вы будите парами, каждая пара выходит к доске, один из пары показывает любую букву, а другой должен назвать звук, который обозначает указанная буква, затем меняемся.

Сегодня мы с вами познакомимся с последними двумя буквами нашего алфавита. Это буквы необычные. Я раскрою вам их секрет. Давайте вспомним, что такое буква? (Буква – это значок, который замещает какой то звук, представляет его нам). Буквы, с которыми мы сегодня с вами познакомимся, тоже значки, но особые. Они не обозначают звуков.

Физминутка (встаём в круг)

Бедный мишка заболел

Мишка много мёду съел (идут по кругу)

Мишка плачет и кричит:

«У меня живот болит!» (поворачивание туловища влево, вправо)

Мишка стонет, слёзы льёт

У него болит живот. (наклон туловища вправо, влево)

Непослушный, жадный мишка

Съел лесной малины лишко. (дети грозыт пальчиком)

 

(На доске Ь)Дети посмотрите на доску, какая это буква? Это мягкий знак, он указывает, что буква перед ним произноситься мягко. Давайте назовем, что изображено на картинке: ель, конь.  А если мы уберем из этих слов мягкий знак, то получим совсем другое слово. Давайте посмотрим, какие слова получатся: ел, кон.

Если мягкий знак встаёт между согласной и гласной, то он покажет, что эти звуки не сливаются. Давайте опять обратимся к доске, прочтём слова: семя – семья, братя – братья, лют – льют, пют – пьют.

Дождик льётся, вьюга вьётся.

Как им это удаётся?

Это знак старается,

Мягким называется.

 (На доске Ъ) Дети какая это буква? Это буква твёрдый знак, стоит только в середине слова и показывает, что согласный звук не сливается с гласным. Твёрдый знак в силу своего характера разделяет их.

Прочитайте слова: съем – съел – объел, съезд – въезд – подъезд, спать, спеть, играть, отъезд, объезд, подъём.

Мягкий знак и твёрдый знак

Разговаривали так:

-Сколько я пирожных съел?

Мягкий знак ответил:

-Семь.

Ну вот ребята мы и закончили знакомиться с последними буквами нашего алфавита. Теперь когда будите встречать эти буквы в тексте, вы будите знать для чего они там стоят.

С какими буквами мы сегодня познакомились?

Что указывает мягкий знак?

Что мы узнали о твёрдом знаке?

Слог. Деление слов на слоги

Цель: дать понятие о слоге; учить де­лить слова на слоги; различать одно-, двух- и трёхсложные слова; совер­шенствовать артикуляционный аппа­рат учащихся; развивать мышление, речь; прививать любовь к учению.

Оборудование: предметные картинки, две корзинки, овощи и фрукты.

Беседа.

— Кто из вас был на спортивных соревнова­ниях?

— Где они проходят?

— Как называют тех, кто «болеет» за спортсменов? Что они делают?

— Давайте немного поиграем. Выберем одного мальчика и одну девочку. Они будут соревноваться между собой. А остальные будут болельщиками. (мальчик собирает овощи, девочка – фрукты. Болельщики выкрикивают имена соревнующихся детей)

— Когда вы кричали имена спорт­сменов, как звучало слово? (По час­тям)

Сегодня мы познакомимся с вами с частями слова.

Медленно проговорите слово рыба.  Прохлопайте это слово. Сосчитайте хлопки. Сколько получилось?

— Значит, в слове рыба две части. На­зовите первую часть. Назовите вто­рую.

— Эти части называются слогами. Сколько же слогов в слове рыба?

—А сколько слогов в словах мальчик, девочка? А в ваших именах: Аня, Наташа, Алина, Коля, Ярослав, Витя?

Физкультминутка.

 


Каждый день по утрам

Делаем зарядку.

Очень нравится нам всё

Делать по порядку:

Весело шагать,

Руки поднимать,

Руки поднимать,

Приседать и вставать,

Прыгать и скакать.


 

 Игра «Помогай-ка».

Рыдают слоги не понарошку:

«От наших слов —

одни лишь крошки.

Но если вы хотите,

Тогда нам помогите».

— Я называю первый слог. Ваша за­дача — дополнить его недостающим слогом или слогами.

Например: пи-ла; пи-а-ни-но; пи-он.

Слоги: ба-, ри-, ко-.

 Игра «Слоговички-попрыгунчики».

— Я называю слова, а вы должны, проговаривая слова по слогам, столь­ко же раз прыгнуть.

Слова: рябина, стол, балкон, мали­на, земля, барабан, блины, учени­ки, самолёт.

Итог

— Что нового узнали на занятии?

— Каким способом мы делили сло­ва на слоги?

— Сколько слогов может быть в сло­ве? (столько, сколько гласных)

— Может ли быть два гласных зву­ка в слоге? (нет)

Слова – названия предметов

 

Цель: закрепить знания изученных тем путём тренировочных упражне­ний; развивать речь учащихся; воспи­тывать самостоятельность; прививать любовь к родному краю, обучению, школе.

Оборудование: иллюстрации с вида­ми родного края, предметные кар­тинки.

Беседа

— Как вы думаете, где самое лучшее место на Земле?

— Сегодня мы сможем отве­тить на этот вопрос. Будем составлять предложения, делить слова на слоги.

— Рассмотрите иллюстрации на­шего города. Чем вам дорог родной край?

— Наши сёла, города прекрасны в лю­бое время года. Но леса, поля, сады наши богаты и волшебны. Я пред­лагаю вам отправиться в путь и по­смотреть, чем же одарила нас наша Родина.

(Дети рассматривают иллюстрации и называют предметы,  составляют коллектив­но предложения.)

Работа с загадками


• Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост — снаружи.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (Мор­ковь),

 

• Летом в огороде — Свежие, зелёные,

А зимою в бочке — Жёлтые, солёные. (Огурцы)

• Он большой, как мяч футболь­ный.

Если спелый — все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что за шар это? (Арбуз).

 

• Сидит дед, в сто шуб одет,

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук)

 

• Раскололся тесный домик на две половинки,

И посыпались в ладони Бусинки-дробинки. (Горох)

• Сто одёжек,

 

И все — без застёжек. (Капуста)


 

(Картинки-отгадки выставляются на доске. Дети делят слова на слоги).

— Можно ли предметы назвать одним словом? Какой предмет лишний?

— Арбуз — это самая большая ягода.

Скажите, а все эти предметы могут двигаться, дышать, издавать звуки? (Нет)

— Все эти предметы — неживые и от­вечают на вопрос что? А есть пред­меты, которые двигаются, дышат, говорят. Например, человек, соба­ка, белка и т. д. и отвечают на воп­рос кто?

 Игра «Съедобное — несъедоб­ное».

Ребёнку бросается мячик и задаётся вопрос кто"? или что? А ученик при­думывает слово на данный вопрос.

 Физкультминутка.

— Представим с вами, что сейчас мы — не мальчики и девочки, а ска­зочные цветы.


Наши нежные цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. Наши милые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.


 

— Что нового вы узнали о словах?

— На какие вопросы отвечают сло­ва-названия предметов?

Игра «Бывает — «е бывает»

— Я буду говорить, а вы вниматель­но слушайте. Если такое бывает, ки­вайте головой. Если не бывает тако­го — приседаете.


Мама моет посуду.

Кролик ест траву.

У курицы пять ног.

Слон очень маленький.

Собака грызёт кость.

Коровы летают в небе.

Котлеты жарят на сковороде.

Школа стоит на облаке.

Учитель старше первоклассников.

Бабушка моложе внука.


Итог

— Что нового вы узнали на заня­тии?

— Какие слова отвечают на вопрос что? кто?

Слова, обозначающие действие предмета

Цель: дать понятие о словах-названиях действий; формировать умение ставить к ним вопросы; развивать речь детей; расширять словарный запас; воспитывать любовь к обучению.

Оборудование: иллюстрации, предмет­ные картинки.

Беседа.

— Посмотрите на рисунок. Назови­те слова, обозначающие предметы. Отвечайте: кто?— девочка; что?— краски.

Загадки


• Хвост с узорами,

Сапоги со шпорами.

Песни распевает,

Время считает. (Петух)

 

• Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса)

 

• Мохнатенький, усатенький,

Лапки мягоньки, а коготки

остры. (Кот)


— Какие слова вам помогли отгадать загадки?

— На какие вопросы отвечают сло­ва-отгадки?

— Что они обозначают? (Названия животных)

— Чтобы рассказать сказку, нам недо­статочно было слов-названий пред­метов. Нужны и другие слова: уходит, прощается, несёт, выручает. Сегод­ня мы узнаем, что обозна­чают эти слова, на какие вопросы от­вечают. Познакомимся со сказкой «Колосок».

 Физкультминутка.


Давай с тобой попрыгаем,

Попрыгаем, попрыгаем

И ножками подрыгаем,

Подрыгаем, подрыгаем.

В ладоши мы похлопаем,

Похлопаем, похлопаем.

И ножками потопаем,

Потопаем, потопаем.


Беседа.

— Что мы с вами делали? (Прыгали, дрыгали, хлопали, топали)

— На какой вопрос отвечают эти слова?

— Что они обозначают, называют?

— Что делать? Что делаю? Что делали? другие вопросы,— это названия действий. Слова-названия действий рассказывают, что делает предмет.

Работа парами.

— Вы будете работать парами. Один называет предмет, а другой подбирает к нему слово-название дей­ствия. А затем — наоборот.

 Цветок — что?

Что делает?— Растёт.

Кто?— Мама.

Что делает?— Убирает..

Игра «Ещё одно словечко»

— Я буду бросать вам мячик и гово­рить слово, а вы будете добавлять сло­во, которое обозначает действие.

Ира... (читает). Белка... (грызёт). Маша... (идёт) и т. д.

Чтение и беседа по содержанию сказки «Ко­лосок».

Жили-были два мышонка, Круть и Верть, да пету­шок Голосистое горлышко. Мышата только и знали, что пели да плясали, крутились да вертелись. А петушок чуть свет поднимался, сперва всех песней бу­дил, а потом принимался за работу.
Вот однажды подметал петушок двор и видит на зем­ле пшеничный колосок.
-  Круть, Верть, - позвал петушок, - глядите, что я нашёл!  Прибежали мышата и говорят:

- Нужно его обмолотить.
- А кто будет молотить? - спросил петушок.
- Только не я! —петух петушок с метлой закричал один. - Только не я! — закричал другой.
- Ладно, - сказал петушок, - я обмолочу. И принялся за работу.
А мышата стали играть в лапту. Кончил петушок молотить и крикнул:
- Эй, Круть, эй, Верть, глядите, сколько я зерна намо­лотил! Прибежали мышата и запищали в один голос:

 - Теперь нужно зерно на мельницу отнести, муки на­молоть.
- А кто понесёт? - спросил петушок.
- Только не я! - закричал Круть.
- Только не я! - закричал Верть.
-  Ладно, - сказал петушок, - я снесу зерно на мель­ницу.
Взвалил себе на плечи мешок и пошёл. А мышата тем временем затеяли чехарду. Друг через друга прыгают, веселятся. Вернулся петушок с мельницы, опять зовёт мышат:
— Сюда, Круть, сюда, Верть! Я муку принёс. Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:
— Аи да петушок! Аи да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги печь.
— Кто будет месить? — спросил петушок. А мышата опять своё:
— Только не я! - запищал Круть.
— Только не я! - запищал Верть. Подумал, подумал петушок и говорит:
— Видно, мне придётся.
Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печь. А как печь натопилась, посадил в неё пироги.
Мышата тоже времени не теряют: песни поют, пля­шут.
Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол, а мышата тут как тут. И звать их не пришлось.
- Ох и проголодался я! - пищит Круть.
- Ох и есть мне хочется! — пищит Верть. Скорее сели за стол. А петушок им говорит:
- Подождите, подождите! Вы мне сперва скажите: кто нашёл колосок?
- Ты нашёл! — громко запищали мышата.
- А кто колосок обмолотил? — снова спросил петушок.
- Ты обмолотил! - потише сказали оба.
- А кто зерно на мельницу носил?
- Тоже ты, — совсем тихо ответили Круть и Верть.
- А тесто кто месил? Дрова носил? Печь топил? Пиро­ги кто пёк?
- Всё ты, всё ты, — чуть слышно пропищали мышата.
- А вы что делали?
Что сказать в ответ? И сказать нечего. Стали Круть и Верть вылезать из-за стола, а петушок их не удерживает. Не за что таких лодырей и лентяев пирогами угощать!


— Кто герои сказки?

— Что делали Круть и Верть?

— Что делал Петушок?

— Почему Петушок не удерживал за столом мышат?

Итог

— Что нового вы узнали на заня­тии?

— Что вам понравилось?

 

Предложение. Члены предложения. Схемы предложения

Цель: дать практическое представ­ление о предложении как способе выражения мысли; учить выделять предложение из текста и слово из пред­ложения; познакомить с раздели­тельным знаком — точкой в конце предложения и условными обозна­чениями слов в предложении; развивать фо­нематический слух, речь внимание; воспитывать любознательность, тру­долюбие, старательность.

Оборудование: сюжетные иллюстра­ции, предметные картинки, письма от Сороки и Дятла.

Беседа.

—Послушайте: дом, небо, стоит, на, в, круглый, яркое, лужайка, озеро, светит, плавать, книга.

Вы поняли, что я  хотела вам рассказать? Почему? А сейчас — сюрприз!


В чистом поле — теремок,

Он не низок, не высок.

Шла Лягушка из болота,

Видит: заперты ворота.

Эй, замочек, отвались, отвались!

Теремочек, отворись, отворись!


— О чём я рассказала?

— Почему вы меня поняли? Верно. Мы всё умеем говорить по-русски, владеем русской речью, умеем слу­шать и понимать нашу речь.

— А из чего состоит наша речь?

Выдумаете, что из слов. Но вот я говорила слова, а вы не по­няли меня. Почему?

Сегодня мы узнаем, как строится наша речь. Познакомимся с условными обозначениями.

— Нам пришло два письма от Сороки и дятла. Послушайте первое: «Здрав­ствуйте дорогие! дети! шлём вам при­вет мы живём! хорошо сушит грибы! белочка наедается мёда! медведь ле­тает по ночам! сова до свидания».

Странное письмо. Вы поняли, о чём оно?

Я прочту письмо Дятла:

«Здравствуй­те, дорогие дети. Шлём вам привет.

Мы живём хорошо. Сушит грибы бе­лочка.

Наедается мёда медведь.

Лета­ет по ночам сова. До свидания».

Теперь вы поняли, о чём письмо? По­чему письмо Сороки было таким запу­танным? А каким было письмо Дятла? Почему вы поняли его смысл?

Какую мысль мы будем называть пред­ложением?

На доске висит иллюстрация зайца.

— Что делает заяц? (Заяц прыгает.) Вам понятна эта мысль? Мы построили предложение о зайце.

— Как вы думаете, из чего состоит предложение?

Сколько слов в этом предложении?

(Дети считают количество слов в пред­ложении с помощью хлопков.)

Схематически мы будем обозначать предложение так: ׀_________ _________.

Первое слово в предложении будет писаться с большой буквы. А схема­тически мы будем показывать пер­вое слово с дополнительной верти­кальной чертой.

 Физкультминутка.

Раз, два, три, четыре, пять,—

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька - горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

Игра «Не ошибись»

— Я буду рассказывать вам историю, а вы делите мою речь на предложе­ния. После каждого предложения хлопайте.

(Учитель читает первый раз — дети слушают, второй раз — делят текст на предложения.)

Сорока и Дятел живут в лесу.

Соро­ка целый день стрекочет.

Она первой узнаёт лесные новости.

Дятла назы­вают санитаром леса.

Игра «Ещё одно словечко»

Я предлагаю вам игру. Он назы­вает предложение. Ваша задача — до­бавить одно слово.

Ира читает....

Белка грызёт....

Маша идёт....

Итог

— Что нового выучили сегодня?

— Чему научились?

Ударение

Цель: дать понятие об ударение; вы­рабатывать умение выделять ударе­ние в словах; на примерах показать роль ударения; познакомить с условными обозначениями; прививать лю­бовь к школе, обучению.

Оборудование: предметные картин­ки, игрушки, иллюстрации, игрушки животных.

Беседа.

— Давайте вспомним, как мы делим слова на слоги.

— Что вы можете рассказать о глас­ных в слоге?

Игра «Магазин».

— На столе выставлены игрушки. Правильно выполнив задание, вы сможете «купить» игрушку у меня — я продавец.

-  Продаю игрушки, назва­ния которых состоят из одного сло­га. (Мяч, слон, волк, тигр)

- Названия этих игрушек состоят из двух слогов. (Кукла, зай­чик, лиса, ёжик, ослик)

- Продаются игрушки, в на­звании которых три слога. (Собака, машина, автобус, самолёт)

-Магазин закрыт. Почему вы не купили черепаху?

 Физкультминутка.


Руки подняли и покачали —

Это деревья в лесу.

Руки нагнули, кисти встряхнули —

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем —

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем —

Крылья сложили назад.


— Сегодня мы узнаем, что такое ударение и как определить удар­ный слог. Для этого мы с вами отпра­вимся в лес и понаблюдаем за жиз­нью некоторых животных.

Загадка.

Всю ночь летает,

Мышей добывает,

А станет светло,

Спать летит в дупло. (Сова)

— Почему вы решили, что это сова?

Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель... (ёжик).

— Как вы догадались, что это ёжик?

И сова, и ёжик — животные леса. Оба охотятся за мышами, ведут ноч­ной образ жизни. А днём отсыпают­ся. Поэтому мы их сейчас не видим. А давайте их позовём. Сначала сову. Сколько слогов в этом слове? Ещё позовём сову, а вы обратите внима­ние на то, какой слог мы проговари­ваем громче, как бы ударяем гром­че голосом.

Сверху наклонной чертой отмечается слог, который произносится с большей силой голоса. Смотрите, вот и сова к нам прилетела.

Чтобы появился ёжик, нужно и его позвать. Делим слово на слоги. Зовём ёжика. Какой слог произносится сильнее?

— Ёжик и сова помогли нам, позна­комится с ударением. Ударение — это выделение слога силой голоса. На­клонная чёрточка сверху—это значок ударения. А слог, на который падает ударение, называется ударным.

Заучивание стихотворения.


Ударный слог, ударный слог,

Он назван так недаром.

Эй, невидимка-молоток,

Отметь его ударом!

И молоток стучит, стучит,

И чётко речь моя звучит.


Физкультминутка.

Игра «Посели в домик»

У вас на столах находятся карточки со слоговыми схемами. Это домики для слов — названий животных.

(Силуэтные рисунки животных выда­ются детям.)

Расселите этих живот­ных в домики соответственно схемам.

(Работа выполняется коллективно.)

Картинки: заяц, павлин, корова, мыш­ка, олень, собака.

Итог

— Что нового вы выучили сегодня?

— Как найти ударный слог в слове?

— Для чего нужно уметь ставить уда­рение в словах?


 


Работа по разрезным азбукам (закрепление)

Цель: упражнять детей в составлении слов из букв, слогов, читать слова и составлять короткие предложения, развивать фонематический слух, развивать память, внимание, логическое и творческое мышление, учить слиянию гласных и согласных букв, составлять трехбуквенные слова.

Оборудование: предметные картинки, индивидуальные разрезные азбуки.

Воспитатель показывает детям «Чудесный мешочек» с муляжами овощей и фруктов. Дети на ощупь достают муляж и на столе выкладывают его название.

- Чем отличаются овощи от фруктов?

Предложить прочитать слоги на доске:

ЛА, КО, ТЯ, ФА, НО, РИ, ЛЯ, ЗА, РА

Из слогов составить слова.

Составить слово ФОНАРИ

-Сколько букв в этом слове?

-Назовите гласные, согласные?

-Назовите мягкие согласные, твердые?

-Сколько слогов в этом слове?

-Назовите первый, второй, третий, ударный?

-Хлопните в ладоши столько раз, сколько слогов в этом слове.

-Составьте предложение с этим словом.

Из слогов составить отгадку на загадку:

Над лесами, над рекой

Семицветный мост дугой.

Если б мог я встать на мост-

Я б рукой достал до звезд. (Радуга)

Сделать звуковой анализ слова, составить предложение.