Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте

Мельникова Юлия Владимировна,воспитатель

МОУ "Янинская СОШ" ДО №1

п. Янино-1


Игра- это свободная, добровольная деятельность, которая связана с построением воображаемой ситуации, "понарошку", "как будто". Эта ведущая деятельность максимально развивает ребёнка в определённом возрасте.

В возрасте от 0-1 года важно эмоционально-личностное общение для ребёнка.  В этот период именно мама, является самым важным и нужным человеком для малыша.

Ранний возраст от 1-3 лет – предметно- манипулятивная деятельность. Ребенок начинает играть в игрушки.  

А в возрасте от 3-6, 7 лет – игра уже становится очень важна для ребенка. Он играет и самовыражается через игру.

В младшем школьном возрасте в  6 и 7 лет на первое место выходит учеба, учение. Ребенок играет, но в свободное от учебы время.

Для подростков выходит на первый план общение. Они больше общаются  друг с другом и так же важно их общение с родителями.

Игра обуславливает ход психического развития ребёнка. К игре надо приобщать! Обучающий должен быть эмоционален, но не дидактичен.

Как определить готов ли ребенок к школе? Другими словами, «созрел» он,  чтобы учиться? Здесь важна школьная зрелость у дошкольников, т.е. готовность ребёнка к школе. 

Ее можно разделить на составляющие, которые играют важную роль и являются показателями готовности к школе:

1. Познавательная (интеллектуальная)

Познавательные процессы у ребёнка воображение, память, внимание, должны созреть.

2. Мотивационная. 

Ребенок хочет идти в школу.

3. Волевая(произвольность познавательных процессов). Ребёнок способен контролировать свои познавательные процессы, т.е он  умеет  контролировать своё поведение.

4.Социально-психологическая составляющая. 

Также важна. Ребёнок должен уметь общаться в коллективе, он  умеет выстраивать взаимоотношения со сверстниками.

Все эти составляющие готовности ребенка к школе, как раз и развивается в игре и  через игру.

Игр множество, но есть три вида игр, в которые играют все дети.

1. Игра Хищник-жертва

2.Брачная пара(семья, дом, папа, мама)

3. Дочки- матери ( девочки)

В старшем дошкольном возрасте появляется сюжетно-ролевая игра. Для девочки важно играть в куклы, ведь играя, дети проживают свои роли и проецируют их потом во взрослой жизни. Соблюдение правил в играх старшего дошкольного возраста -это соблюдение правил жизни. Правила- это формирование нравственно-волевой сферы. Ребёнок учится доводить дело до конца, не хочу, но надо.

Я считаю важно воспитывать " нового человека",конкурентоспособную личность. Черты конкурентоспособной личности проявляются в профессиях:

исследователей

изобретателей

предпринимателей

новаторов…

Значит ребенок должен фантазировать, выдумывать, воображать, играть! Чтобы вырасти исследователем, новатором. Иначе вырастет просто послушным, исполнительным гражданином.

Также важны и игрушки, в которые играют дети.

Игрушки делятся на два типа:

1. Мягкие зверята

2. Орудия труда

Детская игрушка выполняет две основные функции. Первая функция - игрушка должна быть открыта для активности ребенка, неинтерактивная. Вторая функция игрушки, соответствовать этическим и эстетическим представлениям об окружающем мире. И конечно игрушки должны быть детскими.

В заключении хочется пожелать- играйте вместе с детьми, развивайте детей в процессе игр. В дошкольном возрасте для них это главная ведущая деятельность!