Календарное планирование для детей с ФФНР 6-7 лет. "Звуки С,Сь. Буква С. Полет на Марс. Звуки З,Зь. Буква З. Зима

Баянова Светлана Николаевна, учитель-логопед

МБОУ "Звездненская СОШ"

Кемеровская область, Кемеровский район, пос. Звездный


Период: 3 неделя января.

Лексическая тема:Звуки С, С; буква С. По­лет на Марс// Звуки   З,   З';   буква  З. Зима

 

вторник

четверг

Подготовительный этап

1. Самомассаж ладоней: катание ребристого карандаша между ладонями и по тыльной стороне кисти ; разминание поочередно пальцев правой руки от основания до кончиков левой рукой, потом поменять руки.

2. Логопедический массаж для детей с напряженной мимической и артикуляционной мускулатурой по состоянию на момент занятия

3. Артикуляционные упражнения проводятся индивидуально с каждым ребенком в зависимости от групп нарушенных звуков.

4. Мелкая моторика: ребенок ходит указательным и средним пальцами по листу бумаги, расчерченному в клетку 2х2см, поворачивая в любом направлении, одной или двумя руками:

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд –

Пингвинят, волчат, зайчат.

Общие речевые навыки (нормализация голоса, просодики)

Тянуть гласный звук сначала тихо (5 секунд), постепенно наращивая громкость (3-5 сек), а потом на максимальной громкости (3-5 сек) О-О-О . Грудную клетку при этом не сжимать.

Тянуть гласный звук сначала тихо (5 секунд), постепенно наращивая громкость (3-5 сек), а потомна максимальной громкости (3-5 сек) У-У-У . Грудную клетку при этом не сжимать.

Формирование элементарныхнавыков письма и чтения.

Звуковой анализ слов

1.               Добавь звукС, что получится: глобу(с), автобу(с), насо(с), ана­на(с), абрико(с), пылесо(с).

2.               Произнести слоги с ударением то на первом, то на втором слоге: са-са, со-со, сы -сы, сэ –сэ, су-су, си-си

1.Знакомство со звукомЗ- какзвенит комар? Амаленький комарик?

2. Дать характеристику звука- согласный,звонкий(голосок работает, не спит). Может быть твердым и мягким.

3. Топай- хлопай: ЗВУК,ЗИМА, ЗЕЛЕНЫЙ, ЗАЯЦ, РОЗА, МОРОЗНЫЙ, РОЗОВЫЙ, МАГАЗИН, ЗАМЕРЗАТЬ.

Звуки и буквы

1.      Знакомство со звуками С,СЬ, характеристика звука – согласный, глухой, может быть твердым и мягким

2.      Из каких звуков состоит слово САНИ – дать характеристику звуков, записать звуковую схему

3.      Знакомство с буквой С. На что она похожа? Нарисовать на бумаге и вырезать букву С.

1.       Знакомство с внешним видом буквы З.

На что она похожа?

2.Выкладывание буквы  З  при помощи счетных   палочек, фигурок,фольги.

 

 

Формирование начальных навыков чтения (работа с разрезной азбукой)

1.           Выложить и прочитать возможные слоги по схеме: буква С+буква, обозначающая гласный звук.

2.           Выложить и прочитатьвозможные слоги по схеме: буква, обозначающая гласный звук+ буква С.

3.           Выложить буквами слово САНИ.

4.           Преобразовать его в слово САМИ.

1. Проговаривание  слогов, образованных  при помощи З и гласных звуков, выкладывание из разрезной азбуки АЗ,ИЗ,ОЗ,УЗ, ЗА, ЗО,ЗУ, ЗИ, ЗОЗ,ЗУЗ,ЗИЗ.

2. Преобразование слов Сима-Зима-Зина.

Письмо букв и слов

1.      Написать слова САНИ САМИ. Почему эти слова не являются предложением? (в них нет смысла, не понятно, о чем тут говорится)

2.      Дополни эти слова так, чтобы появился смысл в высказывании.

Почему слова Зина и Сима пишутся с большой буквы?

 

Слово

 

 

1.        Звуко-слоговой анализ слов ЗИМА, КАТОК

2.        Выкладывание слов буквами

Предложение

 

Выложить предложение: САНИ САМИ ЕДУТ С НАМИ.

Сколько здесь слов? Как пишутся слова в предложении?(каждое слово отдельно). Какой знак ставится в конце предложения?

1.             Распространить предложение Дети строили… (что?когда? зачем? Какие дети? Как их зовут? Кто им помогал? Из чего строили?).

2.             Какой знак ставится в конце предложения на письме? Сосчитать количество слов в предложении. Назвать «маленькие слова» (предлоги)

Чтение

Прочитай и отгадай загадку:

Сани сами едут с нами, нас везут под небесами

И не сказка вовсе это, а космическая (ракета)

Прочитать предложение: Дети строили каток. Паша катался на коньках. Зина каталась на лыжах. У Зои санки.

Правописание

1.               Как пишутся слова в предложении (каждое слово отдельно). Какое слово всегда пишется с большой буквы?(самое первое). Составить схему предложения. 

Какие слова из рассказа напишем с большой буквы? Горку строили Сережа с папой. А каток заливали Марина, Павлик и Зина. Когда каток замерз, катались все, только Павлик заболел. Он промочил ноги, заливая каток. После прогулки дети пошли проведать больного. Скоро Павлик выздоровеет и будет вместе со всеми кататься на коньках по катку.

Динамическая пауза (Общая моторика, речь с движением)

 

Если хочешь строить мост, (идут по кругу)

Наблюдать движенье звёзд, (останавливаются и поднимают руки вверх)

Управлять машиной в поле (берут в руки воображаемый руль, бегут по группе)

Иль вести машину ввысь, - (расставив руки в стороны «летают» по группе)

Хорошо работай в школе, (руки складывают, как школьники, сидящие за партой)

Добросовестно учись!

Развитие речи

Развитие внимания к изменению грамматических форм слов

1.     Я, ты, он, она: лечу на ракете, наблюдаю за космосом, смотрю в иллюминатор, управляю полетом.

2.     Сейчас- уже-потом на том же материале.

1.    «Назови родственные слова» Игра с мячом: лес- лесной- лесовик- лесник;

пух-пушок-пуховый-пушной;

снег-снежок-снежный-снеговик – заснеженный –снежный;

лед-ледяной-ледянки-обледенел-заледенеть-ледышка-ледок-ледокол

Словарная работа

Составить новые слова от слова ЛЕТЕТЬ при помощи добавления приставок ОТ-, ВЫ-, ПРИ-, ЗА-, ОБ-, ПЕРЕ-

«У меня есть, у тебя нет»: санки, лыжи, коньки, снегокат, снежок, горка, ледянка, ватрушка,

Предложения

1.     На нашей ракете мы побывали на планете (Марс, Юпитер, Венера, Нептун, Сатурн, Уран, Плутон) и на звезде (Солнце).

2.     Как пишутся названия планет? Составить схему предложения.

3.     В названии каких небесных тел есть звук С?

4.     Выложить слово МАРС буквами из азбуки.

1.    «Исправь ошибку» Окно смотрит в мальчика. Пол стоит на диване.Стол лежит на книге. Елка наряжает девочку игрушками. Крыша падает на снег. Сугроб спрятался в зайце. Берлога спит в медведе. Орешки запасают белку на зиму.

Связная речь

 

Заучивание:

 По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

раз-Меркурий, два- Венера,

 три-Земля, четыре – Марс.

 Пять-Юпитер, шесть-Сатурн,

 семь –Уран, за ним –Нептун.

 Он восьмым идет по счету,

а совсем уже потом

 и девятая планета

под названием Плутон.

«Бывает так?»

Нам Незнайка рассказал,

но, наверное, приврал:

«Долго Саша гладил волка,

Потому что волк в иголках».

Баба Маша сон видала,

Утром детям рассказала:

«Заяц съел большого волка,

Доедает кость под елкой».

 Почему так не бывает? В каких словах есть звук З?

 

Формирование произносительной стороны речи

 

 

1.          Постановка и первона­чальное закрепление звуков в соответствии с индивидуальными планами

2.          Преодоление затруднений в произношении трудных по структуре слов, состоящих из правильно произносимых
звуков

3.     Формирование связной, грамматически правильной речи с учетом индивидуаль­ных особенностей детей.

Подведение итогов