Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе

"Происшествие в библиотеке"

Царигородцева Виктория Сергеевна, воспитатель

МДОАУ д/с №12

Амурская область, г.Зея


Цель: Закреплять знания детей о некоторых гласных и согласных звуках, а также буквах обозначающие эти звуки. 

Задачи:

Образовательные:

1. Закреплять умение определять местонахождение звука в слове, раскладывать предметы в соответствии со схемой слова, проводить звуковой синтез слов. Продолжать формировать умение делить слова на слоги и закреплять навыки чтения слогов, слов. Упражнять в подборе слов, начинающихся на звук З. Закреплять образ букв разными способами. Обогатить словарный запас детей новым словом «каталог». Ввести в активный словарь детей слово «библиотекарь».

2. Закрепить умение ориентироваться на плоскости, решать примеры и выражения.

Развивающие:

1. Развивать фонематический слух, познавательную активность, речь, внимание, память, мышление, зрительное восприятие, мелкую моторику.

Воспитательные:

1.Воспитывать любознательность, умение работать в коллективе, желание помогать.

Оборудование: экран, проектор,видео презентация,  полки с книгами, книга «Азбука» без названия с картинками  для составления слова по первым звукам, буквы на липучках, корзинка с фруктами,три корзины со схемамидля определения места звука в слове, природный и бросовый материал для выкладывания букв, геовизоры, шариковые ручки, поролоновые губки, акварельные краски, белые листы бумаги с буквой У, написанной  воском, влажные салфетки. 

Ход НОД

1.Введение в образовательную ситуацию

Приветствие.  

Воспитатель:

-Ребята, мы сегодня отправимся на экскурсию. А куда, вы узнаете, когда мы придём.

-Вот мы и пришли на экскурсию. Ребята, подходите все ко мне поближе.

-Поприветствуйте наших гостей.

-А куда мы пришли? Как узнали, что это библиотека? (много книг с полками).

-Кто работает в библиотеке? Интересно, почему она нас не встречает.

2.Проблемная ситуация

Приходит видеописьмо от библиотекаря.

Воспитатель:

-Ребята, мне кажется это видео звонок. Кто-то пытается с нами связаться. Давайте посмотрим кто это.

Библиотекарь:Здравствуйте, ребята! В нашей библиотеке завелся Буквоежка, который постоянно шалит. Вот и сегодня утром случилось очень странное происшествие, когда я расставляла книги по полкам, то обнаружила, что появилась какая-тоновая книга. Но она без названия.Помогите мне, пожалуйста, разобраться.

Воспитатель: 

-Ребята, вы узнали кто это? (библиотекарь) А помните, как зовут ее? (Валентина Александровна)

- Сможем помочь библиотекарю? А как мы это сделаем? (найти книгу)

-Ребята, вы все говорите правильно, но для того, чтобы восстановить название, ее надо сначала найти.

- Давайте посмотрим, может быть, она на этом столе?

Подходят к столу с книгами. Рассматривают. Замечают, что у одной из книг нет названия.

НАХОДЯТ КНИГУ, СТАВЛЮ ЕЕ НА МОЛЬБЕРТ

Воспитатель:

- Почему вы эту книгу выбрали?

-Посмотрите, здесь есть какие-то картинки.

-А чтобы нам всем было хорошо видно, Валентина Александровна оставила нам фотографию книги.Давайте пройдем на стулья. Обратите внимание на экран.

-Как вы думаете, что это за картинки?  Что мы сможем узнать с помощью этих картинок? (узнать название книги)

-Что для этого нужно сделать? Мы с вами уже выполняли такое же задание, давайте вспомним.

-Нужно определить первый звук в каждом слове. Расставить их по порядку и прочитать слово.

-Может быть, кто-то уже догадался, как называется книга?

Апельсин, зонт, барабан, утка, кот, аист. (АЗБУКА)

-Вот мы с вами узнали название книги, это азбука. Странно мы отгадали название книги, но буквы не появились.

-Где они могут быть? (В книгах, на полках)

-В библиотеке много книг. А чтобы найти нужные книги, для этого в библиотеке есть каталог. Это набор карточек с описанием книг и их местонахождения в библиотеке.Давайте туда заглянем.Может быть, там найдем какую-нибудь подсказку.

На экране появляется карточка каталога.

Ищем первую книгу.

-Ребята, каталог выдает карточку, на которой написан пример, решив его, мы сможем узнать,на какой полке стоит книга, которую мы с вами ищем. 

3-(минус)2=(равно) 1- номер полки. Молодцы! 

-Посмотрите, под примером есть еще одно выражение. Решив его, мы узнаем, какая геометрическая фигура изображена на обложке книги. Посмотрите на выражение и скажите ответ.

-Так какую книгу нам нужно найти? (на которой изображен         ) 

-На какой полке она стоит? (на первой)

-Саша, подойди к полке и принеси нам эту  книгу.

Воспитатель: Нашли книгу. Эта книга называется «Айболит»

1 книга «Айболит». 

- Послушайте внимательно. На какой звук начинается название этой книги? Какой звук мы должны найти? (А) Какой это звук? Дети отвечают полным ответом.Чем отличается звук от буквы? А какой буквой обозначается звук А?

-Молодцы. Но буква почему-то не появляется. Давайте вспомним эту сказку. Кого и где лечил доктор Айболит?Куда доктор Айболит отправился, чтобы помочь больным зверям? (в Африку)

-Животные Африки очень любят фрукты, потому что они богаты витаминами и полезны для здоровья. (Корзинка с фруктами)Чтобы найти букву А,вам нужно разложить фрукты по корзинкам согласно схеме.

-Давайте подойдем к столам с корзинками. Встаньте по линии, чтобы всем было видно.

-Фрукты, которые начинаются со звука А, положить их в корзинку вот с этой схемой.

Находят среди фруктов абрикос, апельсин. 

-Фрукты, в названии которых слышим звук А в середине слова (виноград, банан), надо положить в корзинку  вот с этой схемой.

-А в третью корзинку, вот с этой схемой, нужно положить фрукты, в названии которых звук А слышится в конце слова (ребёнок кладёт груша, слива).

-Будьте внимательны!

-Кому фруктов не досталось, вы будете проверять, правильно ли они разложили.Ты Ваня проверяешь эту корзинку, ты Женя - вторую, а ты Катя - третью. Все фрукты разложили правильно?

-Молодцы, справились с первым заданием! 

- Нашли мы букву А, да не одну.  Поместим их на книгу. Как вы думаете, куда? (под картинкис изображением апельсина и арбуза)ДВОЕ ДЕТЕЙ ПОМЕЩАЮТ БУКВЫ

-Но впереди у нас еще много букв. Давайте пройдем на стулья, посмотрим по каталогу. Где нам найти следующую книгу?

 

Ищем вторую книгу. «Золушка»

Воспитатель: 

-Следующую книгу мы будем искать на столе. Найдите ту книгу, в названии которой 3 слога.

-На столе лежит три книги. Я прочитаю вам названия этих книг, а вы слушайте внимательно. И поделите эти слова на слоги. Если кто затрудняется, можно прохлопать.

-Так какую книгу мы выберем? В названии какой книги 3 слога?

-Какой первый звук вы слышите в названии этой книги? З

-Дайте мне полную характеристику этого звука. (Звук З согласный, твердый, звонкий).

-А чем согласный звук отличается от гласного? 

Игра «Придумай слово на звук [З]»

Педагог открывает книгу.

-  Ребята, а буквы здесь нет. Но я заметила, что из книги исчезли слова, которые начинаются на звук З. Попробуем восстановить? Сможем? Тогда слушайте внимательно.

“Золушка утром встала, постель ...(заправила), сделала... (зарядку), почистила… (зубы). Паста, которой она чистила какая? (зубная). Золушка причесалась, косы (заплела), бант... (завязала) и пошла на кухню ... (завтракать).

-Молодцы, слова вы восстановили, но чтобы освободить букву З, вы должны её выложить из того материала, который вы видите на столе. (на тарелке лежат пуговицы, фасоль, скорлупа от фисташек, шляпки от желудей и т.д.) 

-Молодец! ….какую букву ты выложил? (З) Какой звук она обозначает? (З) 

-Звук З какой? (согласный)

-Он твердый или мягкий? (твердый) 

В книге находится буква З.

-Букву З мы нашли. Алиса, помести её на книгу. (под картинку с изображениемзонта)

-Ребята, посмотрите на меня, ….. разверните стулья, чтобы вам было меня хорошо видно.

-Мы с вами много букв нашли, давайте немного отдохнем.

Гимнастика для глаз (выполняем движения глазами в соответствии с текстом)

Глазки вправо, глазки влево,

И по кругу проведем.

Быстро – быстро поморгаем

И немножечко потрем.

 

Посмотри на кончик носа

И в «межбровье» посмотри.

Глазки закрываем,

Медленно вдыхаем.

А на выдохе опять

Глазки заставляй моргать.

А сейчас расслабились

Следующую букву искать отправились.

-Давайте обратимся к следующей карточке каталога.

Ищем третью книгу.

Воспитатель:

-Нам с вами нужно найти книгу, в которой говорится о том, как хозяин ушел на работу, а домашний пес пригласил в гости своего друга, дворового пса, и начал хвастаться: показал свою большую квартиру.

-Что это за книга? Как называется рассказ? «Бобик в гостях у Барбоса»

-А кто помнит автора этого рассказа? (Николай Николаевич Носов)

-Как вы думаете, какую букву будем искать в этой книге? (предположения) Почему вы так решили? (Клички собак начинаются со звука Б) Если не ответят, то следующий вариант: Вы узнаете, какую букву мы будем искать в этой книге, если ответите мне, на какой звук начинаются клички собак? Б

-Для того чтобы найти букву Б,нужно выполнить следующее задание. 

-Пододвиньте к себе геовизоры. Вы с ними уже знакомы. И отметьте на нем следующие координаты:Б1, Б2; середина З1, З2, О2, Ж2, К2. Только слушайте меня внимательно. Если у вас получится, то вы сможете освободить букву. 

-А теперь соедините все  отмеченные точкипрямыми линиями, чтобы получилась буква Б.

Букву Б мы освободили.Куда мы ее поместим? (под картинку, на которой изображен барабан) 

Воспитатель:

-Посмотрите на книгу, сколько букв нам с вами ещё нужно найти? (две: К, У)

-Ребята, а следующую букву Буквоежка сделал невидимой. Как нам ее увидеть?

-Давайте подойдем к столу и поможем букве проявиться? Как мы это можем сделать? (Возьмем губку, обмакиваем в акварельные краски, раскрашиваем губкой белый лист бумаги) 

-Какая буква проявилась? У

РЕБЕНОК СТАВИТ ЕЕ НА КНИГЕ, БЕРУ КНИГУ С СОБОЙ

Воспитатель: 

-А следующую букву Буквоежка спрятал очень далеко.Чтобы  намее найти,надо пройти лабиринт.Проходить лабиринт мы будем по указателям, чтобы не заблудиться. По дороге нам будут встречаться дома, в которых живут слоги. Для того, чтобы продолжить путь по лабиринту, надо прочитать все обратные и прямые слоги. 

-Саша, что надо сделать, чтобы дойти до первого домика? (2 шага вверх, вправо, влево)-Прочитай слог, который в нем живет. Молодец!

-Пришли мы к домику. Дверь открывается, там прячется буква К.

Помещаю ее на азбуку.

Со всеми заданиями справились? Да

Буквы все мы нашли? Да.

Рефлексия.

-Ребята, нам поступил еще один видео звонок.

Библиотекарь:

-Молодцы ребята! Вы мне очень помогли! Теперь я знаю, что это за книга. Это очень нужная и важная книга, по ней выбудете учиться читать и писать в школе. Скажите, ребята, какие задания вы выполняли, чтобы найти буквы?

-Какое задание было самым трудным?

-Что было самым интересным?

-Спасибо за вашу помощь! Я буду рада еще увидеться с вами. До свидания!

Воспитатель: Ребята, вы большие молодцы! Со всеми заданиями справились!

Наша экскурсия в библиотеку подошла к концу. Теперь нам пора отправляться в детский сад. А книгу мы с вами возьмем с собой в группе почитать.

Давайте скажем нашим гостям «До свидания!».