Спортивный образовательный проект «Мама, папа, я – спортивная семья»

для детей дошкольного возраста

Воронцова Алина Сергеевна, инструктор по физической культуре

МБДОУ ЦРР - "Детский сад №217"

г. Барнаул


Единственная красота, которую я знаю, – это здоровье!

(Генрих Гейне)

 

Вид проекта: информационный,  практико- ориентированный, семейно-групповой.

Участники проекта: дети дошкольного возраста, педагогический коллектив, родители (законные представители) воспитанников.

Сроки реализации проекта:  ноябрь-декабрь 2018 года.

Цель проекта: формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста, осознание ценности здоровья, а также его укрепление через усиление семейных связей.

Задачи:

Для детей:

1. Укреплять здоровье детей;

2. Сформировать навыки здорового образа жизни;

3. Повышать интерес детей к здоровому образу жизни через разнообразные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы.

Для родителей:

1. Повышать грамотность родителей в вопросах воспитания и укрепления здоровья, физического воспитания дошкольников;

2. Способствовать созданию активной позиции родителей в совместной двигательной деятельности с дошкольниками; через осознание значимости совместной двигательной деятельности с детьми.

Для педагогов:

1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей;

2. Создать атмосферу общих интересов, эмоциональной взаимоподдержки;

3. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Актуальность проекта:

Сегодня одним из приоритетных направлений в стране является сохранение и укрепление здоровья детей. «Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто», так говорил мудрый Сократ. Именно поэтому основная задача, стоящая перед детским садом – это  повышение уровня здоровья детей, формирование у них привычек здорового образа жизни, а также устойчивой потребности в занятиях физической культурой. Важно помнить, что положительные результаты в оздоровлении детей дошкольного возраста достижимы только при совместной работе всего педагогического коллектива и родителей (законных представителей).

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования привычки здорового образа жизни. Педагогическая задача состоит в том, чтобы дать возможность ребенку поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму, а не задавить его потоком  информации. 

Тема здоровья является особенно актуальной в настоящее время, так как современное общество нуждается в творческих, гармонично развитых, активных и здоровых личностях. Формируя у детей представление, что здоровье – одна из главных ценностей жизни, мы учим их тем самым, беречь и укреплять своё здоровье.

Ожидаемые результаты:

Для детей:

1) Сформированные навыки здорового образа жизни.

2) Повышение эмоционального, психологического и физического благополучия;

3) Создание системы здоровьесберегающей деятельности, с учётом потребностей, ресурсов, условий.

Для родителей:

1) Повышение компетентности родителей в вопросах физического воспитания и здоровья детей.

2) Активное участие родителей в жизнедеятельности детского сада.

Для педагогов:

1) Качественное освоение педагогами инновационных технологий физического воспитания и оздоровления детей.

2) Повышение профессионального уровня педагогов.

Формы работы: игровая, познавательная, работа с родителями (законными представителями).

Методы и приёмы: диагностика, подвижные игры, просмотр видеофильмов, непосредственно образовательная деятельность, игровая деятельность, индивидуальная работа, работа с родителями.

Материальное обеспечение проекта: оформление информационного стенда «Мама, папа, я – спортивная семья»; оформление плакатов «Я люблю спорт», «Мы за здоровый образ жизни»; оформление картотек «Подвижные игры», «Физминутки».

План подготовки и реализации проекта

Деятельность педагогов:

1. Изучить уровень знаний детей о здоровом образе жизни.

2. Составить план работы по реализации проекта.

3. Пополнить спортивный уголок материалами и оборудованием.

4. Разработать картотеку подвижных игр и физминуток.

5. Создать наглядный материал «Я люблю спорт»

6. Провести просветительскую работу с родителями по теме «Роль семьи в приобщении детей к здоровому образу жизни».

7. Создать информационный материал:

- для родителей (памятки и консультации).

- для детей (физминутки, подвижные игры).

Деятельность детей:

1. Рассматривание иллюстраций, картин по теме «Здоровье», «Я люблю спорт»

2. Участие в подвижных играх, физминутках.

3. Чтение стихов и рассказов, знакомство с пословицами, поговорками, отгадывание загадок о здоровом образе жизни.

4. Прослушивание и разучивание песенок по теме проекта.

Деятельность родителей: 

1. Знакомство с содержанием проекта.

2. Совместная с педагогами работа по пополнению спортивного уголка.

3. Совместно с педагогами создание фотоматериалов проекта.

4. Проведение совместного спортивного развлечения

Этапы работы над проектом:

1 этап – подготовительный. 

Планирование. Групповая консультация для родителей детей о целях и задачах внедряемого проекта. Дидактическое и методическое оснащение проекта. Наблюдение за детьми. Анализ проблемы. Изучение литературы по теме проекта. Разработка, составление плана проекта. Беседа с детьми. Рассматривание иллюстраций о спорте.

2 этап – основной этап.

а) «Если хочешь быть здоров» (психоэмоциональные игры, игры – упражнения для выработки правильной осанки; упражнения для коррекции плоскостопия; оздоровительные игры, игровая терапия; формирование культурно-гигиенических навыков, закаливание).

б) «Я люблю спорт» (Непосредственно образовательная деятельность  по физической культуре.

в) «Творческая мастерская» (совместная продуктивная деятельность детей и родителей «Моя спортивная семья»; создание развивающей среды для развития мелкой моторики.

г) «На книжной полке» (чтение художественной литературы, стихотворений, потешек)

д) «Веселись детвора, поиграть пришла пора» (физкультурные досуги, праздники, развлечения, игровая деятельность)

е) «Для пап и мам» (информация, фотовыставки, родительские собрания, консультации по теме проекта).

3 этап – заключительный этап. 

Презентация проекта. Мониторинг уровня заболеваемости детей; Проведение спортивного развлечения совместно с родителями «Мама, папа, я - спортивная семья», фотоколлаж «Моя спортивная семья».

Результаты реализации проекта:

Все участники проекта приобрели значительный опыт двигательной деятельности. Совместная деятельность в ходе реализации проекта способствовала сближения участников (дети, педагоги, родители). Приобретенные знания и умения помогли вызвать интерес к физической культуре и сформировать стремление к здоровому образу жизни. Организовывать мероприятия спортивного характера для укрепления физического здоровья дошкольников.

Список использованных источников и литературы: 

1. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования [Текст] / С.А. Козлова. – 6-е изд., испр. – Москва : Академия, 2006. – 415 с.

2. Лебедева, К. Педагогическая компетентность родителей дошкольников : структура и методики ее измерения в контексте личностного подхода [Текст]  / К. Лебедева // Дошкольное воспитание. – 2014. – № 6. – С. 84-93.

3. Мануйлова, В. А. Условия эффективной работы дошкольного образовательного учреждения по формированию культуры здорового образа жизни [Текст] / В. А. Мануйлова, А. А. Майер // Актуальные проблемы физической культуры и спорта: целостный подход к теории и практике : сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции, [Барнаул], 17-18 апреля 2008 г. / Барнаульский государственный педагогический университет ; [под ред. П. Г. Воронцова, С. И. Мануйлова ; редкол.: В. М. Лопаткин и др.]. – Барнаул, 2008. – С. 343-345.

4. Мануйлова, Валентина Александровна. Теории и технологии физического воспитания детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] : учебное пособие / В. А. Мануйлова, А. С. Орехова ; Алтайский государственный педагогический университет. – Барнаул : АлтГПУ, 2017. – 112 с. – Дата подписания к использованию: 10.05.2017. – Библиогр.: с. 112 (33 назв.). – Авторизованный доступ. – Текстовое (символьное) электронное издание. – ISBN 978-5-88210-862-4. – <URL:http://library.altspu.ru/dc/pdf/manuilova.pdf>.

5. Пензулаева, Л. И. Физическая культура в детском саду: система работы в подготовительной к школе группе [Текст]  / Л. И. Пензулаева. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 104 с. 

6. Пензулаева, Л. И. Физическая культура в детском саду: система работы в средней группе [Текст] / Л. И. Пензулаева. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 108 с. 

7. Пензулаева, Л. И. Физическая культура в детском саду: система работы в старшей группе [Текст]  / Л. И. Пензулаева. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 126 с. 

8. Степаненкова, Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учебное пособие для студентов вузов  [Текст] / Э.Я. Степаненкова. – 2-е изд., испр. – Москва : Академия, 2006. – 365 с.