Северная птица счастья

Кардаш Ольга Станиславовна, воспитатель

МБОУ "СОШ №30" структурное подразделение "Детский сад №84 "АБВГДейка"

г.Северодвинск, Архангельская область


Программное содержание:

1. Учить детей делать оберег северной птицы счастья.

2. Продолжать развивать представления детей о промыслах русского Севера.

3. Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами.

4. Развивать у детей внимание, глазомер, мелкую моторику, усидчивость.

5. Воспитывать у детей интерес к истории своего народа, быту и культуре предков, чувство взаимопомощи.

Предварительная работа: знакомство детей с другими промыслами русского Севера, чтение архангельской легенды «Птица счастья», рассматривание деревянной щепной птицы, просмотр презентации о ней, изготовление детьми заготовок туловища птицы

Ход занятия.

1. Воспитатель в народном костюме зазывает детей:

Здравствуйте, люди добрые,

Что вы сидите, грустите?

Лучше на ярмарку Архангельскую

К нам приходите!

Достаёт расписной короб.

Из-за леса, из-за гор ехал дедушка Егор.

Ехал дед на хуторок, потерял свой коробок.

Мы заглянем в короб тот, может, сказка тут живёт.

Ой, глядите, чудеса, тут такая красота!

 

Воспитатель по очереди достаёт предметы из короба.

• Вот так чудо – чудеса:

Сам медведь идёт сюда. (каргопольская игрушка)

Дети на карте области показывают г. Каргополь. 

• А вот кружка с оленем на стройных ногах,

Вся красота у оленя в рогах. (мезенская роспись)

Дети на карте области показывают г. Мезень.

• А вот чудо-доска расписная, да нарядная какая

Птицы, травы и цветы, небывалой красоты

Не цветы, а просто диво, нарисованы красиво!

(Северо-Двинская роспись)

Дети показывают реку Северную Двину.

• А вот кокошник нарядный, весь жемчугом украшенный.

- Где же у нас на Севере добывали жемчуг?

Дети на карте области показывают р. Онегу. Воспитатель предлагает детям посмотреть на экране картины русских художников на тему «Женщины в кокошниках».

• Вот домик нарядный, да вкусный какой!

Что же за пряник, ребята, такой? (козуля) 

- Где же делали таких козуль? Правильно, по всей Архангельской области, по всему Северу.

• Ай да птица! Чудеса! Летит прямо в небеса. (щепная птица)

- Где же мастерят такую красоту?(в Архангельске и по берегам Белого моря). Из чего? На что она похожа?(на солнце). Ребята, вспомните легенду, кто придумал птицу счастья? Зачем? Помогла птица? Как? Правильно, птица, которую вырезал охотник, помогла его сыну выздороветь, и с тех пор она считается оберегом. А что такое «оберег», как вы думаете? Да, это предметы, которые оберегают, охраняют людей от бед, напастей, и помогают им. Какие обереги вы знаете? А почему птицу счастья не покрывают ни лаком, ни краской? (живое дерево благотворно действует на человека, несёт в дом положительную энергетику) 

2. – А хотите иметь у себя дома такой оберег? Я предлагаю вам самим сделать из бумаги птицу счастья. Она станет символом благополучия в ваших семьях (воспитатель показывает детям готовый вариант) какие части тела есть у птицы? Что больше: крылья или хвост? Для крыльев мы возьмём длинную полоску бумаги. Я покажу вам, как сделать крылья такимиже  узорчатыми. Каким способом сложена бумага? («гармошкой»). Обратите внимание, что когда вы будете складывать бумагу «гармошкой», необходимо каждый раз переворачивать листок, хорошо проглаживать сгибы и делать их одинаковыми (воспитатель сопровождает свои слова показом) когда «гармошка» готова, надо сделать над ней надрезы тут и тут (показывает мелом на доске, затем на крыльях). Будьте внимательны, надрезы должны быть сделаны на одинаковом расстоянии, одинаковой формы и с обеих сторон. Теперь вставляем готовые крылья в надрез и немного раздвигаем. Берём короткую полоску и сгибаем её «гармошкой». Так же делаем надрезы и сгибаем её пополам. Проклеиваем место соединения и приклеиваем её к заготовке. Скрепляем степлером. Наша Архангельская птица счастья готова. Теперь продеваем в отверстие ниточку и можно весить.

3. Дети самостоятельно делают птиц. Звучит музыка «Звуки природы». 

4. Дети подвешивают птиц на стойку – дерево.

- Сегодня мы с вами научились делать птицу счастья. Что она символизирует? 

Что за чудо красота, птица - прямо чудеса!

Ярко – жёлтая, живая, птица счастья и добра!

- Я желаю вам, ребята, мира и добра в ваших семьях.  

Не нужен и клад – коли в семье лад.

Ну, а вы все – молодцы, разбирайте леденцы.

Петушок на палочке Давиду, Тасе, Славочке.

Вам на палочке леденец, нашей ярмарке конец!