Развитие сюжетной игры у воспитанников третьего года жизни

Манасова Людмила Николаевна, воспитатель

СП "Детский сад №66" ГБОУ СОШ №17 г. Сызрани

г. Сызрань, Самарская область


Дети трёх лет играют в игры, в которых заметно их стремление подражать взрослым. Действия людей отражаются детьми схематично, поверхностно. Играя, дети действуют с предметами-игрушками однообразно, подолгу задерживаются на манипулировании.

   На этой ступени, когда ребёнок исследует предмет и посредством ряда повторных действий пытается его опробовать, такие действия закономерны.

   Наступает время, когда эти однообразные действия с игрушкой уже не увлекают ребёнка, но он продолжает их по инерции.

   Поэтому детей надо учить играть. Для этого необходимо наше участие в игре, возникающей по инициативе ребёнка, и косвенное стимулирование или прямой подсказ детям игры.

   Участие педагога в игре — первый и наиболее распространённый способ постепенного перевода ребёнка от схематического, поверхностного отображения явлений к более полному.

   Воспитатель даёт пример, вступая в игру детей, создаёт условия, способствующие развитию у детей умения выделять в  наблюдаемом явлении наиболее существенное и отображать это в игре.

   Руководя игрой, я использую разные средства воспитания. Те немногие игры, которые затевают дети, поддерживаю, даю пример, как можно развивать игру, обогатить её сюжет. Этот способ влияния на игру маленьких детей опирается на их стремление к подражанию.

   Своеобразие примера состоит в том, что он включает не только начало игры, некоторые связанные между собой действия, но и направляет нравственные чувства, воображение малышей.

   Приведу пример, который был дан детям в процессе игры, чтобы ввести их в эмоциональную жизненную ситуацию. Дети изображали поездку на автобусе.

   Двое мальчиков сели на стул: «Это автобус, поедем к бабушке», - заявляют они. К ним подсаживается девочка: «И я поеду к бабушке». «И я, - заявляет другой ребёнок, - поеду к бабушке». Мальчики толкают девочку: «Нет больше места в автобусе».

   Наблюдая за детьми, я вступаю в игру: «Сейчас мы большой автобус построим: всем хватит места». Называю имена детей, которые будут участвовать в постройке.

   Совместно с детьми я удлиняю «автобус», подставляя стулья. Таким образом, набирается много пассажиров.

   Отмечаю, что теперь все желающие смогут поехать и навестить своих бабушек.

   «Приехав» в назначенное место, сообщаю детям: «Вот и приехали. Я буду ваша бабушка». 

   Приласкав каждого, отмечаю: «Вот какой у меня внучек хороший, приехал бабушку проведать; внучка приехала на автобусе бабушку навестить».

   В моих действиях есть ряд примеров: пример постройки автобуса: как можно быстро построить большой автобус; пример добрых чувств и взаимоотношений взрослого и ребёнка; пример направленного воображения («поедем к бабушке»).

    Возникновению сюжетной игры, обогащению её содержания, целенаправленности игровых действий способствует развитие у детей двух-трёх лет способов познания доступных явлений. Они начинают проявлять интерес к вещам, их назначению, свойствам, форме к связям между явлениями. На появление сюжета влияет накопление впечатлений вне детского сада, их упорядочение в процессе наблюдений.

    Можно провести ряд игр с игрушками, которые послужат примерами для развития самостоятельных сюжетных игр. Привлекая детей к такой игре, мы приобщаем их к последовательным эмоциональным игровым действиям.

      Эти игры вызваны интересом малышей к куклам, к машинам, к кубикам. Наряду с вниманием к играм и стремлением поддержать игры, возникающие по инициативе детей, такие игры с несколькими детьми и с целой группой способствуют появлению сюжета в играх многих детей.

  Игры строятся дифференцированно: с куклами, с машинами, с животными.    Педагогу можно действовать по-разному, в зависимости от задач воспитания, которые необходимо решать с помощью данных игр.

   Игре с куклой предшествуют и сопутствуют примеры заботливого отношения к детям в быту. Добрые чувства воспитателя к маленьким детям, выраженные в его действиях, словах, интонациях, жестах, хорошо усваиваются детьми и влияют на характер их обращения друг к другу и к куклам.

    Устойчивость чувств, привязанность к кукле, проявление заботы появляются только в результате повторной игры и поощрения самостоятельных игр.

    Систематичность игр и поощрение ребёнка за то, что он применяет освоенное в самостоятельной игре, - обязательные условия возникновения сюжетной игры.

    Разговор сначала с одним ребёнком, а потом и с группой детей о том, как играли, помогает углубить отношения детей, нравственные чувства. В разговоре ребёнок вспоминает последовательные игровые действия и их мотивы (куклу накормили, чтобы она была сыта, куклу тепло одели, чтобы не простудилась).

   В игре уточняются представления детей о назначении предметов обихода, которые вовлекаются в игры.

  Освоение разумного пользования вещами также влияет на целенаправленные действия детей в игре.

   В игре можно совмещать разное содержание («Покормим Машу и оденем на прогулку»). Это приучает детей связывать между собой два-три сюжета и ряд последовательных действий. В результате развивается воображение, сюжет игры становится богаче.

Игры со строительным материалом являются также своеобразными сюжетными играми. Подобный подбор содержания игр способствует тому, что дети приучаются к мотивированным и целенаправленным действиям в игре.

    Игры с машинами содержат ряд последовательных действий человека с машиной (шофёр в машине привёз продукты в детский сад, лётчик делает посадку на аэродроме). Игры с машинами проводятся систематически.

     Дети в их самостоятельных играх имеют возможность пользоваться соответствующими комплектами игрушек. Это побуждает их развивать сюжетные игры.

   Желание развивать сюжет игры появляется в результате формирования нравственных чувств, уточнения представлений, развития воображения.

    В сюжетной игре начинается дифференциация интересов. Это появляется в результате связи познавательного и социально-коммуникативного развития.

   Учёт потребностей детей трёх лет выдвигает необходимость строить образовательный процесс так, чтобы наряду с руководством игрой обучать играть детей самостоятельно.

    Игра — своеобразная форма обучения, которая привлекает внимание ребёнка, сосредоточивает его на жизненных явлениях; им он может подражать.