Конспект осенней познавательной экскурсии

для детей среднего дошкольного возраста "Волшебница осень"

Кузьмина Елена Эдуардовна, воспитатель

Куликова Лариса Викторовна, воспитатель

МКДОУ д/с № 35 комбинированного вида "Непоседы"

г.Новосибирск


Цель: экологическое, эстетическое воспитание дошкольников. 

Задачи: Расширить представления детей о характерных признаках осени, учить самостоятельно, находить их; уточнить представления детей об изменениях, происходящих осенью в жизни растений; соблюдать правила безопасности на природе; продолжать учить различать некоторые лиственные деревья; воспитывать бережное отношение к природе,  способность любоваться её красотой.

Предварительная работа: наблюдение за окраской листьев на участке, рассматривание иллюстрации осеннего леса, листопада, чтения стихов об осени.

Ход экскурсии:

Вводная беседа

Воспитатель сообщает детям, что они сегодня идут на экскурсию в парк. Беседа о правилах поведения во время экскурсии (нельзя громко кричать: напугаем птиц и насекомых; бросать мусор: для этого есть урны; ломать веточки: растениям тоже больно, как и нам; зажигать и бросать спички).

Основная часть (в парке)

Войдя в парк, воспитатель обращает внимание  ребят на красоту осеннего наряда деревьев и кустарников.

 

Воспитатель: Ребята, скажите, куда мы пришли?

Дети:  В парк.

Воспитатель: Давайте вспомним, как выглядел парк летом?

Дети: Кругом всё было зелено, было много травы, цвели цветы, было тепло, светило солнце и т.п.

Воспитатель: Правильно! Как изменился парк с наступлением  осени?

Дети: листья пожелтели, стали опадать, солнышко светит, но не греет.

Воспитатель: Молодцы, правильно! Стало холоднее, листья пожелтели и стали опадать. Отгадайте загадку:

Весной веселит,

Летом холодит,

Осенью питает,

Зимой согревает  (Дерево)

Верно! Теперь мы будем наслаждаться видом тех деревьев, названия которых отгадаете.

 

 «Осень тихая настанет,

Дивным дерево то станет:

Листья – звезды яркие,

Золотые, жаркие». (Клен)

 

«Что за деревцо растет?

Снег в июне нам несет.

Снег же тот не тает.

В воздухе летает» (Тополь)

 

На лесной опушке

Стоят подружки.

Платьица белёны,

Шапочки зелёны (Березы)

 

Падают с ветки

Золотые монетки. (Осенние листья)

Посмотрите вокруг много опавших листьев, осень окрасила листья в разные цвета. Соберите букет из  понравившихся вам листочков . Затем по просьбе воспитателя дети собирают только маленькие листья, затем большие. 

 

Дети рассматривают листья на солнышке, а воспитатель рассказывает о прожилках на листьях, зачем они нужны. Обращает внимание детей на то, что у листочков от разных деревьев по – разному расположены прожилки. И от этого зависит форма листочка. Когда дети собрали достаточное количество листьев, 

 

Воспитатель читает стихотворение и разбрасывает листья.

Падают листочки, на земле лежат.

Падают листочки –это листопад.

П/и «Листопад» 

Воспитатель:Мы знаем пословицы о природе, давайте вспомним их.

«Для города каждое дерево дорого».

«Срубить дерево – пять минут, вырастить – много лет».

«Кто с дерева кору снимает, тот его убивает».

«Одна искра целый лес сжигает».

 

Воспитатель: Ребята, вы знаете, что в нашем детском саду проходит конкурс поделок из природного материала «Золотой сундучок осени». Я предлагаю вам сейчас набрать природный материал (листочки, желуди, палочки, шишки) и дома вместе с родителями сделать поделку.

(Дети собирают в корзину природный материал).

Воспитатель: Ребята, а теперь нам пора прощаться с осенним парком. Вам понравилась экскурсия в парк и почему? (Ответы детей).

Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и говорит, что они правильно вели себя в парке: не ломали ветки, а собирали листья на земле, не трясли деревья, т.е. помнили те правила поведения на природе, которые обсуждали все вместе перед экскурсией.

Возвращение в детский сад.