Значение конструирования в формировании личности

ребенка дошкольного возраста

Бурдюгова Галина Владимировна, воспитатель

МБДОУ Детский сад №257 "Маленькая страна"

Кемеровская область, город Новокузнецк


Конструирование – целенаправленный процесс, в результате которого получается определённый реальный продукт. Детское конструирование тесно связано с игрой и является деятельностью, отвечающей интересам детей.

Конструирование открывает большие возможности для формирования всестороннего развития детей и их творчества.

Конструирование —важное средство умственного воспитания детей. В системе умственного воспитания большая роль принадлежит формированию сенсорных способностей ребенка. Наиболее успешно сенсорные способности развиваются в продуктивной дея¬тельности, в частности, в конструировании. Здесь сенсорные процес¬сы осуществляются не изолированно от деятельности, а в ней самой, раскрывающей богатые возможности для сенсорного воспитания.

Овладение конструированием способствует расширению словаря, обогащению детской речи, так как в процессе работы дети делятся своими замыслами, учатся мотивировать их, общаясь друг с другом, дают словесный отчет о проделанных действиях и т.д.  Ребенок усваивает необходимые слова в связи с потребностями другой деятельности, что способствует формированию правильного значения слов и способов их употребления.

При конструировании совершенствуется  зрительное восприятие ребенком предметов окружающего мира. Оно становится более целенаправленным. Создается также предпосылка для приобретения способности уже в дошкольном возрасте производить более глубокий зрительный анализ модели и предмета, не обращаясь к реальному расчленению. Таким образом, формиру¬ется способность сравнивать, производить зрительный анализ, включая в процесс восприятия процессы мышления.

Сенсорное воспитание ставит задачей развитие пространствен¬ных представлений, и в этом большая роль принадлежит конструи¬рованию. Сооружая конструкцию (постройку), ребенок уточняет и пополняет представления, предварительно намечая ее положение в пространстве, расположение частей. Совершенствуются эти пред¬ставления и тогда, когда он создает игрушку, размещая и наклеи¬вая мелкие детали (украшения на стенках корзинки, окна у домика и др.) на плоскостной развертке (выкройке); перед тем, как сло¬жить и склеить выкройку в готовую объемную игрушку, конструкции размещаются на определенной плоскости («на улице», «на ферме» и т.д.). Таким образом, формирование пространственных представлений в процессе конструирования происходит на наглядном мате¬риале. 

В процессе конструктивной деятельности у детей формируются обобщенные представления. Эти обобщения возникают на основе представлений, получаемых от непосредственного восприятия раз¬личных сооружений и создания собственных построек. Дети по¬знают, что множество предметов в окружающем составляют группы однородных предметов, объединенных одним понятием: здания, мосты, транспорт и др. В каждой группе предметы имеют и общие, и различные признаки. 

Формиро¬вание такого рода представлений способствует усвоению детьми основной конструктивной зависимости — зависимости конструкции от ее практического назначения, что оказывает существенное влия¬ние на развитие мышления детей.

В процессе обучения детей сооружению разных конструкций однородных построек или игрушек (жилой дом, школа, детский сад; коробочка, домик, корзиночка) создаются условия для развития творческих умений в конструировании. Ребенок усваивает как бы схему изготовления постройки или игрушки, передавая в них и общие и различные признаки, и осуществляет это в определенной последовательности. Такой характер деятельности является осно¬вой, позволяющей детям искать способ самостоятельного изготов¬ления нового варианта предмета, что часто требуется в игре.

Конструирование является и эффективным средством эстети¬ческого воспитания. Знакомя детей на экскурсиях с некоторыми сооружениями и постройками (жилые дома, здания,  дет¬ские сады, школы, театры), а также доступными для их понимания архитектурными памятниками (Московский Кремль, Большой театр и др.) педагог имеет возможность развивать художествен¬ный вкус детей, вызывая у них эстетическое наслаждение при рассматривании красивых сооружений.  Формировать умение ценить созданное творческим трудом людей, любить архитектурные богатства своего города, страны, беречь их. 

Целенаправленное и систематическое обучение детей кон¬струированию играет большую роль в подготовке детей к школе. Оно способствует формированию у детей умения учиться, раскры¬вает им, что основной смысл деятельности не только в получении результата, но и в приобретении знаний и умений. Такой позна¬вательный мотив вызывает существенные изменения в психических процессах. Эти изменения состоят в основном в способности про¬извольно управлять своими познавательными процессами (направ¬лять их на решение учебных задач), в достижении определенного уровня развития мыслительных операций, способности системати¬чески выполнять умственную работу, необходимую для сознатель¬ного усвоения знаний.