Составление рассказа по картине

Деменчук Татьяна Васильевна, методист

МКДОУ "Детский сад "Светлячок"

с. Мильково, Камчатский край


 

Картина – это окно в чудесный, загадочный, 

таинственный мир действительности,

созданный ребенком.

Развитие связной монологической и диалогической речи детей – одна из главных задач в детском саду.

Чтобы сформировать умения детей связно высказывать свои мысли, строить диалог, составлять рассказ на определенную тему, необходимо расширять словарный запас детей, воспитывать звуковую сторону речи и формировать грамматический строй речи.

Особенно сложным видом речевой деятельности для ребенка является рассказывание по картине.

 

Требования к сюжетной картине:

 

 Высоко художественность.

 Реалистичность.

 Доступность по содержанию (Отсутствие множественности деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, набросочности, незаконченности рисунка).

 Интересное, понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.

Занятие будет интереснее, если подобрать картины с проблемным сюжетом, которые:

• Отражают интересное событие, интригующую ситуацию;

• Вызывают яркую эмоциональную реакцию;

• Побуждают к размышлению;

• Стимулируют фантазию.

Занятие по разным видам картин включает ряд общих элементов:

• Подготовка детей к восприятию содержания картины (предварительная беседа, чтение литературных произведений по тематике картины, наблюдения в природе и окружающей жизни и т. д.);

• Разбор содержания картины;

• Непосредственно рассказывание;

• Анализ детских рассказов.

Традиционная методика обучения рассказыванию по картине рекомендует использовать в качестве основного приема обучения образец рассказа педагога, так как дети фактически воспроизводят рассказ взрослого, выбрасывая выразительные, образные сравнения и сложные предложения. Но главным недостатком является то, что ребенок сам не строит рассказ, а повторяет предыдущий. За одно занятие детям приходится выслушивать 4 – 5 однотипных рассказов. Этот вид деятельности становится неинтересным. Благое намерение педагога сводится к постоянным замечаниям скучающим дошкольникам: «Ребята! Слушайте внимательно! Сидите прямо, и глазки на Сашу, он рассказывает». Этого требования хватает лишь на 30 – 40 секунд дисциплинированного поведения.Предлагаемая технология рассчитана на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине.

 

 

 

Первый тип:Текст реалистического характера.

 

Цель: 

 Обучение составлению описательных рассказов по картине. 

 Рассказ как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей.

 Описание картины как раскрытие темы.

 Развернутое описание конкретного объекта.

 Словесно – выразительное описание изображенного на картине с использованием аналогий (поэтических образов, метафор, сравнений).

 

Второй тип:            Текст фантастического характера.

 

Цель:

 Составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине для детей с более высоким уровнем развития.

 Основополагающим моментом в предлагаемой технологии является то, что обучение составлению рассказов по картине основывается на алгоритмах мышления.

Закономерно выделение нескольких этапов. В каждом из них представлена какая – либо мыслительная операция, в результате освоения которой у ребенка развивается способность самостоятельно делать речевые зарисовки по картине. Обучение осуществляется в процессе его совместной деятельности с педагогом посредством системы игровых упражнений. 

 

Этапы работы по составлению рассказов первого типа.

 

1 этап – определение состава картины

• Выделяются объекты, изображенные на картине. Степень подробности может быть разной:

• Максимальной (с выделением всех объектов и их деталей);

• Средней (выделение основных и второстепенных объектов без деталей);

• Низкой (выделение только главных объектов).

• При наличии однородных объектов на картине производится группировка по какому – либо признаку: по принадлежности к природному или рукотворному миру, по функциям, форме, цвету и т. д. 

• Моделирование выявленных на картине объектов производится с помощью схем, цветовых обозначений, букв, картинок (символы по картине).

• Для побуждения детей к выделению и называнию объектов на картине используются приемы «Подзорная труба», «Разведчики» (бинокль)

 

 

 

• Для определения деталей одного объекта используют приемы «Аукцион», «Охота за подробностями», «Кто самый внимательный?», «Сыщики» (лупа).

• Обязательным условием является обозначение «земля – небо», «пол – потолок».

• Окончательным итогом данного этапа считается рефлексия – осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод: «Когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные».

 

2 этап – установление взаимосвязей между объектами на картине

С этой целью предлагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два, и объясняется уровень их взаимодействия: физический, эмоциональный, родственный и т. д.

 

3 этап – вхождение в картину

На этом этапе предусматривается описание объектов с помощью органов чувств (уже знакомая детям технология).

Необходимо представить возможные звуки и запахи, тактильные ощущения с помощью игровых упражнений «Пришел волшебник», «Я слушаю», «Назови объекты, которые могут издавать звуки (запахи)», «Я ощущаю руками».

Работая с картиной на этом этапе, необходимо начинать речевую зарисовку с фраз «Я слышу, как …», «Я чувствую запах…», «Когда я трогаю руками…».

Необходимо добиваться передачи отношения ребенка к воспринимаемому объекту. Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс.

 

4 этап – составление метафор по картине

У объекта выделяется признак, отвечающий на вопрос «Какой?», и делается подборка объектов, у которых данный признак ярко выражен.

Пример: «Ель колючая, как ежик».

Если объект движущийся, выделяются его действия и перечисляются другие объекты, у которых данные действия ярко выражены.

Пример:«Дети притаились, как мышки».

В объекте выделяются части, делается подборка объектов с такими же частями. 

Пример:«Грудка у снегиря красная, как яблоко».

 

5 этап – преобразование объектов во времени

Алгоритм мыслительных действий: 

Выбрать объект, определить его настоящее, схематизировать.

Стрелками вправо и влево от него показать линию прошлого и будущего.

Составить рассказ о прошлом и будущем объекта.

 

Пример:Осень – снегирь – весна.

Кормушка – снег – гнездо.

 

 

В рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было – будет, утро – вечер, весна – осень, раньше – позднее, до того – после того).

 

6 этап – описание местонахождения объектов на картине

Каждый объект на картине имеет свое местонахождение, которое может быть описано через ориентиры двухмерного и трехмерного пространства. 

В предварительной работе проводим ориентирование на чистом листе бумаги, активизируя соответствующий словарный запас: 

центральная часть,левая – правая, нижняя часть картины; правый – левый, верхний – нижний угол картины.

Из понятий трехмерного пространства вводятся слова: 

ближе – дальше, впереди – сзади, около, между, за, перед, после.

Используется игра «Да – Нет».

Ведущий загадывает объект на картине, а дети с помощью вопросов устанавливают его местонахождение. 

Вопросы задаются таким образом, чтобы ведущий смог ответить только

 «Да» или «Нет».

 

7 этап – выбор героя

Алгоритм мыслительных действий: 

• Выбрать героя на картине.

• Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера. 

• Войти в образ героя.

• Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного героя с заданной эмоциональной характеристикой.

• Решить проблемную ситуацию, содержащуюся в сюжете картины (если она есть)

8 этап – смысловая характеристика картины

 

Цели: 

 Развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине;

 Упражнять в умении подбирать название картины, точно отражающее ее смысл (на 2 – 3 году обучения с помощью пословиц и поговорок).

Этот этап является заключительным, обобщающим работу на всех предыдущих этапах по составлению рассказов 1 типа – т. е. реалистического характера.

Таким образом, проблема обучения дошкольников рассказыванию становится реально решаемой, если педагог при предъявлении любой новой картины отрабатывает мыслительные операции по анализу картины как целостной системы, а ее объектов как составных частей этой системы.