Проект "Покормите птиц зимой!"

Погасий Луиза Анатольевна, воспитатель

МДОУ "Детский сад №77" Ленинского района г.Саратова

г.Саратов


Тип проекта: исследовательский, информационно-познавательный, практико-ориентированный, речевой, групповой.

Участники проекта: Воспитатели группы, воспитанники средней  группы №1и их родители, педагоги дополнительного образования.

Руководитель проекта: воспитатель средней группы №1 Погасий Луиза Анатольевна.

       Продолжительность проекта: среднесрочный.

Реализация проекта: декабрь, январь, февраль месяц.

 

Образовательные области:

1.   Познавательное развитие;

2.    Социально-коммуникативное развитие;

3.    Речевое развитие;

4.    Художественно-эстетическое развитие;

5.    Физическое развитие.

 

Цель работы над проектом:

1.Закреплять знания о зимующих птицах, о заботе человека о них;

2. Формировать реалистические знания об окружающем мире, гуманное отношение к живым существам.

3.Объединять усилия взрослых для успешного речевого развития каждого воспитанника группы. 

Педагогические задачи проекта:

1.Обогащение и углубление представлений о зимующих птицах нашего края.

 2.Способствование развитию у детей умений составлять рассказы о птицах, выделяя яркие отличительные признаки их внешнего вида и поведения.

 3.Формирование у родителей желания помогать своему ребенку, общаться с ним.

 4.Воспитывать у детей интерес и любовь к пернатым, закреплять представления о птичьем мире (особенности внешнего вида, повадки, среда обитания, чем питаются), о заботе человека о них.

5.Обогащать словарный запас художественным словом о птицах;

6.Активизировать внимание и память;

7.Воспитывать усидчивость и аккуратность;

8.Развивать мелкую моторику;

9.Формировать умение заполнять свободное время интересной и полезной деятельностью.

10.Развивать взаимопонимания и взаимоуважения между воспитателями и детьми, детьми и родителями и воспитание гуманного отношения к природе.

Методы и приемы проекта:

1.Метод наглядности;

2.Обследования;

3.Словесный;

4. Частично-поисковый;

5.Мотивационный;

6.Проблемно-мотивационный;

7.Практический;

8.Сотворчество.

Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение:

1.Иллюстрации: птицы зимующие нашего края, птицы зимой у кормушки;

2. Кормушки.

3.Фонограмма голосов птиц;

4.Репродукции картин художников;

5.Художественная литература;

6.Тексты загадок про птиц, народных пословиц и скороговорок;

7.Стихи А.Барто, И.Токмаковой, Г.Ладонщикова, А.Плещеева, В.Берестова, В.Шевчука, Н.Пикулева, А.Майкова, И.Белоусова, А.Яшина, А.Тараскина, В.Звягина, Н Красильникова, И.Белякова, Е.Ильина, В. Шульжика  про птиц;

7.Трафареты птиц.

 

Форма работы с детьми

-Игровая деятельность.

-Наблюдение.

-Беседа, разговор.

-Решение проблемных ситуаций.

-Экспериментирование.

-Чтение.

-Коллекционирование и др.

-Презентация кормушек. 

 

Предполагаемый результат:

На основе полученных знаний закрепить у детей среднего  возраста знания и представления о зимующих  птицах.  Различать их по особенностям внешнего вида, размеру, голосу, повадкам и среде их обитания. Продолжать закреплять знания о сезонных изменениях в жизни пернатых. Формировать реальные представления о жизни птицы.  Развивать память и наблюдательность. Обогащать словарный запас художественным словом. Способствовать развитию творческих способностей по изображению птиц. Воспитывать заботливое отношение к птицам. Гармонично развивать личность ребенка.

Продукты проекта

-Книжная выставка «Синица – гостья нашего двора»

-Кормушки, выполненные всеми участниками проекта.

-Изготовление  шапочек птиц к подвижным играм.

Этапы проекта

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Работа с родителями

1 этап подготовительный

Обсуждение темы проекта. Подбор методического и дидактического материала.

Наблюдение за птицами на участке детского сада. Рассматривание альбомов, иллюстраций и репродукций картин.

Чтение художественной литературы по заданной теме.

2 этап выполнения

Изготовление дидактических игр. Рассказ воспитателя о птицах, прилетающих на участок.  Чтение художественной литературы по заданной теме. Загадывание загадок про птиц. Совместно с детьми изготовление кормушек для птиц.      Обучение детей выкладыванию корма на кормушку. Проведение подкормки птиц на кормушке. Рассказывание  «Птицы нашего леса», «Зимующие и перелетные птицы».

Изготовление папки передвижки «Кто поет в зимнем лесу?»

 

Наблюдения за птицами, прилетающими на участок,  их окраской, повадками. Закрепление их названия.

Беседа о зимующих и перелетных птицах.

Наблюдение за отлетом птиц.

Работа с календарем.

Дидактические игры: «Что за птица?», «Собери картинку», «Узнай, что это?», «Путаница»,  «Найди птицу».

Слушание песни синицы.

 

Слушание в грамзаписи голосов птиц.

Дидактическая игра «Узнай по голосу».

 

Графическое отображение прочитанного материала (совместные

 рисунки с родителями), поделки из природного материала на заданную тему. Совместное изготовление с детьми кормушек  для птиц.

 

3 этап результата

Проведение итогового занятия на тему: «Наша кормушка». Конкурс-смотр кормушек «Покормите птиц зимой» совместно с родителями и педагогами сада.

Активное участие детей.

Помощь

родителей в изготовлении атрибутов к итоговому

занятию.

 

План реализации проекта «Покормите птиц зимой»

  • Чтение произведений М.Горького «Воробьишко», С.Маршак «Где обедал воробей», рассказ М.Зощенко «Умная птичка», рассказ Е.Чарушина «Воробей».
  • Прослушивание аудиозаписи голосов птиц (Синица, воробей, ворона,сорока ,журавлей и др.), из серии П.И.Чайковского «Времена года».
  • Беседа по проблемным ситуациям «Почему птиц стало меньше?», «Синичка-гостья нашего участка!», «Почему воробьи и синицы селятся рядом с человеком?», «Синичкин день», «К нам пришло письмо от птиц».
  • НОД по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» на тему: «Составление описательного рассказа», «Познавательное развитие» на тему:  «Беседа про птиц».
  • «Мастерская» по изготовлению головных шапочек.
  • Рисование птиц «Маленькие художники».
  • Эксперименты с птичьим пером.
  • Изготовление поделок  в познавательно-продуктивной деятельности.
  • Консультация для родителей на тему:  
  • «Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения  и родителей по вопросам познавательно-речевого развития детей» 
  •  Книжная  выставка «Пернатые друзья»
  • Создание групповой мини-библиотеки.
  • Конкурс-смотр кормушек «Покормите птиц зимой» совместно с родителями и педагогами сада.
  • Беседы на проблемные ситуации

 

 

Используемая литература:

 

1.                              Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! - СПб.:2011.

2.                              Маневцева Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. - СПб.:2000.

3.                              Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. – Мн.:1999.

4.                              Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду. - М.:1999.

5.                              Петрова Т.И., Петрова Е.С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. - М.:2008.

6.                              Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 3-5 лет. - М.:2009.

7.                              Шорыгина Т.А. Птицы. Какие они? - М.:2000.

8.                              Д/В "Ребенок в детском саду". 2002 №3.

                                                                                          

 

                                          

 

 

 

 

 

                                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический материал

1.Беседа «Почему птиц стало меньше?»

Цель: Выяснить причину отлета птиц, подвести к установлению причинно-следственной связи - пищи стало меньше, поэтому улетают туда, где ее много.

Наглядный материал: картинки с изображением птиц, насекомых.

  • Кто это?
  • Какие они?
  • Они живые?
  • Что они едят?
  • А как зовут эту птичку (Показать картинку с изображением синицы).
  • Что она ест?
  • Много ли сейчас насекомых?
  • Зачем надо подкармливать птиц?

Стало холодно, насекомых нет, будем подкармливать птиц крошками.

  • Какие птицы улетают?
  • Как их называют?
  • Почему они улетают? Ласточки, жаворонки и соловьи улетели туда, где много тепла и насекомых.
  • Почему синички, голубь, воробей, ворона остаются зимовать  с нами?
  • Так какие же птицы бывают?

 

 

2.Беседа «Синичка- гостья нашего двора»

Цель: Научить узнавать и называть синицу, расширить знания о птицах.

Наглядный материал:

Игровой персонаж мишка, модели, картинки с изображением синицы и жуков.

Воспитатель: Мишка говорит, что видел на дереве много жуков. Они большие и желтые, с черными головками. ( показать модели). Кто это?

Дети: Синичка.

Воспитатель: А Мишка говорит, что это жук – он желтый и у него есть крылья. Давайте докажем, что это синичка.

Дети: У жуков шесть лапок, а у синички – две, у жуков нет клюва, а у птиц есть. Синичка- это птица.

Воспитатель: Что есть у птиц?

Дети отвечают.

Какого цвета у синички перышки на грудке, головке, хвостике?

Дети отвечают.

Чем она питается?

Дети: Когда нет насекомых, любит клевать сало, хлебные крошки, семечки.

Воспитатель. Так почему же синичка – птичка?

Дети отвечают.

 

 

 

3. Беседа «Перелетные птицы»

Цель: Продолжить знакомить с причиной отлета птиц.

Наглядный материал: Картинки с изображением гуся и лебедя.

Художественное слово: стихотворение об осени.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Вы знаете птиц?
  • Они тоже собрались улетать? Почему?
  • А чем они питаются?  (Воспитатель: эти птицы достают пищу клювом там, где мелко, и даже со дна. Стало холодно, рачки залезли в норки, травка стала вянуть. У птиц нет корма, они улетают. (Показать картинку). Летят они углом, ведет их вожак стаи, когда он улетает, его заменяет другая птица.

 Поспевает брусника.

 Стали дни холоднее,

 И от птичьего крика

Стало в сердце грустнее.

 

 

4.  Знакомство с воробьем.

Цель: закрепить знания о птицах, их строении, образе жизни.

Наглядный материал: картинка, модель воробья, игровой персонаж Мишка.

Воспитатель: Послушайте, дети, о ком я вам хочу рассказать: прыгает, летает, крошки собирает. Мишка говорит, что это кошка. Вы согласны с ним?

Дети: нет.

Воспитатель: А кошка умеет прыгать?

Дети: Да.

Воспитатель: А летать?

Дети: нет.

Воспитатель: Так про кого я рассказала?

Дети: про воробья.

Воспитатель: Докажите птице, что это птица, а не кошка.

Дети отвечают

Воробей – это зверек такой?

Дети: воробей- птичка?

Воспитатель:

  • почему воробей – птичка?
  • что есть у птички? (показать модель)
  • какого цвета грудка?
  • чем покрыто тело?
  • какого цвета перышки?
  • какого цвета шапочка?
  • что это?  (показать клюв)
  • какой клюв?
  • зачем он нужен?
  • Что воробей клюет?
  • Зачем нужен хвост?
  • зачем воробью глазки?
  • Кто у него враги?
  • Могут ли птички прожить без еды?

Становится холодно. Улетают птицы, которые едят только мошек, мух и гусениц. А воробей клюет зерна и крошки, летит к домам, где живут люди, чтобы найти там какой-нибудь корм. Так кто же такой воробей?

Дети отвечают.

 

 

5.  Тема: «Кормушка. Наши пернатые друзья».

Цель: подвести к понятию о том, что зимой птицам не хватает корма, их нужно подкармливать.

Наглядный материал: кормушки для птиц.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Что это?
  • Зачем нужна кормушка?
  • Для кого они нужны?

Ребята, давайте помогать птицам, которые остались зимовать. Повесим кормушку,  посыплем туда крошек, зерен, положим каши, кусочек сала, зерен и посмотрим, кто прилетит полакомиться.

  • Что ест голубь, воробей, синичка?
  • Так зачем подкармливать птиц зимой?

Воспитатель: Кто-то прошел по снегу и оставил следы . Кто же здесь мог пройти? ( сравнивать по размеру следы медведя, волка, лисы, кошки, мыши, птицы). Хотите отправиться в лес?

Воспитатель читает детям рассказ . задает вопросы.

  • Чьи же это следы?
  • Кто чем пишет на снегу?
  • Почему остались следы?
  • Когда они пропадут?

 

6.  Тема  «Как птицы ведут себя зимой?»

Цель: уточнить и расширить знания о птицах.

Воспитатель задает вопросы детям :

  • Что девочки положили в кормушку?
  • Какие гости к нам прилетели?
  • Почему прилетели птицы?
  • Что за красные рубашки у снегирей?
  • Какую птицу вы видите в первый раз?
  • Могут ли птицы прожить без корма?
  • Так почему же надо о них заботиться?

 

 

7. Тема: «Пернатые друзья»

Цель: дополнить знания о птицах, помощи им зимой.

Наглядный материал: картинки с изображением птиц у кормушки.

Художественное  слово: В Чаплиной  «Пернатые друзья».

Воспитатель читает детям рассказ, задет вопросы:

  • Могут ли птицы находить себе корм?
  • А почему же все птицы прилетают к нам?
  • Кто первый прилетает к кормушке?
  • Какие из птиц прилетают чаще всего? Почему?
  • Почему в морозные дни птиц надо кормить чаще?

 

 

8.Тема: «Помощь пернатым в зимнее время года»

Цель: уточнить знания о птицах и изменениях в их жизни зимой.

Художественное слово: рассказ Л.Воронковой «Помощь птицам».

Воспитатель читает детям рассказ, задает вопросы:

  • Куда вышли дети?
  • Для кого они несли зерно?
  • Куда они насыпали зерно? Зачем?
  • Почему прилетели птицы?
  • Кому насыпали семечки?
  • Птицы были рады?
  • Так почему же надо подкармливать птиц?

 

 

 

 

 

Чтение художественной литературы

Тема: Чьи следы?

Цель: научить  узнавать животных по изображению их следов, сравнивать следы по размеру.

Наглядный материал: рисунки следов медведя, волка, лисы, зайца, мыши. Птицы.

Художественное слово: рассказ И.Соколова-Микитова «Зимой в лесу».

Воспитатель: Кто-то прошел по снегу и оставил следы . Кто же здесь мог пройти? ( сравнивать по размеру следы медведя, волка, лисы, кошки, мыши, птицы). Хотите отправиться в лес?

Воспитатель читает детям рассказ. Задает вопросы.

  • Чьи же это следы?
  • Кто чем пишет на снегу?
  • Почему остались следы?
  • Когда они пропадут?

 

 

 

 

 

    

 Экспериментирование.

1.Тема: Исследование птичьего пера.

Цель: научить обследовать новый предмет, закрепить знания  о птицах.

Наглядный материал: картинка с изображением птицы, перо.

Воспитатель задает детям вопросы.

  • Кто это?
  • Что есть у птицы?
  • Чем покрыты ее тело и крылья?
  • Зачем ей нужны перья?
  • На что перья похожи?
  • Что вы можете сказать о пере?

 

2.Тема: «Рассматривание птичьих следов»

Цель: научить различать птичьи следы.

Наглядный материал: рисунки птичьих следов.

Воспитатель задает вопросы

  • Что это?
  • Кто их оставил?
  • Кто догадался?
  • Чьи это следы? А это?
  • Почему у воробья следы маленькие?
  • Почему тут следы кончились?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОД (непосредственная образовательная деятельность ) 

Тема: «Наша кормушка»

 

Образовательные области:

1.   Познавательное развитие;

2.    Социально-коммуникативное развитие;

3.    Речевое развитие;

4.    Художественно-эстетическое развитие;

      

Цели:

  • Формировать экологическую культуру у детей;
  • Прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней.

Задачи:

Образовательные:

  • уточнить и расширить знание детей о зимующих птицах;
  • формировать умения и навыки наблюдения за птицами;
  • учить устанавливать связь между средой обитания и образом жизни птиц.

Развивающие:

  • вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов в соответствии с контекстом высказывания;
  • совершенствовать монологическую речь с опорой на предметно-схематические модели;
  • совершенствовать диалогическую речь;
  • совершенствовать умение согласовывать существительного с прилагательным.

Воспитательные:

  • воспитывать доброжелательное отношение к птицам;
  • вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам.

Словарная работа: клест, свиристель; зимующие птицы, перелетные птицы.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций;
  • Чтение книг и рассказов;
  • Загадывание загадок;
  • Наблюдения;
  • Беседы;
  • Рисование птиц, аппликация, лепка.
  • Оборудование к занятию: Бумага, ножницы, клей.

Ход образовательной деятельности

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня очень интересное занятие. Сегодня мы поговорим о………..

Воробьи, стрижи, пингвины,
Снегири, грачи, павлины,
Попугаи и синицы:
Одним словом это – ... (птицы)

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно ребята, сегодня мы поговорим о птицах. Скажите, пожалуйста, как называются птицы, которые остаются с нами зимовать. Ответы детей.

Воспитатель: Молодцы, зимующие. Каких зимующих птиц вы знаете?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Послушайте стихотворение:

Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов.

К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – 
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть.

И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать 
Заодно с людьми.

Воспитатель: Как вы думаете ребята, что страшнее птицам холод или голод?

Ответы детей.

Воспитатель: Конечно же, голод. Кто же может помочь птицам зимой?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно, человек. Мы с вами можем помочь нашим маленьким друзьям. А как мы поможем им?

Ответы детей.

Воспитатель: Мы смастерим кормушки. А у меня есть вот такая кормушка.

(Воспитатель показывает детям панно «Кормушка»).

Мы будем отгадывать загадки про зимующих птиц, а картинки с отгадками будем прикреплять к кормушке.

Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый... (воробей)

Трещала с самого утра:
Пор-ра! Пор-ра!
А что пора? такая всем морока,
Когда трещит... (сорока)

Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)

Чернокрылый,
Красногрудый.

И зимой найдет приют:
Не боится он простуды -
С первым снегом тут как тут! (снегирь)

Воспитатель: Молодцы. Посмотрите, сколько птиц слетелось к нашей кормушке.

Воспитатель: Угадайте, какая птица произносит такие звуки:

  • Кар-кар! (ворона) 
  • Чик-чирик, чив-чив! (воробей) 
  • Ча-ча-ча! (сорока) 
  • Свири-свир! (свиристель) 
  • Цок-цек, цок-цек! (клёст) 
  • Рюм-рюм-рюм! (снегирь) 
  • Синь-синь-синь! (синица) 

Воспитатель: Молодцы!

Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

Мы кормушку смастерили.
Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь – сосед,
Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели.

Две синицы прилетели,
А во вторник – снегири,
Ярче утренней зари!
Три вороны были в среду
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краев –
Десять жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей 
Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог
Прилетело семь сорок.

Воспитатель: Я вам хочу напомнить, что еда с нашего стола для птиц не годиться. Синичке можно предложить кусочек несолёного сала, воробьям хлебные крошки, крупу, семена, вороны всеядные птицы, снегири любят семечки арбуза, тыквы, облепихи, барбариса, свиристели любят рябину, голуби любят крупу и хлеб. Клёст очень любит еловые и сосновые шишки, крепкий клюв крестом ловко шелушит шишки. Ещё клёст удивителен тем, что в трескучий мороз выводит птенцов.

Чтобы кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:

1.     Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;

2.     Подкармливать птиц надо в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время, птицы сами будут прилетать к этому времени;

3.     Кормить птиц надо регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы пища нужна птицам каждый день, чтобы они выжили;

4.     Корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.

Запомнили? Давайте повторим некоторые правила.

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас выходите, вставайте в круг, и давай те поиграем.

Игра называется «Угадай-ка». Я вам буду бросать мяч, и называть птицу, а вы будете говорить перелётная это птица или зимующая.

Проводится игра.

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы с вами говорили о зимующих птицах, как мы можем им помочь зимой. Что вам понравилось на занятии?

Ответы детей.

Воспитатель: А что было сложного на занятии?

Ответы детей.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофильм о зимующих птицах.

 

Домашнее задание: изготовить с родителями кормушки.