Нравственные ценности и будущее человечества

Масликова Татьяна Дормидонтовна, воспитатель

МАДОУ "ЦРР-д/с №25 "Золотая рыбка"

городской округ Ступино Московской области


Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души, поэтому особенно важно наполнить восприимчивуюдушу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории своего народа, города, страны. Что заложено в детстве, то останется навсегда.

В настоящее время наша страна переживает сложный исторический период. Самая большая опасность, подстерегающая наше общество – это разрушение личности. Материальные ценности стоят выше духовных, поэтому у детейискажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Детей отличает волевая и духовная незрелость.

Именно нравственно-патриотическое воспитаниеявляется одним из важнейших элементов общественного сознания, так как в этом заключается основа жизнеспособности любого общества и государства, преемственность поколений. Невозможно воспитатьчувство собственного достоинства, уверенности в себе, без уважения к истории и культуре своей страны. Эти чувства формируются постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, вырастают из любви к своей семье, к детскому саду, городу, родному краю. Формирование духовно-нравственныхпонятий и патриотических чувств – очень сложный длительный процесс, требующих постоянных усилий педагогов, систематической и планомерной работы. Для достижения результатов необходимо использовать только эффективные методы воздействия на ребенка, его эмоциональную и нравственную сферы. Такие методы не должны казаться детям скучными, не интересными, чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично формировали бы его мировоззрение. Положительного результата можно достичь только при создании для детей теплой, уютной атмосферы.

Работа по развитию у детей начал нравственно-патриотического сознания предполагает взаимосвязь процессов восприятияи проявления добра и зла в окружающем мире, выражение личного отношения к ним, а также индивидуальную и коллективную деятельность по созданию «добрых дел». Эта работа включает следующие задачи:

- знакомство с произведениями детской художественной литературы, народных и авторских сказок, разучивание пословиц, поговорок;

 

- знакомство с народно-прикладным искусством;

- воспитаниелюбви и привязанности к семье, городу, стране;

- знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

-развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

- формирование бережного отношения к природе и всему живому;

 

- знакомство с календарными и народными праздниками, обычаями, традициями;

 

- формирование элементарных знаний о правах человека;

- привлечение детейк посильному общественно-полезному труду.

 

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в повседневной жизни, так как воспитывают в ребенке не только нравственно-патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Важное средство формирования нравственно-патриотических чувств – это народная культура. В ней отражается образ жизни людей, их быт, труд, представления о чести, силе и мужестве. Издавна люди стремились обладать благородством, силой, проявлять смелость, выдержку, творческую выдумку. С народной культурой ребенок соприкасается с первых лет жизни. Это русские народные песни, потешки, сказки, игры. Из глубины веков к нам пришли народные и православные праздники, традиции и обычаи. Знакомя детейс культурой своего народа, мы учим понимать смысл добра, совести, долга.

Самое важное в воспитании нравственно-патриотических чувств – это непосредственное проявление их в практических поступках. Свое отношение к окружающему миру у детей проявляется в игре, труде, творческой и изобразительной деятельности, повседневной жизни. Игра является самым главным и любимым видом деятельности дошкольника, дает ребенку много радостных впечатлений, обладает огромной воспитательной силой. Поэтому значительное место в работе по формированию у дошкольников духовно- нравственныхкачеств отводится дидактическим, сюжетным и театрализованным играм. Например, игра «Русские красавицы» знакомит детейс русскими народными костюмами разных губерний России, игра «Хозяюшки»обобщает представления о том, как крестьяне выращивали хлеб, чем занимались в зимнее время. Полученные знания дошкольникизакрепляют в музыкально-художественной деятельности: игра на музыкальных инструментах, исполнение народных песен, плясок, хороводов.

Большое значение имеет привлечение детейк посильному общественно-полезному труду. Взрослые должны поощрять стремления ребенка самостоятельно поддерживать порядок в ближайшем окружении, бережно относиться к общественному имуществу, добросовестно выполнять поручения, научить добиваться поставленной цели, радоваться полученному результату.

Для детского сада особое значение приобретает педагогическая деятельность, направленная на развитие интереса и любви к родному краю и умение отражать все это в художественно-творческой деятельности, формировании эстетического отношения к окружающей действительности.

Создание предметно-развивающего пространства способствует творческому выражению детей, практическому использованию полученных знаний. В совместной и самостоятельной деятельности каждый дошкольникможет проявить свою компетентность, применить разные средства для дальнейшего познания окружающего мира, проявлять нравственные качества.

Передавая детям знания, необходимо учитывать, что они должны иметь воспитательную ценность, способствовать формированию нравственно-патриотических качеств личности ребенка. Важно помнить, что самыми сильнодействующими факторами воспитанияявляются собственные взгляды и суждения взрослого, его мировоззрение, личный пример и жизненная позиция.

Несколько коротких советов:

• Помните, что у вас появился не просто малыш, а мальчик или девочка и каждый из них нуждается в индивидуальном подходе.

• Никогда не сравнивайте разнополыхдетейи тем более не ставьте одних в пример другим.

• Не переусердствуйте,воспитывая как мальчика, так и девочку, дайте детям право выбора, время подумать самим.

• Не рассказывайте мальчику всего до конца, давая какое либо задание, а девочке не забудьте на личном примере продемонстрировать то, что от неё требуется.

• Если вы пытаетесь что-то объяснить мальчику, не забывайте не только рассказывать, но и показывать.

• Пытаясь отругать за что-то девочку, сначала объясните ей, в чём она не права, а высказывать всё и сразу не спешите.

• Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно Вас не устраивает, иначе через некоторое время он просто перестанет Вас слышать и слушать.

• Мальчики и девочки по-разномуустают: девочки истощаются эмоционально, а мальчики интеллектуально, ругать одинаково в такой ситуации бессмысленно.

 

Воспитывать, обучать и даже любить мальчиков и девочек надо по-разному.

 

Но обязательно очень любить!