Читатель мой особенного рода

Кильсеева Елена Геннадьевна, ведущий библиотекарь

МБУК г.о. Самара "ЦСДБ" библиотека-филиал № 25

г. Самара


Цели:

 -Воспитать интерес и любовь к книге и чтению, желание знакомиться с творчеством С.Я.Маршака;

-Обобщить знания ребят о писателе, его произведениях;

Задачи:

-Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака;

    -Развить у детей навыки выразительного чтения стихотворений;

-Развить артистические способности детей;

-Пополнять словарный запас детей через игровую творческую деятельность 

 

Оборудование: 

• портрет С.Я. Маршака;

• выставка книг;

• иллюстрации к произведениям;

• презентация;

• компьютер;

• реквизит и вещи для инсценировок.

 

 

1. Биография

Самуил Яковлевич Маршак(3.11.1887-4.07.1964)

 

Жил-был на свете один интересный человек, которого любили дети.

Когда ему было 4 года, он сам про себя написал:

                                       Я поэт знаменитый

Каждый день бываю битый.

Мар-шак, Мар-шак… Это имя звучит, как упругий четкий шаг военных, как марш- энергия ли семейной фамилии передалась ему «по наследству» или это совпадение, но жил он так, как предписывала фамилия. Энергия так и била ключом.

Человек «огнедышащего» характера родился 3 ноября в городе Воронеже.

Отец его варил мыло на частных заводиках, он был техником и изобретателем-самоучкой. Мама вела хозяйство. Детей было шестеро.

Еще была бабушка, которая любила говорить в рифму.

Жили бедно, но дружно, часто переезжали. Отец искал работу.

В край далекий, незнакомый,

Едет вся моя семья.

Третьи сутки вместо дома

У нее одна скамья.

В детстве Маршак все время что-то сочинял: игры, пьесы, рассказы.

Слушателям особенно нравились его «суматохи»: необыкновенные истории с фантастическим концом. К 11-ти годам им было написано несколько длинных поэм, в том числе он перевел с греческого оду Горация. Летом 1902 года в жизни Маршака произошло чудо. Он, выросший на окраине маленького городка, оказался в столице, блестящем Петербурге, среди знаменитых людей России. Талант и счастливый случай «привели» Маршака к Владимиру Стасову, человеку, который помогал способным людям. При первом же знакомстве он повел мальчика в книжный магазин и накупил ему много-много хороших книг. Стасов открыл мальчику другой мир и помог обосноваться в нем.

В 1911 году Маршак впервые отправляется в заграничное путешествие.

Оттуда он привез кучу впечатлений, стихи и красавицу-жену, с которой он познакомился на корабле.

 

Плывет, плывет кораблик,

                                          Кораблик золотой.

Везет, везет подарки,

Подарки нам с тобой.

Вместе с женой едет учиться в далекую туманную страну, окруженную со всех сторон морем. В Англию. В Лондонском университете он учится на факультете искусств и там изучает английскую поэзию, «с мешком за плечами и палкой в руках», путешествуя по стране.

И он действительно привез оттуда всем подарки: это английские песенки, стихи, потешки, так замечательно переведенные им на русский язык. 

Улыбались три смелых девицы

На спине у бенгальской тигрицы.

Теперь же все три –

У тигрицы внутри,

А улыбка на морде тигрицы.

 

Кроме того, что Маршак любил писать стихи, переводить их с английского на русский, он еще придумал и организовал целый «Детский городок» в городе Краснодаре: там были классы, мастерские, кружки и, главное- театр, для которого он сам писал пьесы-сказки. Наверняка одну из них вы точно знаете. Там рассказывается о девочке, которая среди лютой зимы набрала целую корзину подснежников. А помог ей в этом месяц (Апрель). Узнали эту сказку? Да, это «Двенадцать месяцев». Маршак умел так интересно рассказать о самых обыкновенных вещах, что они становились чудесными в его стихах.

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой

Не угнаться за тобой.

Я тебя ладонью хлопал.

Ты скакал и звонко топал.

Так и хочется после этого стихотворения взять мяч и побежать на улицу играть. 

              У стола четыре ножки, по две с каждой стороны,

               Но сапожки и калошки этим ножкам не нужны,-

 вот какой стол получился у Маршака. А его «Детки в клетке» (Зачитывается несколько стихотворений). Так и представляешь себе этих забавных малышей.  Маршак очень любил писать книги для детей. Помогать им расти, радовать их. Он хотел, чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, чтобы они любили книгу, и она была с ними всегда.

Немало книжек выпущено мной,

Но все они умчались, точно птицы…

И разлетелись по всему свету. Их издавали бессчетное количество раз, его книжки есть в каждой семье. 

Читатель мой особенного рода,

       умеет он под стол ходить пешком,

         но радостно мне знать, что я знаком

                                      с читателем 2000 года.

Так он предвидел встречу с вами.

 

 

2. Конкурсно-игровая программа по произведениям писателя.

 

Забегает Рассеянный, одевается под стихотворение «Жил человек рассеянный на улице Бассейной» до слов: «Вожатый удивился, трамвай остановился» Обращается к зрителям:

Даю вам честное слово:

Вчера в половине шестого

Я встретил двух свинок

Без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

- Верим, верим тебе, рассеянный!.

 Но ты опять все перепутал- доставай загадки! Ребята, думаю, мы можем попросить человека Рассеянного остаться и помочь мне провести викторину 

Конкурс «Стихотворные загадки Маршака»

ЗАГАДКИ:

1. шумит он в поле и в саду, а в дом не попадёт.

И никуда я не иду, покуда он идёт

(дождь)

2. Мы ходим ночью, ходим днём.

Но никуда мы не уйдём.

Мы бьем исправно каждый час,

Но, вы, друзья, не бейте нас! (часы)

     3.Что такое перед нами: две оглобли за ушами.

На глазах по колесу и седёлка на носу?

(очки)

4.Всегда шагаем мы вдвоём, похожие, как братья.

Мы за обедом- под столом, а ночью под кроватью.

(ботинки)

5.В полотняной стране по реке Простыне

Плывёт пароход то назад, то вперёд.

(утюг)

6.Принялась она за дело, завизжала и запела.

Ела, ела дуб, дуб, поломала зуб, зуб.

(пила)

7.Бьют его рукой и палкой, никому его не жалко.

А за что беднягу бьют? А за то, что он надут.(мяч)

8. Самый бойкий я рабочий в мастерской.

Колочу я что есть мочи день-деньской.(молоток)

(Входит носильщик, перебивает)

 

-Минуточку-минуточку граждане. Уф, успел! Граждане-умники. Помогите разобраться. Я к вам прямо со станции. У нас каждый день дамы и не только сдают багаж. Что-то теряется. Потом находится. И вещей всяких забытых накопилась уйма! Раз вы умные помогите разобраться, что какому персонажу принадлежит - из какого стихотворения Маршака, чтобы я мог вернуть находку владельцу.

 

Хорошее задание. Только давайте тоже по очереди называть и персонажа, которому принадлежит вещь, и само стихотворение Маршака.

 

Конкурс «Угадай вещи»

ПРЕДМЕТЫ ИЗ КОРОБКИ:

- диван (Багаж);

- каска (Пожар);

- коньки (Кот и лодыри);

- письмо (Почта);

- свечка (Вчера и сегодня);

- молоток (Мастер-ломастер);

- кольцо (Двенадцать месяцев);

-сковорода(Жил человек Рассеянный..)

-туфельки(Детки в клетке)

-мяч

-ключ(Ключ от королевства)

-кепка (Рассказ о неизвестном герое).

 

Конкурс «Восстанови правильную последовательность»

 

Рассеянный: Дорогие участники викторины, уже убедился, что вам по силам сложные задания. Помогите и мне уж, пожалуйста! Дело в том, что я тут по памяти пытался вспомнить последовательность действий, героев или предметов в некоторых  стихотворениях Маршака. Но по рассеянности перепутал всё это ещё больше. Помогите мне восстановить правильный порядок.

 

Сейчас мы раздадим каждой команде списки перепутанных последовательностей. Справа от перечисленного пронумеруйте, пожалуйста, по возрастающей цифрами от 1 до 7, что за чем должно идти. За каждую правильно угаданную позицию команда получит по полбалла. То есть в сумме можно заработать и 3 с половиной балла! Вам будет дано время на обдумывание.

 

«Багаж»:

Неправильно: чемодан собачонка саквояж корзина картонка картина диван

Правильно (диван чемодан саквояж картина корзина картонка собачонка)

 

«Сказка о глупом мышонке»:

Неправильно: щука утка свинина лошадь курица кошка жаба

 

Правильно (утка жаба лошадь свинка курица щука кошка)

 

«Дом, который построил Джек»:

Неправильно: старушка синица пёс петухи пастух кот корова

 

Правильно (синица кот пёс корова старушка пастух петухи)

 

Конкурс «Мозаика»

 

Входит Почтальон

-Кто стучится в дверь ко мне?

С толстой сумкой на ремне.

С цифрой «5» на медной бляшке

В синей форменной фуражке?

Это он, это он…

 Правильно, ребята, я-почтальон и в моей сумке находятся кусочки иллюстраций к разным произведениям С.Я. Маршака. Вы должны их соединить, чтобы я мог их вернуть в книги писателя.

Ребята складывают мозаику и называют произведения С. Маршака.

 

 

СЦЕНКИ:

Ну что же вот мы и подошли к последнему конкурсу. Который на этот раз будет посвящён пьесе-сказке Маршака «Двенадцать месяцев». Конечно, ограниченное время не позволит показать её целиком.

Но по небольшой сценке-загадке для каждой команды мы приготовили. Только я опять вынужден признать перед началом, что при постановке я по рассеянности немножко поднапутал, когда репетировал сценки с ребятами.

Что напутали? Да я сам теперь не скажу точно. Нет там всё, в общем-то, правильно, но кое-где есть неточности и расхождения с основной сказкой Маршака.

 

Что же ребята, делать нечего! Смотрите сейчас внимательнее. Будем замечать, и исправлять неточности в сказке «Двенадцать месяцев».

 

Вот и будет вам задание! Кстати я вспомнил важное! Неточностей в каждой сценке не меньше трёх!

 

Так что смотрите внимательно и всё подмечайте. Где наш уважаемый Рассеянный запутался, когда ставил эти сценки. Вы уж постарайтесь!

 

 

Смотрим первую сценку из сказки «Двенадцать месяцев»

 

Герои: Солдат и падчерица

 

Неточности:

- послал в лес не отец, а мачеха;

- послали не за цветами, а за хворостом;

- солдата послали не за корой, а за ёлкой.

 

Смотрим 2 сценку

 

Герои: Декабрь и январь

 

Неточности:

- вместо мышей были белки;

- декабрь их ни в какую книжку шариковой ручкой не записывал;

- медведя не было вовсе.

 

Смотрим 3 сценку

 

Герои: Королева и профессор

 

Неточности:

Профессор был мужского пола, а не женского;

- королева записывала и с ошибками другое стихотворение «Травка зеленеет, солнышко блестит…»;

- указ королевы был не о бале, а том, что тот, кто принесёт подснежники, получит золото

 

Смотрим 4 сценку

 

Герои: Мачеха и дочка

 

Неточности:

- мерили не мешки, а корзины;

- никакого брата там не было вовсе;

- за подснежниками послали падчерицу

 

Что же с заданиями по мере сил справились, но как мы уже сказали это лишь сценки из сказки.

 

И закончили мы, в общем-то, на самом интересном месте: удастся ли найти под новый год подснежники?

 

Поэтому если вам интересно, что было дальше, и вы ещё не успели узнать до конца эту историю, срочно читайте книгу Маршака «Двенадцать месяцев».

 

Что же ребята вот и подошла к концу наша викторина по творчеству писателя Самуила Яковлевича Маршака.

 

Не забывайте нас, книжных персонажей, почаще читайте книги, заходите в библиотеку!

 

Подождите, к нам почему-то возвращается персонаж из сказки «Двенадцать месяцев»

 

А я, кажется, знаю почему!

 

(Январь поздравляет с Новым годом)

 

конечно, я вернулся неслучайно. Потому что уже совсем скоро, какой праздник, ребята? (не ответят - продолжить) Конечно, Новый год! Поэтому на правах известного Деда мороза поздравляю Вас, ребята и ваших учителей с Новым годом, с новым Счастьем! Желаю вам всем новых побед, друзей и улыбок! Не прощаюсь - увидимся…

 

Ведущий: И мы вас, ребята, поздравляем, что вы оказались такими хорошими знатоками творчества Самуила Яковлевича Маршака и приглашаем в нашу библиотеку за его книгами!

 

Желаю Вам цвести, расти, копить, крепить здоровье.

Оно для дальнего пути – главнейшее условье.

Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет.

Пусть добрым будет ум у Вас, а сердце умным будет.

Вам от души желаю я, друзья, всего хорошего.

А все хорошее, друзья, дается нам недешево!