Фольклор и художественное слово как средство развития элементарных математических представлений

Осина Ирина Сергеевна, старший воспитатель

СП "Детский сад №66" ГБОУ СОШ №17

г.Сызрань


Простая мысль о том, что ребёнка можно и нужно учить эффективно мыслить, стала подлинным открытием нашего времени.

Математика - один из наиболее трудных учебных предметов. Усвоение математических знаний представляет определённую трудность для детей. Мышление дошкольника конкретное, наглядно-действенное, наглядно-образное. А математические понятия абстрактны, и для овладения ими необходим соответствующий уровень логического мышления и памяти дошкольников.

В своей работе я уделяю большое внимание развитию у детей логического мышления, умению рассказывать и доказывать, сравнивать и анализировать.

Выдающиеся отечественные педагоги К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, А.П.Усова и другие  подчеркивали огромные возможности малых  фольклорных форм как средства воспитания и обучения детей.Малые жанры фольклорной прозы очень многообразны: загадки, пословицы, поговорки, прибаутки, потешки, считалки, скороговорки сказки и др.

Широкое использование устного народного творчества  важно для пробуждения у дошкольников интереса к математическим знаниям, совершенствования познавательной деятельности, общего умственного развития. 

На занятиях по математике фольклорный материал (или считалка, или загадка, или персонажи сказок, или другой элемент устного народного творчества) оказывает влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания, не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание. Интеграция логико-математического и речевого развития основана на единстве решаемых в дошкольном возрасте задач.

Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало. Он вряд ли запомнит что-то неинтересное, даже если взрослые настаивают.  Одной из наиболее важных задач, я считаю, является развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.  

Знакомство с работой А.П.Усовой «Русское народное творчество в детском саду» помогло мне выбрать наиболее эффективные средства для формирования у детей ЭМП, такие  как  фольклор и художественное слово.

Мною систематизированы различные формы народного фольклора с математическим содержанием по разделам программы:

1. Количество и счёт.

2. Величина.

3. Геометрические фигуры.

4. Ориентировка во времени.

5. Ориентировка в пространстве.

Через художественные произведения и весёлые рисунки знакомлю детей с цифрами: 

Это цифра – единица,

Видишь, как она гордится?

А ты знаешь почему?

Начинает счёт всему.

 

 

Цифра два –

Лошадка – диво,

Мчит, размахивая гривой.

 

 

Выполняя с ними игровые упражнения, учу их понимать отношения между числами:

Не хочу один клевать я!

Пусть скорей приходят братья.

Где ж они? Под старой липой!

Как зовут их? – Цыпа – цыпа!

 

На заснеженной полянке

Я, зима и санки.

Только землю

Снег покроет – 

Собираемся мы трое.

Веселимся на полянке

Я, зима и санки.

(А. Босев).

 

Всё это делает процесс обучения интересным и ориентированным на ребёнка – дошкольника.

Для ознакомления с частями суток, времён года предлагаю им весёлые стихи, занимательные рисунки, задания практического характера, что помогает моим воспитанникам лучше усваивать знания в разделе «Ориентировка во времени». 

Большое внимание в работе с детьми уделяю решению простых логических задач, выполнение которых способствует не только развитию математических представлений, но и развитию внимания, памяти, мышления. Эту работу провожу в тесном контакте с родителями, включая ребёнка в выполнение заданий практического характера в тетради. Задания выбираю небольшие по объёму, чтобы ребёнок мог успешно справиться с ним. Вовлекаю детей в увлекательный процесс загадывания и отгадывания загадок, проговаривания пословиц и потешек, рассказывания сказок с математическим содержанием. Интерес детей к художественному слову использую для повышения эффективности обучения дошкольников.

Широко использую в своей работе словесный, наглядный, проблемно-поисковый методы обучения, а также метод практических заданий.

В ходе занятий использую физкультминутки, которые представляют собой игровые упражнения, направленные на развитие мелкой и общей моторики, а также на закрепление математических понятий.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь,

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

 

Методические рекомендации по использованию фольклорного материала как средства для формирования у детей ЭМП.

 Включение фольклора в математические занятия не является самоцелью; он должен органично вписываться в сценарий занятия и способствовать  решению математическихзадач.

 Фольклорный материал можно использовать как часть занятия, либо в ходе всего занятия, особенно если это занятие носит сюжетный характер.

 Перед включением фольклорной формы в занятие, следует уточнить, знают ли дети используемые в них слова, понятны ли они им по смыслу. 

 Удачным является сочетание фольклорных форм с использованием народных игрушек на занятии. Это не только придаст национальный колорит занятию, но и сами игрушки несут в себе развивающий компонент. Их можно использовать для закрепления умения сравнивать предметы по величине и форме, формировать умение отсчитывать предметы по образцу, считать с помощью различных анализаторов (например, звуки, издаваемые свистулькой) и другие; 

 В качестве физкультминуток на занятиях по математике можно использовать народные подвижные игры;

 Фольклорный материал следует широко использовать в повседневной жизни, на других видах занятий. Это может быть не только знакомый по математическим занятиям материал, но и совершенно новый. Математическое содержание прочитанных сказок, проигранных на прогулке игр затем можно использовать на занятиях;

 Следует привлекать детей к созданию по аналогии собственных вариантов малых фольклорных форм, отражающих математические понятия. Это заставляет ребёнка обращать внимание математическую сторону окружающей действительности, помогает ему научиться сопоставлять, находить сходство и различие, обобщать свои представления;

 При выборе фольклорного материала лучше сначала использовать тот, который создан в том крае, стране, в котором живёт ребёнок, таким образом, привлекая его к культурному наследию своего народа. Позже можно использовать фольклор других народов и стран.

Принципы отбора произведений устного народного творчества для дошкольников.

• Фольклорная форма должна иметь математическое содержание.

• Математический материал должен быть доступен детям дошкольного возраста и соответствовать программным требованиям.

• Фольклорные формы должны быть разнообразны и интересны.

• Словарный материал фольклора должен быть понятен современным детям.

Анализ научной литературы показал, что существуют общие принципы отбора произведений устного народного творчества для дошкольников. Подбор фольклорных произведений во многом зависит от решения воспитательных задач.

Осуществлять математическое развитие необходимо на занятиях и закреплять в разных видах детской деятельности. Эффективным дидактическим средством в усвоении основ математики, в развитии речи и в общем развитии детей являются основные формы детского фольклора, т.к. они помогают детям в изучении учебного материала, добиваться успехов в усвоении материала, с интересом решать задачи и примеры: закрепляются количественные отношения (много, мало, больше, столько же), умение различать геометрические фигуры, ориентироваться в пространстве и времени. Особое внимание уделяется формированию умения группировать предметы по признакам (свойствам), сначала по одному, а затем по двум (форма и размер). Для этого я используюпотешки, загадки, считалки, поговорки, пословицы, скороговорки, фрагменты сказок. 

В загадках математического содержания анализируется предмет с количественной, пространственной и временной точками  зрения, подмечаются простейшие математические отношения, что позволяет представить их более рельефно.

Ещё один вид малых форм фольклора - скороговорка. Цель скороговорки - научить быстро и четко выговаривать фразу, которая намеренно выстроена затрудненным для произнесения образом. Скороговорка позволяет закреплять, отрабатывать математические термины, слова и обороты речи, связанные с развитием количественных представлений. Соревновательное и игровое начало очевидно и привлекательно для детей. Безусловно, велика польза скороговорки и как упражнения для улучшения артикуляции, выработки хорошей дикции. 

Пословицы и поговорки можно использовать с целью закрепления количественных представлений. Пословицы можно предложить и с заданием: вставь в пословицы пропущенные названия чисел.

Из всего многообразия жанров и форм устного народного творчества наиболее завидная судьба у считалок. Считалки применяются для закрепления нумерации чисел, порядкового и количественного счета. Их заучивание помогает не только развивать память, но и способствует выработке умения вести пересчет предметов, применять в повседневной жизни сформированные навыки. Предлагаются считалки, например, используемые с целью закрепления умения вести счет в прямом и обратном направлении. 

С помощью фольклорных сказок дети легче устанавливают временные отношения, учатся порядковому и количественному счету, определяют пространственное расположение предметов. Фольклорные сказки помогают запомнить простейшие математические понятия (справа, слева, впереди, сзади), воспитывают любознательность, развивают память, инициативность, учат импровизации («Три медведя», «Колобок» и т.д.).

Во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности ("Два жадных медвежонка", "Волк и семеро козлят", "Цветик-семицветик" и т.д.). Стандартные математические вопросы и задания (счет, решение обычных задач) находятся за пределами данной книжки.

Присутствие сказочного героя придает обучению яркую, эмоциональную окраску. Сказка несёт в себе юмор, фантазию, творчество, а самое главное учит логически мыслить. 

Мне бы хотелось предложить вам просмотр фрагмента непосредсвенно образовательной деятельности, где в качестве средства для формирования математических представлений я использую художественное слово и фольклор.

Таким образом, в качестве средства для  развития математических способностей очень важно использовать с дошкольниками малые формы фольклора. Устное народное творчество, способствует не только знакомству, закреплению, конкретизации знаний детей о числах, величинах, геометрических фигурах и телах, но и развитию мышления, речи, стимулированию познавательной активности детей, тренировке внимания и памяти. Оно может широко использоваться в работе с дошкольниками как средство, побуждающее к приобретению знаний  при знакомстве с новым материалом (явлением, числом), как средство, развивающее наблюдательность, при закреплении определенного знания, как игровой (занимательный) материал, отвечающий возрастным потребностям детей дошкольного возраста.Таким образом, использование элементов устного народного творчествапоможет педагогу в воспитании и обучении детей, в усвоении математических знаний о числах, величинах, геометрических фигурах и т.д.