Предупреждайте капризы малышей

Кирсанова Пелагея Ивановна, воспитатель

МАДОУ № 51

Кемеровская обл., г. Ленинск-Кузнецкий


Кто из нас не сталкивался с капризничающим ребенком? Одни дети молча отказываются выполнять требования взрослых, другие плачут, бросаются на пол, кричат, бьют руками и ногами об пол. В таких случаях родители считают, что их ребенок капризен. Капризы ребенка дошкольного возраста и грудного младенца совершенно различны в своей основе. У ребенка-дошкольного капризы становятся привычной формой поведения, и он путем капризов добивается от взрослых различных уступок. Капризы становятся преднамеренной формой поведения. 

Что же такое капризы?

Под капризами понимается особенность поведения детей, выражающаяся в неадекватных реакциях малыша на требования взрослых. Действия капризничающего малыша могут на первый взгляд показаться необоснованными и непонятными. На самом же деле все капризы имеют конкретную почву, обоснованную причину, которые не  всегда сразу прослеживаются взрослыми.

Прежде всего капризы расшатывают нервную систему, могут привести к нервозам. Психоневрологи справедливо считают, что от «безобидного» детского каприза до истерии один шаг. Капризы можно рассматривать как пограничную форму поведения здорового и  страдающего нервным расстройством ребенка. Поэтому капризы требуют пристального внимания со стороны окружающих взрослых. Прежде всего в таких случаях надо выяснить причину, вызвавшую капризы, только тогда появится реальная возможность их устранения.

Если родители уверены в правильности воспитательных воздействий на ребенка, но малыш бурно протестует, часто плачет, то здесь необходима консультация врача.

Ребенок бросается на пол из-за того, что ему не разрешили играть мячом в комнате или съест конфету перед едой. Причина? Он раньше играл мячом в комнате, и ему не запрещали этого, ел конфеты, когда вздумается. Избалованному ребенку, которому раньше все разрешали и к которому не предъявляли никаких требований, ограничений, вдруг предъявлены требования, представляющие для него большие трудности, и ребенок резко протестует.

Может быть и такая ситуация, когда ребенок до предъявления указанных требований - не играть мячом в комнате – сильно утомлен, и тогда самое простое ограничение вызывает у нег бурную реакцию.

Некоторые родители ошибочно считают, что капризы- непременный спутник детства, и поэтому не принимают своевременно мер к их профилактике.

Начало капризов надо искать в раннем возрасте, когда причины отклонений в поведении ребенка могут быть прослежены, объяснимы, когда нет еще, собственно, капризов как преднамеренной формы поведения, а есть закономерный протест ребенка против трудностей, естественная реакция на воздействия окружающих.

Капризы обычно сопровождаются плачем, и поэтому плач ребенка нередко рассматривается как каприз. Верно ли это? Далеко не всегда плач малыша является признаком капризов.

Причиной возникновения капризов может служить игнорирование родителям  возрастных и индивидуальных особенностей детей. Многие родители, стремясь правильно воспитывать своего ребенка, эти особенности учитывают. Если же воспитание с рождения не соответствует возрастным и индивидуальным особенностям малыша, то ребенок очень рано начинает протестовать, а взрослые рассматривают его поведение как каприз.

Один ребенок более возбудим, очень активен, другой, наоборот, очень спокоен и даже пассивен. Одних детей кладут в постель, и они сразу же засыпают. Другим, легко возбудимым детям, мешает засыпать и не очень яркий свет, и всякий шум, и даже движения собственных рук и ног. В этом случае требуется совершенно иной подход для устранения возбуждения. 

Игнорирование этой особенности может привести к развитию капризности. Необходимо постоянно помнить, что сильные раздражители так действуют на ребенка, что возбуждение проходит не сразу. Чтобы ребенок спокойно заснул в положенное время, необходимо минимум за пол часа до сна устранить лишний шум, яркий свет и другие сильные раздражители, ведущие к перевозбуждению.

Часто маленькие плачут при расстраивании с матерью. Объясняется это условиями воспитания и возвратными особенностями. Ребенок очень рано привыкает к своим близким. К полугоду у него вырабатываются привычки: он спокойно засыпает, спокойно ест, спокойно бодрствует, если мама рядом или слышен ее голос. Если ребенок постоянно находится только с мамой и ни с кем больше, то ему страшно оставаться одному с кем-то посторонним. Нередко малыш начинает капризничать и привстречи с матерью, переходя от чрезмерного проявления радости к слезам при невнимании к нему со стороны мамы. Приход матери сильно возбуждает ребенка. Чтобы привести его в спокойное состояние, лучше всего несколько минут уделить ему внимание, приласкать его, а затем уже приниматься за домашние дела.

Представьте себе, что к малышу всегда бросались с ненужной помощью и вдруг на него не проявили прежнего внимания. Что делают некоторые дети? Если раньше ребенок падал, и его всегда поднимали, то вскоре на предложение взрослого встать он начинает бить руками и ногами об пол. Тут же взрослые не выдерживают, бросаются к нему, успокаивают, жалеют, и чем больше они прилагают усилий для того, чтобы успокоить малыша, тем громче он кричит, тем отчаяннее взывает о помощи. Дело в том, что у сильно раскапризничавшегося малыша в коре головного мозга возник сильный очаг  возбуждения и более слабые раздражители – слова и действия взрослых – притягиваются более сильным очагом возбуждения, усиливая его. 

Что же делать в таком случае? Как относится к таким проявлениям? Прежде всего, со стороны всех взрослых требуются выдержка и спокойствие. Оставьте ребенка на время одного. Дети капризничают, как правило, тогда, когда есть поблизости взрослые. Если же нет рядом взрослых, даже ребенок, который упал и слегка ушибся, быстро успокаивается.

Причиной возникновения капризов может служить также начавшееся заболевание. Совершенно спокойный, уравновешенный ранее ребенок начинает безо всяких видимых причин раздражаться.  Он становится вялым, хуже ест или совсем отказывается от пищи, постоянно просится на руки. Не очень внимательные или не очень опытные родители могут расценить такое поведение как каприз. В период заболевания ослабленный ребенок нуждается в щадящем режиме, особенно бережном и внимательном отношении.  Капризы заболевшего ребенка – временное явление, связанное с болезнью, и по выздоровлении малыша они пройдут.

Противоположенная ошибка в воспитании – это недостаток внимания к ребенку, черствое отношение, которое может породить тяжелые капризы. Громкий, резкий разговор, грубые пререкания между родителями пугают ребенка. Он начинает плакать. Родители уже опомнились, стали успокаивать малыша, а он продолжает капризничать.

Таким примерно грубого отношения к ребенку является включение телевизора во время сна детей, яркий свет, шум. Все это оказывает отрицательное влияние на нервную систему малыша, может привести не только к капризам, но и к тяжелым нервным расстройствам.

Одной из причин, приводящих к капризам, является дефицит материнского общения. Если ребенок редко видит мать, то при встрече с нею он бурно радуется, возбуждается и потом не может прийти в спокойное состояние – начинает капризничать.

Ребенок растет спокойным и уравновешенным, если его энергия направляется в нужное русло, если его приучают к порядку, к выполнению посильных  действий. Рациональное расходование энергии приносит ребенку радость, дает ему возможность быть активным. Положительная оценка действий малыша взрослыми способствует его хорошему настроению. Взрослым же активность ребенка, направленная ими в нужное русло, облегчает процесс воспитания, предупреждает капризы. Умелое сочетание разрешений и запрещений – одно из важных условий успешного воспитания ребенка.

Детские капризы, как и все в поведении ребенка, не случайны. Они всегда имеют какой-то источник, а неправильное поведение взрослых поддерживает и укрепляет эти капризы.

Путь предупреждения капризов – разумная организация жизни и деятельности ребенка, знания возрастных особенностей, единство требований в семье, устранения избытка внимания к малышу. Важное значение имеют также меры, направленные на укрепление нервной системы ребенка, - соблюдение режима сна, питания, разумная организация бодрствования.