Родительское собрание в средней группе в форме "Устного журнала"

на тему "Растим "почемучек"

Мамзонова Ирина Альбертовна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад № 1 "Рябинка"

г.Нефтеюганск, ХМАО-Югра


В настоящее время большое внимание уделяется организации эффективного взаимодействия детского сада и семьи, особой популярностьюкак у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодействия. Мы решили провести родительское собрание в нетрадиционной форме- в форме устного журнала. Такая форма была создана и апробирована практиками Санкт – Петербурга. Журнал состоит из 3- 6 страниц, по длительности каждая занимает от 5 до 10 минут, общая продолжительность составляет не более 40 минут. Небольшая временная продолжительность  имеетприоритетное значение для родителей, поскольку оничасто ограничены во времени в силу различных причин. Достаточно большой объем информации, размещенный в относительно коротком отрезке времени, представляет значительный интерес для родителей. Каждая страница журнала – это устное сообщение, которое может быть проиллюстрировано дидактическими пособиями, прослушиванием аудиозаписей, просмотром видеозаписей образовательной деятельности,  выставками поделок, рисунков, книг.

В период подготовки  к собранию, с целью определения  темы и содержания  мероприятия, мы предложили родителям анкету. В ней содержались вопросы по познавательному развитию детей: «Знаете ли Вы, что в группе углубленно занимаются развитием познавательных интересов детей в познавательно – исследовательской деятельности? Поддерживаете ли Вы интерес ребенка к опытно – исследовательской деятельности в семье: а) беседуете ли Вы в семье с ребенком о предметах, которые вызвали его интерес, б) создаете ли Вы условия для организации познавательно- исследовательской деятельности с ребенком в семье (смотрите познавательные телепередачи, читаете познавательную литературу, поддерживаете игры с водой, песком, магнитом и другими предметами, которые вызывают интерес ребенка, наблюдаете с ребенком за явлениями природы, за ростом комнатных растений или др.) Необходима ли Вам консультация воспитателей по вопросам развития познавательных интересов Вашего ребенка?  (63%) Проанализировав результаты анкетирования (18)  мы  поняли, что родителям    необходима консультация  по развитию познавательно – исследовательская деятельность детей. Началась подготовка  к собранию. Сначала определились с темой  устного журнала, назвали его «Растим «почемучек», т. к.  возраст 4-5 лет в детской  психологии характеризуется, как «Любознательные почемучки».Затем определили задачи:1.Расширить представление родителей о деятельности воспитателей по организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду; 2 Познакомить родителей с играми, направленными на развитие познавательных умений и навыков; 3. Способствовать формированию позитивного контакта между родителями и педагогами.

Следующим шагом стало определение содержания устного журнала. Мывыделили 4 страницы. Странички устного  журнала расположили  по степени их значимости,  дали название каждой странице и подобрали  эпиграф, который отражал главную мысль содержания страницы. 

Для родителей были подготовлены рекомендации на тему «Домашняя лаборатория», оформили фотовыставкупо теме «Наши достижения», консультации «Роль семьи в развитии поисково- исследовательской активности ребенка».

Некоторым родителям предложили провести опыты в домашних условиях,  подготовитьфотоотчет, а потом поделиться своими впечатлениями на родительском собрании.

Подготовили игры, направленные на развитие исследовательских умений, с которыми  будем знакомить родителей и играть с ними,  взяли игру на умение задавать вопросы «Отгадай мою загадку» и на классификацию  предметов «Четвертый лишний».

Подготовили для родителей  памятки «Организация совместной деятельности детей и взрослых», «Организация самостоятельной деятельности детей»,  буклеты «Активная мама» по проведению опытов в домашних условиях, «Упражнения и игры, направленные на развитие исследовательских умений», которые были  предложены им по окончании мероприятия.Памятки и буклеты напечатали на ярких  листах бумаги.

Мы хотели по-новому пригласить родителей на собрание, чтобы  вызвать интерес у них. Решили сделать пригласительные открытки в совместной деятельности с детьми, оформив их отпечатками детских  ладошек. Пригласительные  открытки  могут быть изготовлены  руками детей или могут быть типографскими, но они обязательно  должны отображать тему собрания. Приглашение адресовали обоим родителям, указали дату и время проведения собрания, повестку дня сформулировали в виде вопросов, чтобы родители  знали заранее, о чем мы будем беседовать, принимали участие в обсуждении.  Родителей такое приглашение  на собрание заинтересовало и удивило.

После озвучивания темы устного журнала  мы предложили ответить на вопрос «являются ли их дети «почемучками», какие вопросы задают родителям с целью  активизации  родителей.

Первую страницу назвали «Актуальная информация», где рассказали родителям о ФГОС ДО, о 5 направлениях реализации образовательной программы дошкольного образования. Подробнее остановились на  области познавательного  развития: познакомили родителей с задачами познавательного развития.  Рассказали, что такое целевые ориентиры и какие целевые ориентиры непосредственно связаны с познавательным развитием. Отметив важную роль развивающей предметно-пространственной среды в  познавательно-исследовательской деятельности, показали  и рассказали родителям  о содержании «Центра  экспериментирования» в группе. 

Вторая страница получила название «Как интересен этот мир», эпиграфом послужили слова китайской мудрости «Расскажи – и я забуду, покажи – я запомню, дай попробовать – и я пойму». Эту страницу освещала Людмила Геннадьевна. Она  рассказала родителям о структуреэкспериментальной  деятельности: постановка проблемы, выдвижение гипотез, исследовательская деятельность,  формулирование вывода. Каждый этап сопровождался фрагментом видеозаписи  образовательной или совместной деятельности.

Третья страница называлась «Занимательные опыты для любопытных дошколят», эпиграфом послужили слова «Самое лучшее открытие то, которое ребенок делает сам» (Эмерсон).На этой странице родители делились опытом организации познавательно-исследовательской деятельности дома. Выступили 4 родителя. Весь материал был представлен в виде фотографий на слайдах.

Четвертая страница называлась «Знакомство с играми и упражнениями, направленными на развитие исследовательских умений», эпиграфом послужили слова «Если вы хотите вырастить хороших детей, тратьте на них в 2 раза меньше денег и в 2 раза больше времени». Мы  познакомили родителей с играми, предложенными  А.И. Савенковым, направленными на развитие познавательно – исследовательских  умений.   Родителям предложили поиграть в  игру «Отгадай мою загадку», направленную на развитие   умения  задавать вопросы. Предоставили родителям план (живое – неживое, из какого материала сделано, его местонахождение, цвет, форма) Игра вызвала живой интерес у родителей.

Затем мы предложили игру «Четвертый лишний». Каждому  родителю были предложены карточки.  Родители находили несколько вариантов классификации предметов,другие родители выдвигали свои версии. Эта игра внесла еще большее оживление в ряды родителей. 

Рефлексию с родителями провели в виде игры   «Чудесная сумка».  Мы предложили  родителям ответить, что из приобретенных знаний они хотели бы положить в сумку и взять с собой в будущее.

В заключении, перелистнув последнюю страницу журнала, предложили родителям обозначить свое отношение к новой форме проведения родительского собрания. Родители высказывали, что такая форма интереснее, потому что  возможность больше общаться, делится своими мнениями.

Мы считаем, что такая форма проведения родительского собрания приемлема на практике т. к   было охвачено много вопросов, родители участвовали в обсуждениях,  в играх, решили задачи. Но были свои недочеты.  Вести журнал нужно в темпе, мне не хватило  этого темпа, поэтому  результат получился немного не тот, на который я рассчитывала, но в сравнении с традиционной формой проведения собрания активность родителей была выше.

Устный журнал – одна из нетрадиционных форм проведения родительского собрания,важно, чтобы темы были актуальны для родителей, отвечали их нуждам и помогали решить наиболее важные вопросы воспитания детей.