На помощь Кате и Пете

Ситникова Анастасия Юрьевна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад №40"

Алтайский край, г. Барнаул


Программное содержание:

Обучающие задачи:

Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.

Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 20.

Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры.

Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги с помощью условных обозначений и схем.

Закреплять умение делить круг на 2, 4 и 8 равных частей, сравнивать и называть их.

Закреплять умение последовательно называть дни недели.

Актуализировать знания детей о видах леса.

Развивающие задачи:

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания.

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные задачи:

Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Предварительная работа с детьми:

Отгадывание загадок, решение логических задач, наблюдение за календарем, индивидуальные занятия.

Предварительная работа воспитателя:

Подготовить демонстрационный и раздаточный материал.

Приготовить корзинку со сладким сюрпризом.

Приготовить разрезную картинку, конверты с заданием.

Словарная работа: лесник, смешанный лес, лиственный лес, хвойный лес, кедрач, ельник, дубрава, сосновый бор, березовая роща.

Методические приемы:

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование демонстрационного материала).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Оборудование: магнитная доска, проектор, экран.

Демонстрационный материал: карточки с цифрами от 0 до 9, картинки с изображением деревьев (7 елей, 6 берез), полоска бумаги, мера (бумажная полоска), «малиновый пирог» (круг), разрезная картинка, конверты с заданиями, презентация по теме «Лес», видео физкультминутка, картинки со стрелками.

Раздаточный материал: карточки с цифрами от 0 до 9, «орехи» (круги) одного цвета (по 9 штук для каждого ребенка), силуэт корзины (по 2 штуки для каждого ребенка), полоски бумаги (тропинка), меры (бумажные полоски), фишки, наборы счетных палочек, веревочки (по 2 шт. для каждого ребенка) лист бумаги с изображением леса (треугольник) и прямоугольника (дом Пети и Кати), круг, овал, квадрат по количеству детей, простые карандаши, круги (малиновый пирог), ножницы.

Индивидуальная работа с детьми на занятиях:

Активизировать Данила В.

Структура занятия:

Игровая ситуация: помощь детям, заблудившимся в лесу. Чтение послания от лесника.

Разминка.

Составление чисел из двух меньших.

Игровое упражнение «Поможем белочке».

Работа со счетными палочками, образование десятка.

Физкультминутка.

Измерение длины с помощью условной меры.

Деление круга на части.

Ориентировка на листе бумаги.

Итог занятия.

 

 

Ход занятия.

(Звучит сигнал СОС)

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Что это за сигнал?

Дети: Это сигнал о помощи!

Воспитатель: Верно! Кто-то нуждается в нашей помощи. Чтобы узнать, кто нуждается в помощи, вам поможет разрезная картинка.

(Дети подходят к столу, собирают разрезную картинку. На ней изображен лес и мальчик с девочкой. На обратной стороне написано послание: нас зовут Катя и Петя. Мы не послушались родителей, и пошли в лес за грибами. Но мы так увлеклись, что заблудились. В чаще леса мы встретили лесника, к которому обратились за помощью. Он согласился нарисовать карту, по которой мы сможем найти дорогу домой, но при одном условии: выполнить несколько заданий. После каждого задания будет появляться указательная стрелка. Но мы ходим еще только в старшую группу детского сада и думаем, что с некоторыми заданиями можем не справиться. Что же делать? Рядом с картинкой лежат конверты с заданиями).

Воспитатель: Ребята, как мы сможем помочь Кате и Пете?

Дети: Поможем им выполнить задания.

Воспитатель: Ребята, напомните мне, пожалуйста, какой сегодня день недели?

Дети: Четверг.

Воспитатель: В этот же день ушли в поход школьники и вернутся через два дня на третий. В какой день недели вернуться из похода школьники?

Дети: В субботу.

Воспитатель: Катя и Петя ушли вчера в лес, какой день недели это был?

Дети: Среда.

Воспитатель: Какой день недели будет завтра?

Дети: Пятница.

Воспитатель: Сколько всего дней в неделе?

Дети: Семь.

Воспитатель: Молодцы! Дни недели вы знаете хорошо. Значит, и остальных знаний у вас достаточно.

Воспитатель: Ребята, пройдите, пожалуйста, за столы. Прежде чем начнем выполнять задания, нам нужно усвоить некоторые правила поведения. Я буду начинать говорить правило, а вы будете его заканчивать.

- Ты сиди за партой стройно и веди себя … (ДОСТОЙНО)

- Парта – это не кровать и на ней нельзя… (ЛЕЖАТЬ)

- Ответить хочешь – не шуми, а только руку… (ПОДНИМИ)

- Хорошо все вспомнили наши правила поведения на занятии.

Воспитатель: Первое задание. Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?

Дети:  Лес.

Воспитатель: Это какой лес? (смешанный) Как вы догадались?

Дети: В этом лесу растут лиственные и хвойные деревья.

Воспитатель: Какие еще виды леса вы знаете? (лиственный, хвойный)

- Какие подвиды хвойного леса вы знаете? (кедрач, ельник и сосновый бор)

- Какие подвиды лиственного леса вы знаете? (дубрава, березовая роща)

На магнитной доске картинки с изображением 7 елей.

Воспитатель: Сколько всего елей?

Дети: Семь.

Воспитатель предлагает закрыть детям глаза, а сам последнюю ель меняет на березу.

Дети открывают глаза.

Воспитатель: Сколько всего деревьев? Сколько каких деревьев?

Дети: Шесть елей и одна  береза.

Воспитатель: Сколько всего деревьев? Как мы составили число семь?

Дети: Шесть и один.

Ребенок выставляет на доске карточки с цифрами 6 и 1. Другие дети у себя на столах.

Таким же образом рассматриваются остальные варианты образования числа 7 (5 и 2, 4 и 3, 3 и 4, 2 и 5, 1 и 6).

После выполнения задания на экране появляется карта, на которой нарисована одна стрелка.

Воспитатель: Ребята, белочка собирала орехи на зиму, торопилась и случайно просыпала. Соберите их, пожалуйста, в 2 корзинки.

Отсчитайте 7 орехов. Подумайте, как разложить орехи в 2 корзинки.

Дети выполняют задание на раздаточном материале и рассказывают о возможных вариантах раскладывания числа 7 на два меньших числа. Предложенные варианты выкладываются на доске с помощью цифр.

После выполнения задания на экране появляется карта, на которой нарисованы две стрелки.

Воспитатель: Третье задание. Лесник просит собрать хворост для печи. Ребята, составьте из счетных палочек один десяток и перевяжите его веревочкой. Добавьте еще 5 счетных палочек. Назовите число, которое обозначает данное количество палочек.

Дети: 15.

Воспитатель: Обозначьте его цифрами. Добавьте еще по одной счетной палочке. Назовите, новое число.

Дети: 16.

Воспитатель: обозначьте цифрами. Расскажите, как получилось число 16.

Дети: К 15 добавили 1, получилось 16.

( И так до 20). Полученный десяток дети связывают веревочкой.

Воспитатель: Сколько десятков у нас получилось? Какое число получилось?

Дети: 2 десятка. Получилось число 20.

Воспитатель: Обозначьте число 20 цифрами.

После выполнения задания на экране появляется карта, на которой нарисованы три стрелки.

Физкультминутка:

Мы немножко отдохнем,                            (Встать, ноги вместе, руки)
Встанем, глубоко вздохнем.                       (через стороны –вверх- вдох, опустить вниз-  выдох)
Дети по лесу гуляли,                                 (Ходьба на месте,)      
За природой наблюдали.                            (Повороты головой влево-право)
Вверх на солнце посмотрели                      (Встать на носки, руки через стороны)
И их лучики согрели.                                 (вверх и посмотреть вверх.)
Чудеса у нас на свете                                (Присесть, руки на поясе.)
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали                       (Встать на носочках, руки на поясе,)
Великанами мы стали.                               (спина прямая, тянемся вверх.)
Бабочки летали,                                       (Бег на месте, плавно махая руками.)
Крыльями махали.              
Дружно хлопаем,                                      (Хлопки в ладоши,)
Ногами топаем.                                         (Притопы на месте.)
Хорошо мы погуляли                                 (Дети присаживаются на свои места)
И немножечко устали.                              ( И слушают пение птиц.)

После выполнения физминутки на экране появляется карта, на которой нарисованы четыре стрелки.

Воспитатель: Ребята, на экране тропинка и у вас на столах тропинка – дорожка.   Леснику необходимо знать ее длину. Что надо сделать, чтобы узнать длину тропинки?

Дети: Измерить.

Воспитатель: С помощью чего можно ее измерить??

Дети: С помощью меры.

Воспитатель: Что можно использовать в качестве меры?

Дети: Полоску бумаги, счетную палочку…

Воспитатель: Как мы будем это делать? Правила измерения: начинать измерять нужно от начала тропинки слева направо; у конца меры следует поставить отметку карандашом и продолжить измерение, приложив меру к отметке и т.д.

Дети измеряют тропинку, считают количество мер (без остатка).

Воспитатель: Сколько раз уложилась мера в длине тропинки?

Дети: Шесть.

Воспитатель: Чему равна длина тропинка?

Дети: Шести мерам.

Дети измеряют длину своих тропинок, отмечая количество мер фишками и располагая их напротив каждой меры.

Воспитатель: Сколько у вас фишек? На что они указывают? Чему равна длина тропинки?

Дети: Шесть фишек. Фишки указывают на то, сколько раз мера уложилась в длине тропинок. Шести мерам.

После выполнения задания на экране появляется карта, на которой нарисовано пять стрелок.

Воспитатель: Ребята, лесник испек малиновый пирог.

Воспитатель показывает детям круглый пирог и предлагает разделить его на две равные части.

Воспитатель: На сколько частей вы разделили круг? Как можно назвать каждую часть?

Дети: На две части. Половина или ½ часть.

Воспитатель: Что больше: целое или одна вторая? (Целое). Что меньше: половина или целое? (Половина).

Воспитатель: Ребята, каждую часть разделите еще на две равные части. Сколько всего частей получилось? (Четыре). Как можно назвать каждую часть? (1/4).

Воспитатель: Что больше: целое или ¼? (Целое). Что меньше: ¼ или целое? (1/4).

Воспитатель: Теперь разделите каждую четвертую часть пополам. Сколько частей получилось? Восемь). Как можно назвать каждую часть? (1/8).

Воспитатель: Что больше: целое или 1/8? (Целое). Что меньше: 1/8 или целое? (1/8). Сколько гостей можно угостить пирогом?

Дети: Восемь гостей.

После выполнения задания на экране появляется карта, на которой нарисовано шесть стрелок.

Воспитатель: Ребята, вы выполнили почти все задания, которые предложил Кате и Пете лесник. Осталось последнее.

У детей листы бумаги с изображением леса и домика, где живут дети.

Воспитатель: Ребята, помогите нарисовать карту, по которой Петя и Катя смогут найти дорогу домой. Как мы будем обозначать направление движения?

Дети: Прямой линией со стрелкой.

 Воспитатель: -  Проведите прямую линию со стрелкой влево от треугольника.

- Положите круг слева посередине боковой стороны листа (Берлога медведя).

- Проведите от линии со стрелкой еще одну линию со стрелкой до круга.

- Положите квадрат посередине листа (Домик лесника).

- Проведите прямую линию со стрелкой от круга до квадрата.

- Положите овал справа посередине боковой стороны листа (Логово волка)

- Проведите прямую линию со стрелкой от квадрата до овала.

- Проведите прямую линию со стрелкой от овала вверх.

- Проведите от этой прямой линии со стрелкой прямую линию со стрелкой влево до прямоугольника (Дом Пети и Кати).

Воспитатель: Ребята, вы помогли нарисовать карту, по которой дети смогут выйти из леса. Большое вам спасибо!

Воспитатель: Какое правило забыли Петя и Катя?

Дети: Нельзя уходить без взрослых, и прежде чем, уйти, нужно об этом сказать взрослым.

Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, что позволило нам помочь Кате и Пете? Важно ли то, что вы сегодня узнали? Для чего это пригодиться в жизни? Какое задание было для вас самым трудным? Почему? Что вы расскажите родителям о нашем сегодняшнем занятии?

 

Воспитатель: Ребята, лесник приготовил вам сюрприз. За вашу смекалку и сообразительность он преподносит вам корзинку с необычными сладкими грибочками.