Развитие навыков ручной умелости –

один из важных моментов в подготовке к школе

Первушкина Анна Сергеевна, педагог-психолог

МБДОУ "Детский сад № 658"

Кемеровская область, г. Прокопьевск


Подготовка детей к обучению в школе, к успешному выполнению их будущей социальной функции учеников – одна из важнейших задач, которая с каждым годом становится все актуальнее. Уже, в дошкольном возрасте -  развитие механизмов, необходимых для овладения письмом, создание условий для накопления ребенком двигательного и практического опыта, формирование навыков ручной умелости, все эти моменты важны в подготовке  к школе.

Дошкольный возраст – лучшее время для запуска человеческих возможностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. Л. Н. Толстой писал: «От пятилетнего ребенка до меня – один шаг, а от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние». Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в дошкольном возрасте, конкретно к 6-7 годам  практически заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функций руки. Они установили, что степень развития руки детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Тренировка пальцев рук ускоряет процесс функционального созревания мозга, т. к. является мощным тонизирующим фактором для коры больших полушарий.

Моторика рук является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта и психики ребенка. Если на первый план выдвигается овладение только практическими приемами и технологиями, то результатом будет лишь «набитая рука», а не развитие личности. Ручная умелость является средством развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума, творческих сил, общего развития ребенка.

Согласно данным психологов и физиологов у дошкольников слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы, которые непосредственно участвуют в восприятии и воспроизведении букв и их элементов, находятся на разной стадии развития. На самых начальных ступенях обучения письму дети не видят в буквах элементов, не могут выделить их из целой буквы.

Двигательный анализатор человека добивается высочайшего совершенства: человеку доступны такие изящные и точные двигательные акты, как письмо, рисование, игра на музыкальных инструментах, речь, требующие дифференцированных реакций почти всех мышечных групп. Среди остальных двигательных функций движения пальцев руки имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности ребенка. В истории развития человечества роль руки исключительно велика, т.к. она дала возможность развить путем жестов, тот первичный язык, с помощью которого происходило общение первобытных людей.

Что же представляет собой рука к моменту поступления в школу? Человеческая рука начинает развиваться рано и постепенно совершенствуется в процессе разнообразной деятельности. Мышечная система руки с ее различными видами чувствительности и многообразными движениями не только активное звено аппарата движения, но и своеобразный орган чувства. В 7 лет в мышцах ребенка имеется сложно настроенный двигательный аппарат. Однако нервная регуляция движений ребенка еще несовершенна, мелкие мышцы руки недостаточно развиты, не закончилось окостенение запястья и фаланг пальцев, что вызывает особенные трудности при обучении графическим действиям дошкольников. Тренировка пальцев рук повышает согласованность в работе мышц, дает возможность выполнять сложные движения одним или несколькими пальцами.

Процесс развития мелкой моторики малыша и подготовки его руки к письму длительный по времени, довольно трудоёмкий для ребенка, поэтому проводить можно не только  во время непосредственно образовательной деятельности, но и обязательно в свободной деятельности. Варианты могут быть различными, к примеру, в игровой форме или в форме творческого задания. Старшим дошкольникам предлагается выполнять специальные штриховки, раскрашивать, заниматься рисованием, лепкой, делать оригами. Эти упражнения приносят ребенку удовлетворенность и активный энтузиазм, не допуская скуки или переутомления. 

Важным моментом в скорости и аккуратности письма во многом зависит не столько от первичной подготовленности ребенка, сколько от того, какие ручки и карандаши ребенок использует. Поэтому, одним из значимых моментов является выбор ручки. Необходимо учитывать возраст малыша. Шариковая ручка с толщиной стержня 0,5 - 0,7 мм больше подойдет для начальной школы. Лучшим вариантом для школьника будет трехгранная форма в зоне обхвата. Желательно, чтобы зона обхвата быть покрыта каучуковым или резиновым покрытием, поскольку рука ребенка в этом случае не будет соскальзывать с ручки и слишком сильно давить на пальцы. Вспомните, какие «отметины» оставляет неудобная ручка на пальцах ребенка. Письменные принадлежности со специальным покрытием защитят руку школьника. Старайтесь выбрать ручку средней толщины, поскольку слишком тонкие, как и слишком толстые письменные принадлежности очень неудобны, они требуют постоянного напряжения руки. Идеально подобранная ручка имеет облегченный корпус, ее длина не превышает 12-13 см. Очень длинные ручки создают эффект «рычага», который также негативно влияет на почерк ребенка. Чтобы ребенку было комфортно писать, рекомендуются легкие ручки с мягким покрытием. Не рекомендуются толстые, скользкие и ребристые письменные принадлежности. Выбирая ручку в магазине, попробуйте пописать ей сами и попросите ребенка сделать то же самое. 

Такие канцтовары для школы, как карандаши, пользуются не меньшей популярностью, чем ручки. Лучше всего выбирать карандаши, обладающие средней степенью мягкости грифеля. При выборе карандашей нужно обратить внимание на их форму. Карандашами круглой формы писать и рисовать неудобно, потому что они постоянно скользят. От карандашей с многогранной формой очень быстро устают пальцы. 

Всесторонняя тренировка отлично развивает мелкую моторику рук ребенка, а правильно подобранные ручки, карандаши формируют движения его руки  более уверенно. Малыш будет, хорошо подготовлен к школе, а школьные занятия станут для него не столь утомительными.