Презентация инновационного опыта по теме "Формирование интегративных качеств детей 5-6 лет в процессе ознакомления с событиями Великой Отечественной войны 1941-1945 гг."

Гафурова Анастасия Александровна, воспитатель

МБДОУ детский сад № 20

г.Сарапул, республика Удмуртия


   Мы знаем, что цель современной системы образования  не только вложить в ребенка необходимые навыки и умения, но и воспитать в нем гармоничную личность, создав для этого максимально комфортные условия. Осуществление этой задачи реализуется посредством развития интегративных качеств дошкольников, то есть тех его качеств и свойств, которые в своей совокупности и создают его индивидуальность.

     Свою систему работы по формированию интегративных качеств моих воспитанников  в процессе ознакомления с событиями Великой Отечественной войны считаю актуальной  и важной, так как современные дети разделены во времени с непосредственными участниками Отечественной войны уже несколькими поколениями. Каждое следующее поколение знает о Второй мировой войне все меньше и меньше.

       Как известно, одними из составляющих педагогического процесса в детском саду  являются формы  и средства воспитания и обучения. В своей педагогической практике я использую такие как: обогащение предметно-развивающей  среды, познавательные занятия, экскурсии, выставки, акции, беседы, развлечения и т.д.

     Сейчас я представлю, как развиваются интегративные качества  в процессе ознакомления дошкольников с событиями Великой Отечественной войны. 

   Формируя  интегративное качество "имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе" рассказываю детям  о  событиях  тех лет, помогаю осознать им, что именно наша страна, наши деды и прадеды пролили кровь за мирное небо над нами. Воспитание патриотизма возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными, первичными  знаниями об истории своей страны, когда они станут непосредственными участниками подготовки и празднования таких праздников,  как День Победы.    Считаю важной организацию деятельности родителей например, предоставление фотографий для стенгазеты «Наши защитники», оформление подборки рассказов “Детям о войне”; разучивание стихотворений с детьми; помощь в организации предметно-развивающей среды, посещение с ребёнком Краеведческого музея, домашний просмотр фильмов о ВОВ,  подготовку работ для выставки “Спасибо, что живем!” и т.д.

  В  Интегративном качестве "физически развитый»,  овладевший основными культурно-гигиеническими навыками мои формы работы с воспитанниками  связаны с движением. Физические качества детей развиваются  через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры и эстафеты. Во время игры развиваются не только физические качества, но и идет пополнение словарного запаса, взаимодействие ребёнка со сверстниками, удержание общего замысла сюжета игры, выполнение правил, отражение представлений о ВОВ в игровой деятельности.                                                           

    Считаю тему Великой Отечественной войны наиболее ценной для формирования    Интегративного качества  "эмоционально отзывчивый». Эмоциональная отзывчивость моих воспитанников развивается двумя методами. Первый — это знакомство с различными произведениями, будь то музыка, картины, скульптура или иные продукты чужого творчества. Второй — создание  собственного продукта деятельности, когда дети отражают в своих рисунках и других работах свои  знания  о событиях в Великой Отечественной вой 

Так как в работе с дошкольниками эффективными являются наглядные  методы работы, в  нашей группе была спроектирована предметно – развивающая среда: оформлен  постоянно действующий «Патриотический уголок». 

   Формируя  интегративное качество "способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, выполнять общепринятые нормы и правила поведения" основываюсь на том, что  в любых видах деятельности  действуют правила поведения, подчинение которым дисциплинирует ее участников. Здесь выполняем с детьми различные задания, основанные на патриотическом материале, участвуем в акциях, посещаем музеи и экскурсии, которые   формируют ценностное отношение к событиям войны и развивают чувство ответственности за порученную работу, требуют согласованных с товарищами действий, аккуратности, точности.

   При формировании  интегративного качества  «любознательный, активный» знакомлю детей с новыми знаниями о Великой Отечественной войне. Но,  лишь будучи активным,  ребенок способен усвоить их. Я развиваю у детей желание выражать в речи, продуктивной (рисовании, лепке, конструировании), игровой и музыкальной деятельности полученные знания о Великой Отечественной войне. Несмотря на то, что  уровень интегративных качеств воспитанников разный, через детские вопросы прослеживается и любознательность и активность. 

     В процессе формирования интегративного качества "способный решать интеллектуальные и личностные задачи проблемы,      адекватные возрасту" на основе изученного материала о героях, событиях войны дети способны предложить собственный замысел и воплотить его в своих работах, могут преобразовать способ решения задач в зависимости от ситуации. Воспитанники активно участвуют в процессе обсуждения произведений художественной литературы, устного народного творчества, произведений изобразительного творчества, учатся отстаивать собственную точку зрения.

Говоря об интегративном качестве “овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками” помню, что общение  проходит через все образовательные области.  В своей работе использую игровые, словесные, наглядные, практические методы и формы формирования навыков общения , сюжетно – ролевые  игры, чтение художественной литературы на тему ВОВ, произведений устного народного творчества, праздники и развлечения и т.д.

Результативность проводимой мной работы отслеживаю на основе оценки развития интегративных качеств ребенка, путем наблюдений, в процессе специально организованных ситуаций, игр, бесед, игровых заданий. В результате проделанной работы дети  умеют устанавливать последовательность событий, располагают  знаниями о названии страны, ее географии, природе, символике, государственных праздниках, в том числе Дне Победы, хронологии ВОВ, детям известны имена тех, кто прославил нашу родину, нашу малую родину. Дети проявляют ответственность при  выполнении трудовых поручений. Мои дошкольники проявляют  интерес к приобретаемым знаниям, читают стихи, поют песни. 

Таким образом, позитивные результаты мониторинга развития моих воспитанников позволяют сделать вывод, что  применяемые мной  формы и методы ознакомления детей с событиями и героями Великой Отечественной войны  развивают их интегративные качества, что соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования.