Использование в практике работы с детьми старшего дошкольного возраста интерактивных развивающих ТРИЗ-технологий

Филиппова Лариса Павловна, старший воспитатель

МБДОУ "Детский сад № 87"

город Нижний Новгород


Игра «Хорошо-плохо»

С неё можно начать ТРИЗ.

Цель игры: способствовать развитию у детей материалистического мировоззрения.

1    вариант: берётся любой предмет /карандаш/, вызывающий ассоциаций и предлагается найти хотя бы по 2 хороших и плохих признака (острозаточенный- хорошо, сломается плохо),

красный карандаш, можно нарисовать солнце +, нельзя травку -

2      вариант / берётся предмет или явление и ставится в ситуацию, например: музыка (когда праздник - хорошо, когда горе - плохо, снегопад - зимой хорошо, весной плохо, сады гибнут.)

3     вариант - каждое вновь появляющееся свойство влечёт за собой новое - снегопад - зимой укрывает землю.

Эту игру можно использовать как живую разминку вначале занятия, ситуации пусть диктует жизнь.

Уроки сказки.

Сказка "Колобок" - вам жалко колобка, а что делать? Спасайте.

Из чего он сделан? Что в тесто добавляют? А если он будет пересоленый, его лиса станет есть? а если чёрствый? У деда Кузи вывелись птенцы у птички, кот хочет их съесть. Как спасти /принимаются любые версии/

нужно хорошо кормить кота.

Приём "сделай наоборот"

-      что такое дождь наоборот? /Цветочный, метеоритный, шапка - если служит для тепла, то наоборот - это кусок льда.

Увеличение-уменьшение /приём фантастов/ колобок с горошину - невидимый, а большой, его лиса испугалась бы.

ДРОБДЕНИЕ И ОБЪЕДИНЕНИЕ Лошарикфантастический.

Динамизация и статика

А что было бы, если бы было только лето? только зима?

Фокализация

-      Что хорошего в машине? (перевозит). А плохого? (загрязняет)

Как совершенствовать машину? Капуста и стол - назовите их признаки /зеленый, деревянный, твёрдый/

Взять признаки этих предметов и составить, свойства машины.

Лист бумаги. Что в руках? Свернуть в кулёк. А сейчас что? А чем может быть ещё? /зонтиком/

Чего мне не хватает /хмурюсь/ улыбки. А для чего она мне нужна? А песню знаете про улыбку?

Бином фантазии

Двое детей шепчут воспитателю на ухо слово, их объедини

ют между собой предлогами: пёс и шкаф: пёс за шкафом, шкаф для пса.

Что было бы, если.../пропали все пуговицы/. А что делать, если бы к нам на участок пришёл слон. Взять любое подлежащее и сказуемое и объединять их. Что увидим.

Деформирование, слова

-Пушка, а что такое не пушка?

Трёхкорова /что такое?/ Максибегемотик, макрожук и т.д. один элемент

добавляется к слову и он рождает новые образы.

Конструирование загадки - отстранение: ассоциация и метаформ.

Первый раз видим карандаш

это нечто такое, что оставляет след, пишет, метафора - это нечто прочёркивает тропу чёрную на белом фене.

Сочинение в рифму.

Перевирание сказки. Жила-была синяя шапочка, пошла к тёте в огород . В моей сказке есть слово "вертолёт" и связать в группу слов /цветы, лес и т.д. в одно с добавлением бинома фантазии

А что было потом?

Что было потом, когда Золушка вышла замуж за принца

Салат из сказок

Шла-шла девочка Красная шапочка по лесу и навстречу ей заяц и была у него избёнка и т.д.

Выложи картинки на стол Ребёнок придумывает рассказ по одной картинке

а рядом лежит другая, и он должен связать с ней первый рассказ, чтобы получился полный рассказ.