Прогулка в лес

Анохина Наталья Владимировна, воспитатель

Костюкова Юлия Павловна, воспитатель

Майер Надежда Николаевна, руководитель

МКДОУ д/с №442 "Кораблик"

г. Новосибирск

 


Цель: создать условия для формирования экологического сознания детей.

Задачи.

Обучающие: 

- расширить знания детей о поведении и питании ежей в естественной среде обитания;

- закрепить знания детей о необходимости помощи зимующим птицам;

-дать представление об особенностях питания различных видов птиц.

Развивающие:

- развивать наблюдательность;

- учить прослеживать причинно-следственные связи.

Воспитательные:

- воспитывать в детях желание работать сообща для общего дела

- учить детей получать удовлетворение от оказания помощи тем, кто в ней нуждается;

 

Место проведения: парк, прилегающий к территории детского сада

Участники: дети 6 группы.

Методы: игровой, наглядный, словесный.

Приемы: беседа, проблемные вопросы, рассказ, рассуждения, предположения.

Материалы и оборудование: игрушки –белка и ежик, насекомые, телефон; наглядные пособия: деревья, листья осенние; картинки: «Ежик с яблоком на иголках», синицы, воробья, овсянки, стрижи, аисты, чибисы, чижи, кукушки, совки – сплюшки, лебеди, скворцы; приготовленные пакеты от молока для изготовления кормушек и образец такой кормушки; образцы семян –корма для птиц.

Ход:

Воспитатель просит детей отгадать загадку.

Кто по елкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

                                       (Белка)

      Появляется Белка (игрушка). Воспитатель рассказывает детям, что нужна их помощь зверям в лесу и предлагает пойти на прогулку по осеннему лесу, пока не наступила зима.

- Отправляемся ребята!

И вот мы уже в осеннем лесу! Если прислушаться к звукам леса, то мы можем услышать удивительные голоса, шорохи различных животных.

- Ребята, вы слышите, кто-то шуршит, фыркает? 

- Кто же это может быть? (Ответы детей: мыши, белки, ежи и т.д.)

- Мне кажется, что это фыркает ежик. Чем же он недоволен? 

Чем мы можем помочь ежику? (Ответы детей: не пугать, покормить и т.д.)

- Что любят ежи? (Ответы детей: яблоки, грибы, молоко и т.д.). 

- Яблоки или грибы? 

Показ картинки «Ежик с яблоком на иголках». Рассматривание картинки.

Может мы поиграем в подвижную игру «Яблоки»? (взрослый перечисляет название овощей и фруктов, как только произносит «Яблоки» ребята прыгают и хлопают в ладоши)

      В это время раздается телефонный звонок. Воспитатель снимает трубку игрушечного телефона и голосом ежихи говорит:

-Алло! Здравствуйте! Это мама ежика – ежиха. Мне сорока принесла на хвосте новость, что дети приготовили для ежика, моего сыночка яблоки. Спасибо большое, но ежи не едят яблоки. Мы, ежи, едим насекомых. Яблоки же мы носим на иголках, чтобы перебить свой запах и меньше привлекать к себе клещей. Чаще же мы накалываем на иголки опавшие листья.

Воспитатель говорит детям:

- Оказывается, ежи едят насекомых. Встретить в природе ежа с яблоками большая редкость. Обычно свой запах они подавляют, накалывая на иглы опавшую листву.

- Продолжим нашу прогулку по лесу. Ребята, прислушайтесь!

Включить аудио запись с пением птиц.

 - Кто-то поет. Кто же это может быть? (Ответы детей)

- Конечно это птицы поют на разные голоса! Как мы можем им помочь? (Ответы детей)

- Правильно, можно накормить птиц. Как можно это сделать? (Ответы детей)

- Можно развешать кормушки, сделанные своими руками. А еще? (Ответы детей)

- Насыпать корм. Чем можно кормить птиц? (Ответы детей)

- Для корма, дети, пригодны семена различных растений: подсолнуха, тыквы, дыни, арбуза. 

Показать образцы семян.

И таким кормом питается синица – верный друг леса и сада.

Показать изображение синицы.

- Не только летом, но и зимой они прыгают с ветки на ветку, ищут щели и трещинки в коре, где спрятались насекомые. Если же ветки покрылись ледяной корочкой после оттепели или был сильный снегопад, их поиски бесполезны. Нужно поддерживать птиц. 

- А вот овес и пшено клюют только воробьи и овсянки. А также, годятся крошки пшеничного хлеба.

Показать изображение воробья и овсянки.

     Из заранее приготовленных пакетов от молока, можно сделать кормушки. После этого можно поиграть в веселую игру «Прилетели птицы …»

Воспитатель предупреждает детей:

- Я сейчас буду называть только птиц, но если вдруг ошибусь, и вы услышите что-то другое, то хлопайте. Начинаем:

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Мухи и стрижи… (дети хлопают)

Воспитатель. Что неправильно?

Дети. Мухи.

Воспитатель. А мухи – это кто?

Дети. Насекомые.

Воспитатель. Правильно. Продолжаем.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Аисты, вороны,

Галки, макароны… (дети хлопают)

Воспитатель. Начинаем снова.

Прилетели птицы:

Голуби, куницы…

Если дети не обратили внимания на куницу, воспитатель объявляет счет: один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы. Игра продолжается.

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, стрижи,

Галки и чижи,

Комары, кукушки … (дети хлопают)

 

Прилетели птицы:

Голуби, синицы,

Чибисы, стрижи,

Галки и чижи.

Аисты, кукушки,

Лебеди, скворцы

Все вы молодцы!

       Рассказать детям, что стрижи, аисты, чибисы, чижи, кукушки, совки – сплюшки, лебеди, скворцы на зиму улетают на юг, поэтому прилететь могут только весной.

Показать картинки птиц, улетающих на юг.

Ребята, изготовление кормушек – дело очень полезное и несложное. Мы это понимаем. А как мы можем другим об этом сообщить? (Ответы детей)

      Рассуждение ребят о том, как можно помочь зимующим птицам пережить холода. (Привлечь как можно больше людей к помощи птицам).

      Рассуждение ребят, как это можно сделать. (Зазывалки, рисунки и их размещение в тех местах, где их увидят другие люди).

      Воспитатель вместе с детьми изготавливает плакаты с изображением кормушек. И предлагает разместить их в тех местах, где их лучше видят, в жилой зоне своего района.