Применение интерактивных технологий в работе с воспитанниками. Игры на развитие творческого воображения для детей подготовительной к школе группы по книге Д. Родари "Грамматика фантазии"

Филиппова Лариса Павловна, старший воспитатель

МБДОУ "Детский сад № 87"

город Нижний Новгород


             Эпиграфом к данной    книге  служат  слова  самого   Д. Родари   «Если  мы  хотим научиться  думать,  то прежде  всего должны научиться придумывать».                                                                                                     В    книге  раскрытынекоторые  приемы  придумывания  рассказов  и сказок  для  детей.    Показана  роль  взрослого: как   помогать  детям  сочинять самим.

       Данные  игры  помогут  в работе  с детьми  по развитию речи, развитию творческого воображения,  логического мышления, ознакомлению  с  окружающим  миром. 

1 игра:  «Цепочка  слов» или «Камень, брошенный  в  воду» 

Суть  этой  игры в следующем: слово, случайно запавшее  в  голову  (или намеренно  взятое) вызывает  цепную реакцию, распространяя волны  вглубь, вширь, извлекая при  этом   образы, ассоциации, мечты.

Ход: воспитатель  предлагает  детям  составить  длинный  поезд   слов, каждое  слово - вагончик. Вагончики, как и слова, должны  быть соединены  между  собой. Значит, каждое  слово  должно тянуть  за  собой  следующее.  

Воспитатель  кладет  1-ый вагон, называя слово, например, «мороженое», следующий вагон кладет ребенок, называя слово, которое, как ему кажется, подходит  к  первому – «праздник», объяснив  при  этом  свой  выбор- на праздник  всегда  едят  мороженое и т.д.

 

2 игра:  «Бином  фантазии»

Анри  Валлон  в своей работе   «Истоки  мышления  у детей»  пишет, что мысль  возникает  из  парных  понятий. «Мягкий-  жесткий»- два понятия, возникающие одновременно. Пара, двойка возникли  раньше, чем  единичный элемент. Необходимо, чтобы  два  слова  разделяла определенная  дистанция, чтобы  соседство  было  сколько – нибудь  необычным ,  только  тогда  воображение  вынуждено активизироваться  , стремясь установить  между  словами  родство.

Ход  игры: на столах  лежат карточки  рисунками  вниз в  двух  стопках. 

Вызванные   вое  детей  берут  из  стопки  по  одной  карточке и показывают    остальным  детям. 

 Воспитатель  предлагает  соединить слова.  Самый  простой  способ – прибегнуть  с  предлогам  и  союзам. Чтобы  было  более   наглядно, можно  манипулировать  карточками Например: стол и лампа: лампа  на  столе, мышь и  дом: мышь в доме. 

 

Можно использовать  «Оператор РВС». 

 Например, картинки - собака и шкаф. Увеличим   собаку до колоссальных размеров: она будет охранять  шкаф, нося  его  в  зубах, ли  у   собаки  на  шее  вместо медалей  висят  шкафы.  Или  наоборот- шкаф  огромный, собака сидит  в замочной скважине  и  никого  не  пускает. 

 Так  же  из  картинок  можно  составить  рассказ.

3.   «Фантастические  гипотезы»

Техника  «фантастических  гипотез»  предельно проста. Она выражена  в  форме  вопроса  «Что было бы, если?» Для  постановки вопроса  берутся  первые  попавшиеся  предложения,  например:

  «Что было бы,  если…. если внезапно    исчезло бы солнце?»

«Что было бы, если… Нижний Новгород   стал летать?»

«Что было бы, если…. исчезнут  все  взрослые?»

«Что было бы, если …..  не  будет  пуговиц?»

4. «Лжезагадки»

Попробуйте  предложить  детям загадки, ответ на которые  содержится в самом стихотворении, но внимание  отводится  в сторону

Например:

Стоит  дом, одна  крыша  пологая,  другая  с  сильным  скатом.  В самой середине  крыши стоит гнездо.  Оно дырявое.  В гнезде петух  снес  яйцо.  В какую сторону  упадет яйцо?

Летит стая молотков в теплые края.  Что они  будут  делать, когда прилетят?

5. «Стеклянный  человечек»

Из характерных особенностей   знакомого или придуманного  персонажа  можно  логически  вывести  и его приключения. 

 Героем  сказки  можно  предложить  быть  человечка из  какого –либо материала. 

 Например, стеклянного человечка.  Он  должен  будет  что-то делать, заводить друзей.

 Используйте  прием  - «эмпатию» - предложить детям  поставить  себя  на  место  этих  человечков.

 Мы попадаем  в  страну, где  все  из  стекла. Здесь можно  провести анализ  материала: стекло  хрупкое, прозрачное, можно его мыть.  Какая  жизнь  в  стеклянном  городе?  Какая  одежда? А чем питаться?  А транспорт  в  годе   стеклянных  человечков  какой?  ( Он должен предохранять человечков от острых  углов , от  толчков).  А  животные  там  какие?  А  растения? И т.д.

 Кроме  того,  можно  легко   использовать  интеграцию  областей: зарисовать, построить  город,  и т.д.  

Можно  обыграть  человечков изо  льда, бумаги, снега, пластилина и т.д. 

Успехов  вам  в   воспитании  творческих, любознательных и активных  детей!