Путешествие в страну Сенсорику

Ерина Ирина Анатольевна, учитель-логопед

Муталлапова Елена Георгиевна, учитель-логопед

Лысикова Юлия Анатольевна, воспитатель

МАОУ детский сад №79 "Гусельки"

Самарская обл., г.Тольятти


Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положе-нии в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п.

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно пере-оценить:

- оно является фундаментом интеллектуального и речевого развития ре-бенка;

- систематизирует полученные представления ребенка при взаимодейст-вии с внешним миром;

- предоставляет возможность овладеть новыми способами предметно-познавательной деятельности;

- способствует усвоению сенсорных эталонов и т.д.

Именно дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Ребенок получает свои первые представления из окружающей среды с помо-щью анализаторов. Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: с помощью зрения, слуха, вкуса, осязания и обоняния.

Познание человеком окружающего мира начинается с ощущений – это отра-жение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредст-венном воздействии на органы чувств (холодный, сладкий, мягкий – это наши ощу-щения). А также познание человеком окружающего мира начинается с восприятия – это отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств. Известно, что развитие  ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления, речи).

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и другими свой-ствами предметов. И конечно, даже без целенаправленного воспитания, так или ина-че, воспринимает все это. Но если усвоение происходит стихийно, без разумного пе-дагогического руководства взрослых, оно нередко оказывается поверхностным, не-полноценным. Здесь-то и приходит на помощь сенсорное воспитание. 

Сенсорное воспитание - целенаправленное педагогическое воздействие, обес-печивающее формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия, направленное на приобретение ребенком сенсорного опыта и, как ре-зультат, овладение сенсорной культурой. 

Познание ребенком окружающего мира и его объектов, их основополагающих геометрических, кинетических и динамических свойств, законов пространства и вре-мени происходит в процессе практической деятельности. Отсюда вытекают основные

задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста:

1)  формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) дейст-вий;

2)  формирование у детей системы сенсорных эталонов;

3) формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцеп-тивных действий и систему сенсорных эталонов в практической и познавательной деятельности.

В процессе обучения ребенок должен овладеть своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически - сенсорными эталонами - для определения отношений выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Только тогда появится точность восприятия, сформируется спо-собность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия.

Усвоение сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы вели-чины, цветового спектра, пространственных и временных ориентировок, звуковысот-ного ряда, шкалы музыкальных звуков, фонетической системы языка - сложный и длительный процесс. 

В сенсорном воспитании сложилось традиционное содержание. Это знакомст-во с цветом, величиной, формой, вкусом, запахом, фактурой, тяжестью, звучанием предметов окружающего мира, с ориентированием в пространстве. При этом ставится задача повышения чувствительности соответствующих анализаторов (развитие так-тильной, зрительной, обонятельной, слуховой и другой чувствительности), которая проявляется в различении признаков и свойств. Одновременно ребёнок учится пра-вильно называть свойства предметов (мягкий, твёрдый, пушистый, шершавый, хо-лодный, горячий, горький, сладкий, лёгкий, тяжёлый и т.д.).

В отечественной системе сенсорного воспитания традиционное содержание расширено и дополнено за счёт включения ориентировки во времени, развития рече-вого и музыкального слуха. 

Развитие сенсорных способностей тесно связано с развитием речи, т. е. от то-го, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее,  насколько качественно он может оперировать этой информацией, настолько точнее ребёнок сможет выразить все эти знания в речи.

Развивающаяся речь опирается на базу сенсорных представлений. Органы внешних чувств - орудие познания  и в развитии речи ребенка они играют главней-шую роль. Правильное восприятие предметов является главной умственной работой ребенка. Сенсорное и речевое развитие происходит в тесном единстве, и работу по развитию речи нельзя отрывать от работы по развитию органов чувств и восприятий.

Информация, чувственно воспринятая ребенком, начинает постепенно пере-ходить в активный речевой план. Ребенок в словесной форме учится выражать все, что видел, слышал, чувствует и хочет вам сказать. 

Ребенок в течение длительного времени учится использовать сенсорные эта-лоны как средства восприятия, и этот процесс имеет свои этапы.

1 этап – предэталонный, происходит на 3-ем году жизни. Малыш начинает на-зывать треугольные формы крышами; про круглые говорит, что они похожи на мя-чик. Т.е, при восприятии одного предмета другой используется как образец. Совер-шая по отношению к своим игрушкам различные действия, дети вынуждены учиты-вать их внешние свойства.

2 этап  – (3-4 года) средствами восприятия выступают уже не конкретные предметы, а некие образцы их свойств, причем, каждое имеет вполне определенное название. Дети овладевают основными цветами спектра, как в повседневной жизни, так и на материале дидактических игр. Например, в игре «Спрячь мышку» дети зна-комятся с эталонами формы и т.д

Особое место занимают эталоны величины, так как она носит условный харак-тер. Любой объект сам по себе не может быть большим или маленьким, он приобре-тает это качество при сравнении с другим. Мы говорим, что арбуз большой, а яблоко – маленькое, сопоставляя их между собой. Такие отношения могут быть зафиксиро-ваны только в словесной форме.

3 этап – на 5 году жизни, уже владея сенсорными эталонами, дети начинают их систематизировать. Воспитатель помогает ребенку выстроить последовательность цветов спектра, узнавая их оттенки. На уровне восприятия происходит и знакомство с вариантами геометрических форм, различающимися по соотношению сторон, – «ко-роткими» и «длинными». От глобальной оценки величины предмета (большой – ма-ленький) дети переходят к выделению ее параметров: высоты, ширины, длины; учат-ся выстраивать сериационный ряд. Соответственно усложняются дидактические иг-ры.

Свойства и отношения (цвет, форму, величину, расположение в пространстве, высоту звуков и т.п.).

Для развития сенсорных способностей существуют различные игры и упраж-нения, которые помогут раскрыть творческий потенциал ребенка, обогатят его эмо-циональный мир. Благодаря этим играм дети начинают грамотно выстраивать свою речь, она становится более образной.

Развить тактильное восприятие, помогут следующие игры:

«Сенсорные карточки»

Дети благодаря тактильным карточкам закрепляют и расширяют словарь при-знаков: мягкий, твердый, гладкий, шелковистый, выпуклый, шершавый. С такими карточками можно придумать множество интересных игр, развивающих память и внимание.

«Тактильные ежики»

Ребёнку предлагается на ощупь определить, что несёт каждый ёжик на спине и описать, какой ежик? (Мягкий, гладкий, пушистый, колючий, твердый).

Можно попросить ребёнка на ощупь найти ёжиков на полянке, которые несут определённый материал (ракушки, пуговицы). Можно назвать конкретный предмет, а можно дать задание — найти группу по общему признаку (твёрдые, мягкие предме-ты). Варианты игры: «Найди пару», «Найди одинаковых ёжиков».

"Тактильные шарики"

 Ребенку предлагают воздушные шарики, содержащие внутри различные на-полнители: песок, крахмал, горох, фасоль, манку, пуговицы, шарики марблс и др. Шарики с каждым наполнителем должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями. 

 Дополнительно можно небольшое количество каждого наполнителя насыпать в прозрачный пакетик и распечатать картинку с изображением содержимого. В этом случае ребенку предлагается соотнести шарик с соответствующим пакетиком и изо-бражением. 

Также детям можно предложить игры 

«Сухой бассейн» Наполнителем может служить любой сыпучий материал и мелкие предметы разной фактуры, игрушки.

«Тактильные мешочки» Игра строится по анологии «Тактильных шариков»

«Сенсорный коврик»

 Для развития зрительного восприятия можно предложить детям игры: «Под-бери предмет по цвету», «Подбери предмет по форме»,  «Повтори узор» (с крышеч-ками), «Собери бусы». 

Для развития зрительного и тактильного восприятия может показаться инте-ресным пособия «Золушка»,  «Сухой дождь» (Шатёр из разноцветных атласных лент, закрепленных на подвесной горизонтальной основе. Ленты спускаются вниз, словно струи воды, их приятно трогать, перебирать в руках, проходить сквозь них, касаясь лицом. Разноцветные “струи” стимулируют тактильные ощущения, помогают вос-приятию пространства своего тела в этом пространстве. За “струями” можно спря-таться от внешнего мира. Также способствуют зрительному восприятию цвета).     

Для развития слухового восприятия: 

Игра «Угадай, на чём играю»

Педагог выкладывает на стол музыкальные инструменты, называет их, играет на них. Затем предлагает детям закрыть глаза («настала ночь», внимательно послу-шать, узнать, звучание какого инструмента они услышали. 

Игра «Узнай по звуку»

Различные предметы и игрушки, которыми можно производить характерные звуки: бумага, металлическая ложка, погремушка, колокольчик, резиновый мяч, ножницы, часы и т.д.

Д/и «Шумовые коробочки»

Для игры потребуются парные шумовые коробочки - контейнеры из-под кин-дер-сюрпризов, с различными наполнителями (гречка, пуговицы, фасоль, монеты, рожки, бисер и т.д. две коробочки пустые) цветные карточки с изображением содер-жимого шумовых коробочек.

Вариант 1. «Найди пару по звуку»

Сначала знакомим детей со всеми шумовыми коробочками. Вместе исследуем звучание каждой из них. Среди всех шумовых коробочек ребёнок должен постараться найти коробочки с одинаковым звучанием, то есть найти пары по звуку. Количество предлагаемых коробочек зависит от возраста и способностей ребенка.

Вариант 2. «Составление рядов»

Расставить шумовые коробочки в ряды. Сначала найти самый громкий, затем самый тихий шум, затем  определить средний и т.д. в зависимости от способностей детей.

Вариант 3. «Звуковое лото»

Послушать с детьми, как по-разному звучат контейнеры. Потом обратить вни-мание детей на картинку и проговорить, что на ней изображено. Затем предложить детям угадать, что лежит в контейнерах, и подобрать соответствующие картинки.

Обоняние      

«Что приготовил повар на обед?»

Это игровое упражнение лучше проводить во время обеда.

Предложить детям по запаху определить меню сегодняшнего обеда. 

 «Фрукт или овощ?»

Предложить детям определить по запаху (с закрытыми глазами) фрукты и овощи.

«Съедобное — несъедобное»

Предложить детям определить по запаху съедобные и несъедобные предметы.

 «Лото запахов» В баночки либо в контейнеры из-под киндер-сюрпризов (про-колоть дырочки) поместите предметы с характерными запахами: лавровый лист, со-сновые почки, духи, ванилин, мыло, ватный диск, смоченный подсолнечным маслом с запахом, гречневая крупа, кофе, апельсиновые корки и т. д. На карточки наклейте картинки, излучающие  данные ароматы. Попросите ребенка соотнести «ароматную» баночку и картинку.

«Коробочки с запахами».

Потребуется 2 одинаковых набора по 6 коробочек в каждом, наполненные остро пахнущими веществами (кофе, какао, гвоздика, корица, ванилин и т.д.).

Найди пару

Предложить детям найти пары с закрытыми глазами .

Вкусовое восприятие

Для развития вкусового восприятия можно поиграть с детьми в игру

Д/игра «Определи на вкус»

(В данную игру можно играть во время приема пищи)

Существует множество вариантов данной игры:

«Сырые и вареные продукты»

Предложите ребенку попробовать еду на вкус и определить, из каких продук-тов приготовлено блюдо? Из сырых или вареных?

«Что за фрукт?»

Ребенок с закрытыми глазами пробует фрукт и угадывает его.

«Из чего пюре?»

Ребенок пробует пюре и угадывает, из чего оно приготовлено. (картофельное, морковное, гороховое и т.д.)

«Какой суп?»

Ребенок пробует суп на вкус и отвечает на вопрос.

(Рыбный, гороховый и др)

«Какой сок?»

Ребенок пробует сок и говорит, какой он? Сладкий, кислый, яблочный и т.д.

Пособие «Сенсорные коробки». Сенсорная коробка представляет собой пла-стиковую ёмкость, заполненную  различными материалами: крупы, макароны, мел-кие камушки, галька, ракушки, стеклянные шарики, ватные шарики, пуговицы, буси-ны, природный материал, гидрогель, желатин и т.д. Желательно, чтобы были лопат-ки, ложки, грабли, щипцы, сито, воронка, лупа и т.д. Главное, дать возможность де-тям трогать, пересыпать, переливать, исследовать, изучать, то, что находится внутри. Сенсорные коробки могут быть цветными - всё в одном цвете (наполнитель красят пищевыми красителями!), либо в коробку кладут предметы из разных материалов, но  одной формы (круглые, квадратные) для детей младшего возраста. Или тематически-ми. Тематические коробки наполняем мелкими игрушками, относящиеся к выбран-ной теме. Например,  домашние животный, дикие, Пустыня. Наполнителем тематиче-ских сенсорных коробок Животные морей и океанов, животные Севера служит жела-тин, гидрогель, смесь из крахмала с пеной для бритья, вода. Важно, чтобы было дос-таточно места, ведь ребенку нужно свободно пересыпать наполнитель, переливать, протаптывать фигурками дорожки, в общем, место для свободной игры.

    Идея сенсорной тематической коробки  проста, но этого вполне достаточно, для того, чтобы расширять представления детей на заданную тему, обогащать пред-метный словарь, словарь признаков, действий, закреплять в речи правильное упот-ребление предлогов,  развивать тактильное, зрительное восприятие, мелкую мотори-ку и т.д.

Пособия «Сенсорный куб», «Тактильные книжки» (в тактильной книге цвет, форма и поверхность объектов и предметов, приближены к оригиналу. Масса съем-ных предметов, прикрепленных к страницам с помощью шнурков, кнопок и липучек), «Сенсорные панно», «Сенсорные коврики», «Бизиборд» -  кроме того, что способст-вуют развитию зрительного, тактильного восприятия, также способствуют развитию мелкой моторики, зрительно-моторной координации.

Овладение системой сенсорных эталонов и их словесными обозначениями об-легчает ребенку ориентировку в окружающем мире, помогает видеть знакомое в не-знакомом, накапливать новый сенсорный опыт. Ребенок становится более самостоя-тельным, поднимается на новый, более высокий уровень знаний – обобщенных и сис-тематизированных. 

Хочется отметить, что пособия, сделанные своими руками, особенно привле-кают детей и способствуют развитию познавательной активности. 

 Совершая путешествие в волшебный мир звуков, мир вкуса, обоняния и ося-зания, вы не только будете способствовать гармоничному развитию ребенка, но и от-кроете для него все многообразие окружающего и внутреннего мира.