Семинар-практикум для родителей "Играйте вместе с детьми"

Ваисова Екатерина Валентиновна, воспитатель

МДОУ "Детский сад №21"

г. Ухта, Республика КОМИ


Подготовительный этап:

1. Выставка «развивающие математические игры и пособия».

2. Фотостенд «Мы играем»

3. Памятки для родителей «Как правильно знакомить ребенка с развивающей игрой.

4. Пригласительный билет.

Задачи:

1. Познакомить родителей с разными видами математических игр, их назначением и развивающим влиянием, а также методикой руководства детской деятельностью.

2. Вызвать у родителей интерес и желание играть с ребенком дома в развивающие игры. 

3. Воспитывать желание самостоятельно разрабатывать и изготовлять  математические игры.

Материал:

Презентация, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера,  головоломка «Танграм», образцы головоломок «Колумбово яйцо», 2 обруча, схемы к игре  «Рассели жильцов», схемы изображений «Танграм», карточки – свойства по блокам Дьенеша, фланелеграф, схемы изображений к палочкам Кюизенера, настольные математические игры.

Вступление:

- Добрый вечер, уважаемые родители. Мне очень приятно Вас видеть на нашем семинаре-практикуме. Спасибо вам за то, что пришли на нашу встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме нашего семинара, ведь творческие способности, познавательный интерес нужно формировать еще в дошкольном детстве.

Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о развивающих играх, их значении в интеллектуальном развитии ребенка. Я расскажу вам о математических играх и пособиях, которые мы используем в работе с детьми.

Для организации образовательной деятельности, для самостоятельной и индивидуальной работы в области математического развития детей в группе оборудован уголок математических игр. Материал, находящийся в математическом уголке, разнообразный. Это и сюжетные картинки и дидактические, настольно-печатные, логико-математические игры, геометрические головоломки, лабиринты, тетради на печатной основе, книги для самих занятий, числовые лото, календари, измерительные приборы и инструменты: весы, мерные стаканы, линейки; магнитные цифры, счетные палочки; наборы геометрических фигур и т. д. По мере взросления детей материал в уголке пополняется и усложняется, что поддерживает внимание детей. Таким образом, правильно организованная предметно-развивающая среда в группе, помогает не только развивать творческие способности ребенка, его индивидуальные особенности, активизировать его самостоятельную мыслительную деятельность, развивать понимание математической речи, но и помогает  развить интеллектуально - творческие способности ребенка. 

В дошкольной педагогике существует множество разнообразных методических материалов, технологий, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одним из наиболее эффективных пособий являются логические блоки Дьенеша

Слайд 1: Логические блоки Дьенеша являются наиболее эффективным пособием среди огромного количества разнообразных дидактических материалов. Это пособие разработано венгерским психологом и математиком Дьенешем, прежде всего для подготовки мышления детей к усвоению математики. 

Слайд 2: Высказывание З.Дьенеша: «Блоки Дьенеша – умное пособие с широким спектром возможностей для формирования математических представлений . Это интеллектуальное путешествие Вашего ребёнка»

 

Набор логических блоков состоит из 48 объёмных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В комплект игры входят карточки с условным указанием свойств, блоков и карточки с отрицанием свойств. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно-образного мышления к наглядно-схематическому, а карточки с отрицанием свойств – мостик к словесно-логическому. Логические блоки помогают ребёнку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К таким действиям относятся: выявление свойств, их абстрагирование, сравнение, классификация, обобщение, кодирование и декодирование. Более того, используя блоки, можно развивать у детей способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку. 

Работа с блоками проходит в три этапа: 

1. Развитие умений выявлять и абстрагировать свойства. 

2. Развитие способности сравнивать предметы по свойствам. 

3. Развитие способности к логическим действиям и операциям. 

Слайд 3 - 4: Пособия и альбомы

Пособие “Удивляй-ка” (2-3 года)

Альбом “Лепим нелепицы” (от 4-х лет)

Альбом “Спасатели приходят на помощь” 5-8 лет.

Альбом “Поиск затонувшего клада”(5-8 лет),

Альбом “Праздник в стране блоков” (5-8 лет)

В процессе изучения системы работы с Блоками Дьенеша стало ясно, что их можно использовать в работе с детьми  со второй младшей  группы, по системе от простого к сложному, поскольку блоки представляют собой эталоны цвета, формы, размера. Нашей творческой группой Д/с, членом которой я являюсь, был разработан перспективный план проведения игр для детей всех возрастов. Их использование помогает разнообразить содержание развивающей среды в группе, сделать более увлекательными занятия. Игры с Палочками Кюизенера также как и Блоки Дьенеша тоже заняли прочное место в развивающей среде группы. 

Слайд 6:  Математическое пособие «Цветные счётные палочки Кюизенера»  - является одним из  изобретений бельгийского математика Джорджа Кюизинера, это набор цветных палочек (в основу метода легла методика Фридриха Фребеля, немецкого педагога позапрошлого столетия). 

 

Слайд 7: С математической точки зрения палочки Кюизенера – это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. В этом множестве скрыты многочисленные ситуации. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребёнка как результат его самостоятельной практической деятельности (поиска, исследования). Использование "чисел в цвете" позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения. К выводу, что число появляется в результате счёта и измерения, дети приходят на базе практической деятельности. Как известно, именно такое представление о числе является наиболее полноценным. 

Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет. Классический набор палочек Кюизенера состоит из десяти разноцветных четырехгранных палочек длиной от 1 до 10 сантиметров. Кюизенер разработал свое пособие так, что палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем палочка длиннее, тем большее числовое значение она выражает. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка естественно, как результат его самостоятельной практической деятельности.

Палочки раскрашены в разные цвета не случайно. Цвет палочек призван упростить использование набора и связан с определенным соотношением их величин, то есть обозначает кратность цифр. Каждая палочка отображает определенное число в сантиметрах, а объединенные общим оттенком палочки образуют «семейства». Палочки длиной 2 см, 4 см и 8 см образуют «красное семейство» (кратные «2»), палочки длиной 3 см, 6 см и 9 см – «синее семейство» (или «зеленое семейство», кратные «3»). «Семейство желтых» составляют палочки длиной 5 см и 10 см (кратные «5»), «семейство белых» - 1 см, и «семейство черных» - 7 см.

Занятия по методу Кюизенера можно разделить на два этапа:

На начальном этапе занятий палочки Кюизенера используются как игровой материал. Это игровой этап. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором или мозаикой: строит лесенки или выкладывает фигуры, по ходу игр и занятий знакомясь с цветами, размерами и формами. В процессе игры у ребенка развивается зрительное восприятие и мелкая моторика. Комментируя игры малыша, взрослые помогают ему познакомиться с цветами и размерами палочек.

Затем наступает обучающий этап. Здесь палочки выступают в качестве универсального математического пособия. Выбор упражнений с использованием счетных палочек Кюизенера осуществляется с учетом уровня развития и возможностей детей, а также их интереса к решению тех или иных задач. Например, для детей младшего возраста можно предложить задания в форме игровой мотивации (починить забор, построить лесенку и т.д). Для детей постарше можно выбрать задания в виде соревнований (кто быстрее построит лабиринт, найдет нужное число и т.д.).

Слайд 8 – 9: К палочкам Кюизенера разработаны специализированные альбомы педагогами из Санкт-Перербурга

 

Для 2х- 3х лет разработы альбомы :

"Волшебные дорожки" и "Вместе весело играть"

 

Для ребят 3х- 7ми лет разработаны следующие альбомы:

 

Альбом "На златом крыльце сидели" уникальный альбом для подготовки к школе

Альбом "Посудная лавка Кростики" - альбом для ориентации ребенка на плоскости листа, и вычисление клеточек по которым требуется создать рисунок. Занятное пособие для думающих родителей!

 

Альбом "Дом с колокольчиком" - интелектуально-творческое развитие детей ( усложнение заданий предыдущих двух альбомов для детей двух, трех лет)

Альбом "Комплект игр Страна блоков и палочек" представляет дополнительный материал и подробные методические рекомендации по организации сюжетно-дидактических игр 

 

Слайд 10: Кроме игр и упражнений с логическими блоками и Палочками Кюизенера  использую в работе игры – головоломки: «Танграм», «Колумбово яйцо».  Цель данных игр-головоломок, или геометрических конструкторов состоит в том, чтобы создавать на плоскости силуэты предметов по образцу и замыслу. Игры-головоломки привлекают детей своей занимательностью, свободой действий, подчинению правилам, возможности проявлять творчество и фантазию. 

Игры-головоломки развивают:

 Пространственные представления;

 Воображение;

 Конструктивное мышление;

 Комбинаторные способности;

 Сообразительность;

 Целенаправленность в решении практических и интеллектуальных задач;

Игры – головоломки способствуют успешной подготовке детей к школе.

Каждая игра представляет собой комплект геометрических фигур. Такой комплект получается в результате деления одной геометрической фигуры на несколько частей. Играть необходимо по принципу от простого - к сложному.

Изготовить игры самостоятельно очень просто. Перенести чертёж и вырезать, соблюдая все пропорции. Использовать лучше цветной картон.

 

 ТАНГРАМ

 

 

 

 

 

 

 

Это древняя китайская игра -  квадрат, разделённый на 7 геометрических фигур. 

                                  

   КОЛУМБОВО ЯЙЦО

 

 

 

 

 

 

 

 

Игра состоит из 10 фигур: треугольника и 6фигур  округлой формы. Округлость фигур располагает к составлению из них силуэтов птиц, человека, животных. 

Слайд 11 - 17: Пожалуйста посмотрите фотоматериал: «В такие игры мы играем»

Я считаю что использование игровых технологий по математическому развитию детей отвечает требованиям  нашего времени способствующих для интелектуально – творческого развития детей дошкольного возраста.

 

Уважаемые, родители, вы сейчас были в роли слушателей, а теперь я предлагаю вам поучаствовать в играх,  в которые мы играем и будем играть в дальнейшем с вашими детьми

И так мы отправляемся в новый город под названием«?». В этом городе будут жить геометрические фигуры, а какие мы сейчас узнаем:

Блоки Дьенеша

Игра «Волшебный мешочек»

У меня в мешочке блоки . Нужно достать блок на ощупь и затем назвать все его свойства. В этом вам помогут карточки – символы свойств. 

 ( В игре участвует 5-6 родителей. Например: «У меня жёлтый, тонкий, большой квадрат» - это первый житель города и т.д.)

 

 

 Все жители в сборе, прибыли в город и «заселяются логические блоки  «заселяются» в новые дома.

Игра «Рассели жильцов».

У вас на столах лежат таблицы -  Для каждой фигуры определен номер квартиры и этаж. Вам нужно разместить фигуры на листе, согласно  условным обозначениям. А теперь ответьте на вопрос: Какая фигура «живет» на третьем этаже во второй квартире?

 

 

 

Все жители очень рады новым квартирам, уютно, но не оборудована площадки возле домов.

Игра «Садоводы»

Родителям- садоводам даются карточки с символами ( например: маленький, толстый, синий треугольник; жёлтый большой, тонкий круг и т. д. согласно условиям игры), они выбирают саженец цветка (блок) из коробки, чтобы потом посадить на клумбу

Круги – это клумбы, а блоки - цветы. В красную клумбу, нужно посадить все маленькие, толстые цветы. В синюю -  желтые, круглые. А теперь подумайте и скажите: какие цветы (блоки) находятся на пересечении кругов? (все маленькие, круглые, толстые  блоки).

 

 

 

Очень красивая клумба получилась, но как- же без детской площадки. Каждый житель рад попробовать себя в роли строителя

Палочки Кюизенера: игра «Строители»

1 задание:  «Лесенка» 

Построим лесенки разными способами путём увеличения или убывания равного в 1 см. 

 

          

 

Лесенки готовы по ним очень удобно забираться и спускаться. Но детям на детской площадке нравиться качаться на качелях

2 задание:  «Качели»

Вам нужно собрать конструкцию качели, используя синюю палочку и одну из  двух других палочек, по длине которых можно составить красную палочку (синяя и розовая)

Замечательные качели, всем очень весело, отдохнуть бы,  но присесть некуда.

3 задание: «Скамеечки»

 Можно сколотить скамеечки, используя разные палочки по цвету и размеру. Как здорово, не одной похожей скамеечки и большие, и маленькие, и широкие и узенькие, и пониже и повыше. Потрудились на славу. Пора домой, ведь там дожидаются любимые домашние питомцы, а какие мы сейчас узнаем

Головоломка – «Колумбово яйцо»

Родители составляют изображения по схемам, путём накладывания деталей на изображение

     

 

Какие добрые и заботливые жители нашего городка. А ещё они очень весёлые и часто устраивают соревнования на Парусниках

Головоломка – «Танграм»

Родители составляют изображения по схемам, выкладывая рядом

 

Как славно жить геометрическим фигурам в городе « .». Ну а на пора возвращаться в свой город к своим детям, которые тоже любят играть, веселиться, мечтать… В заключении хочется сказать: больше играйте со своими детьми! Это будет полезно не только для интеллектуально - творческого развития детей, но и для эмоционального благополучия семьи.

 

 Используемая литература:

1 Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2006.

2. Логика и математика для дошкольников. Е.А.Носова, Р.Л.Непомнящая

3. Методические советы к программе «Детство». Т.И.Бабаева, З.А.Михайлова 

4. Математика в проблемных ситуациях для маленьких детей. А.А.Смоленцева. 

5. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задания для дошкольников»

6. Т.Н. Шпарева, И.П. Коновалова «Интеллектуальные игры для детей 3-7 лет» 

8.http://www.yapochemu4ka.ru/product/tsvietnyie-schietnyie-palochki-kiuizieniera

9.https://www.google.ru/search?newwindow=1&dcr=0&tbm=isch

10.http://megacuber.com/index.php?item_id=golovolomka_tangram_kolumbovo_yaytzo-wtm_003

11https://www.google.ru/search?newwindow=1&dcr=0&biw=1920&bih=943&tbm=isch&sa=1&ei=fc5-Wr7TMoj9sQGjtoaABw&q=блоки+дьенеша+карточка+игра+засели+домик

12 https://www.google.ru/search?newwindow=1&dcr=0&biw=1920&bih=943&tbm=isch&sa=1&ei=aNN-WsiiFcywsQGtg5LIAg&q=блоки+дьенеша+карточка+к+игре+с+двумя+обручами

13 https://www.google.ru/search?newwindow=1&dcr=0&biw=1920&bih=943&tbm=isch&sa=1&ei=dP1-WqPREpKPmgWUsqrQDA&q=схемы+танграма+транспорт&oq=схемы+танграма+транспорт

14 https://www.google.ru/search?newwindow=1&dcr=0&biw=1920&bih=943&tbm=isch&sa=1&ei=JAJ_WpmmNcaksgHJuaCYAQ&q=схемы++животных+коломбово+яйцо