Конспект организации ОДД "Безопасность в природе" (подготовительная группа)

Кузнецова Светлана Радиковна, воспитатель

МАДОУ детский сад № 95

город Уфа


Цель: закрепление правил безопасного поведения в природе.

Задачи: Расширение представления о правильном поведении на природе, о ядовитых растениях и грибах, насекомых. Воспитание чувства бережного отношения к природе и своему здоровью. Развитие лексико-грамматического строя речи: образование прилагательных от существительных. Развитие познавательного интереса к миру природы, развитие речи в беседе, логического мышления, внимания через дидактические игры, развитие фантазии, творчества.

Предметы:проектор, компьютер, рюкзак, мешок для мусора, бутылка с водой, топор, коробок спичек, аптечка.

Ход занятия:

Звучит музыка. Дети становятся в круг, приветствуют друг друга.

Воспитатель: Дети, давайте поиграем. Приготовьте ладони и на мои слова поочередно будем касаться пальцами одной руки пальцев другой руки. 

Здравствуй, солнце золотое! (касаются большие пальцы друг друга)

Здравствуй, небо голубое! (касаются указательные пальцы)

Здравствуй, вольный ветерок! (касаются средние пальцы)

Здравствуй, синий ручеёк! (касаются безымянные пальцы)

Мы живём в родном краю, всех я вас – приветствую! (касаются мизинцы и ладони раскрываются)

Ребята давай улыбнемся друг другу и подарим свои лучезарные улыбки, чтобы у всех было хорошее настроение.

Воспитатель:Ребята, а что такое лес? (много деревьев, растут грибы, ягоды, живут животные в лесу).

Зачем люди ходят в лес?

(отдохнуть, подышать свежим воздухом, собирать грибы, ягоды).

Правильно! А для чего нам нужен свежий воздух?

(чтобы не болеть, быть здоровыми).

Лес – это зелёное богатство природы, красота, здоровье, место, где можно отдохнуть, прогуляться! Вот и мы сейчас отправимся с вами в лес на прогулку. Нам необходимо взять с собой предметы, которые нам могут пригодиться.

Дидактическая игра «Что возьмём с собой в поход» - выбираются предметы, которые могут пригодиться в лесу (рюкзак, мешок для мусора, бутылка с водой, топор, коробок спичек, аптечка).

А теперь отправляемся в лес ( ходьба по массажным дрожкам), и сели на пеньки отдыхать (садятся на стульчики).

В природе встречается много опасностей: землетрясение, наводнение, ураганы, горные обвалы. Это называется стихийными бедствиями и к счастью происходит не часто. Но даже в самом обычном лесу, в котором вы не раз бывали с взрослыми, человека подстерегает множество опасностей (слайд «Лес»).                               

 Как вы думаете, что это за опасность? (В лесу можно заблудиться).                                                                  

Воспитатель. Вспомните, в каких сказках герои заблудились в лесу? Как они находили дорогу? («Маша и медведь», «Три медведя». Герои сказок пошли по тропинке).

Воспитатель: Идя по тропинке, Маша забрела в самую чащу леса. Нашла она дорогу домой? К кому попала Машенька? Как нужно было поступить в этой ситуации? (Оглядеться. Выйти на открытое место (поляну или к водоёму) и оставаться на одном месте. Оставлять по пути свои метки, периодически громко кричать: «Ау!» или «Помогите, спасите!»)                                     

 Воспитатель: Иногда приходится вызывать людям и животным спасателей. Кто такие спасатели? (МЧС). Чем занимаются спасатели? Кто знает номер телефона службы МЧС? 

Сегодня мы будем учиться, как вести себя в различных опасных ситуациях. Собираясь отдыхать на природе, какие правила нужно соблюдать? (Ходить только по тропинкам и дорожкам).             

Воспитатель:Ребята,  в лесу не только много интересного, но и  сказочного. В лесу живет старичок Лесовичок, но он от нас прячется. А чтобы Лесовичок появился, надо поговорить на лесном языке. Я скажу слово, а вы добавьте к нему слово «лесной».

Гриб какой? Лесной гриб. (Дорога, грибы, дерево, тропинка, ягоды, цветы, воздух, запахи). (После выполнения задания появляется слайд-Лесовичок).

Воспитатель:Чтобы ваше путешествие было безопасным, Лесовичок хочет проверить ваши знания. Для этого он нам прислал конверт с заданиями. Давайте откроем его и начнем выполнять.

1 задание: Посмотрите какую поляну нас пригласил Лесовичок (слайд- грибная поляна, дети рассказывают, что изображено на картине). Правильно, здесь мы с вами видим грибную поляну. Лесовичок хочет узнать, знаете ли вы грибы. Для этого он отправил загадки.

На пеньке сидят братишки.

Все в веснушках, как мальчишки.

Эти дружные ребята

Называются... (опята)

Если их найдут в лесу,

Сразу вспомнят про лису.

Рыжеватые сестрички

Называются... (лисички)

Точки белые на красном —

Ядовитый гриб, опасный.

Ни к чему тут разговор —

Не срывайте... (мухомор)

На грибы она сердита

И от злости ядовита.

Вот лесная хулиганка!

Это — бледная... (поганка)

Разместился под сосной

Этот гриб, как царь лесной.

Рад найти его грибник.

Это — белый... (боровик)

Воспитатель. Молодцы. Лесовичок спрашивает у вас:

Какие ядовитые грибы вы знаете? (Мухомор, бледная поганка, ложные грибы)

Можно ли есть сырые грибы? (Нужно, жарить, варить, солить, мариновать)

Нужно ли уничтожать ядовитые грибы? (Нет, ими лечатся некоторые животные)

Можно ли рвать грибы с корнем? (Нет, можно повредить грибницу, и грибы не будут расти на этом месте.)

Физкультминутка «За грибами»

Все зверушки на опушке                  Идут по кругу, взявшись за руки.

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,                             Скачут вприсядку,

Рыжики срывали.                           Срывают «грибы».

Лисичка бежала,                                     Бегут, собирают «грибы».

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,                         Скачут, срывают «грибы»

Искали опятки.

Медведь проходил,                          Идут вразвалку,

Мухомор раздавил.                         топают правой ногой.

Воспитатель:Ребята, посмотрите какая чудесная полянка (слайд с изображением цветущего луга). Лесовичок задаёт нам следующие задание.

2 задание.Открываем еще один конверт. Лесовичок спрашивает почему некоторые растения называют лекарственными? (они помогают от болезней)

Какие лекарственные травы вы знаете (Подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка, крапива).

В лесу встречаются не только лекарственные растения, но и ядовитые. Какие ядовитые растения вы знаете? (Вороний глаз, ландыш, вольче лыко).

Воспитатель: Что надо сделать, придя домой из леса? (вымыть руки)

Можно ли брать незнакомые растения? (Нельзя, можно отравиться)

Дидактическая игра «Ядовитые грибы и растения». Перед вами много разных грибов и растений, нужно их разложить по корзинам. Ядовитые – в одну корзину, съедобные грибы в другую, и лекарственные в третью.

3 задание. Где бы мы не находились: в лесу, на луг, около реки, мы всегда встречаемся с насекомыми. Угадайте их по описанию, которое вам отправить Лесовичок.

Ходит ходок через потолок,

Всем надоедает, здоровью угрожает.

А как осень придёт,

Ещё и кусаться начнёт. (Муха)

На большой цветной ковёр

Села эскадрилья —

То раскроет, то закроет

Расписные крылья. (Бабочки)

На вид, конечно, мелковаты,

Но всё, что можно, тащат в дом.

Неугомонные ребята —

Вся жизнь их связана с трудом. (Муравьи).

Воспитатель: Каких насекомых еще знаете? (Ответы детей)

Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно и пострадать. Поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых. Надо смазывать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомыми. Так же надо хранить продукты  в закрытой посуде.

Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае,  не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.

Встретив муравья на пути, старайтесь не обижать его. Не будешь ему мешать, он тебя не укусит.

Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, за их внешним видом, повадками. Часто дети берут в руки насекомых, не зная о том, что могут погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Насекомые приносят пользу, и поэтому относиться к ним надо бережно. Все насекомые по-своему полезны.

Игра : «Можно – нельзя». Давайте поиграем игру, которое предлагает нам Лесовичок. Вспомним «лесные правила», как нужно себя вести на природе. (Если да, то- топаем, если нет, то -хлопаем).

 Ходить по одному в лес за грибами, за ягодами.

 Ездить с родителями в лес.

 Убегать от родителей, увидев в чаще леса красивую полянку.

 Собирать мусор после себя на природе.

 Рвать и топтать полевые цветы.

 Разорять птичьи гнезда.

 Ловить бабочек и других насекомых.

 Не брать в рот незнакомые ягоды

 Собирать только съедобные грибы.

Воспитатель: Посмотрите здесь еще одна записка. «Ребята, спасибо за ваши ответы на мои задания. Помните, что лес легко раним, не причиняйте ему вреда. Ведь в лесу вы только гости. А в уголке природы вы найдете от меня сюрприз».