Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Батина Ирина Александровна, воспитатель

МБДОУ "Детский сад №388"

г.Нижний Новгород


«Сказка, как средство нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста» (слайд 1).

(слайд 2) Вопрос нравственного воспитания детей – один из самых ключевых вопросов в современном обществе. Причины сложной ситуации в этом вопросе, в следующем:

1) Отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров;

2) Спад культурно – досуговой деятельности с детьми;

3) Недостаток нравственного воспитания в семье;

4) Представления детей о главных нравственных ценностях вытесняются материальными.

(слайд 3) Воспитание, можно сказать, питание души – это непрерывный процесс, который начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Сегодня вашему вниманию представляю один из способов питания детской души – это использование сказок в системе воспитательно – образовательного процесса для нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. 

Предлагаю выполнить упражнение – активатор «Ассоциации», мы его используем с детьми для того, чтобы сфокусировать внимание на чём - то определённом. И так:

(слайд 4). Назовите, пожалуйста, не раздумывая, первые возникшие у вас в воображении ассоциации, образы, тем самым, продолжите предложение:

- Если сказка – геометрическая фигура, то это… (ответы)

Спасибо! А у вас? Хорошо! 

- Если сказка – цвет, то это… (ответы) Спасибо! А у вас? Отлично!

- Если сказка – настроение, то это…(ответы) А у вас? Спасибо!

- Если сказка – музыка, то это…(ответы) Спасибо!

- Если сказка – животное, то это… (ответы) Молодцы! 

Ребятам это упражнение всегда очень нравится!

(слайд 5) Всем известны строки из стихотворения «Слова» Вадима Сергеевича Шефнера: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести». Действительно, слово, а в нашем случае, это сказки, обладают невероятным могуществом. Сказки – это семена, попав в сердце ребёнка, они обязательно в будущем прорастут, и дадут свои плоды.

(слайд 6) В классическом понимании сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Или сказка – это вымышленная история, которая повествует нам бытиё через героев. А также сказка – это древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.

Основой воспитания нравственной привычки является положительная мотивация поведения детей. Показателем сформированности нравственных качеств личности будет наличие внутреннего контроля. Для дошкольников лучшим способом передачи знаний о мире является сказка. Она развивает у ребёнка способность к рефлексии. В каждой сказке заложен нравственный урок, и педагогам необходимо это использовать в своей работе. Сказка должна быть осмыслена ребенком, и этому способствует совместный анализ сказки. Взрослый помогает найти скрытые значения и жизненные уроки, заложенные в сказке. 

Предлагаю, Вашему вниманию, серию сказок, которые используются для воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.    И так:

• Доброта («Мешок яблок», «Цветик – Семицветик», «Гадкий утёнок»).

• Взаимопомощь («Золотой ключик», «Хаврошечка», «Дюймовочка»).

• Сочувствие («Доктор Айболит», «Двенадцать месяцев», «Финист – ясный сокол»).

• Честность («Заяц – хвастун», «Как лисичка бычка обидела», «Аленький цветочек»).

• Отзывчивость («Петушок и бобовое зёрнышко», «Палочка – выручалочка», «Телефон»).

• Ответственность («Чиполлино», «Серебряное копытце», «Кошкин дом»).

• Справедливость («Золушка», «Как осёл петь перестал», «Царевна – лягушка»).

• Уважительное отношение к старшим, послушание, забота о близких («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Айога»).

• Трудолюбие («Мороз Иванович», «Крылатый – мохнатый  да масляный», «Сивка – бурка»).

• Мудрость («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козёл»).

• Страх, трусость и лень («Волшебник изумрудного города», «По щучьему велению», «У страха глаза велики»).

• Хитрость («Лиса и журавль», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Колосок»).

• (Слайды со сказками).

(Слайд 7) Хочу познакомить вас, коллеги, с фрагментами системы моей работы - совместной деятельности с детьми на примере сказки, воспитывающей нравственное качество «доброта», которую написал Валентин Петрович Катаев «Цветик - семицветик». 

Алгоритм работы следующий: 

1. Первое, что все мы делаем - знакомство со сказкой, которое проходит в разнообразных формах (чтение сказки воспитателем или читающим ребенком, рассказывание, видеопросмотр, аудиопрослушивание, просмотр театрализованного представления)

Какая форма работы, как вы думаете, будет самой эффективной и почему? Спасибо!

2. Далее - работа со сказкой (задаем вопросы: расскажи, чему учит эта сказка?). 

(Эта сказка учит прежде всего быть внимательным, не считать ворон и не отвлекаться, делая какое-либо дело. Эта сказка учит доброте и состраданию. Учит помогать другим, не быть жадным, не быть гордым и быть щедрым). Чем тебе понравилась сказка? Кто в сказке герои, главный герой? Поступок какого героя тебе понравился?  Как бы вы поступили на месте девочки Жени? В сказках часто тот, кто поступает плохо, бывает наказан. Как вы думаете, а так ли в жизни? Какое название можно еще придумать этой сказке? Как понимаете слова: чересчур, непременно, тяпа-растяпа, папАнинцы, всамделишный?) 

3. Рассматривание книг разных издательств с иллюстрациями разных художников к этой сказке, проигрывание детьми понравившегося эпизода сказки (с масками, элементами костюмов), изготовление декораций и персонажей с последующей театрализацией, изготовление книг-самоделок по сказке, придумывание другой концовки сказки.

4. Подбираем с детьми пословицы к сказке. Сказка «Цветик-семицветик»:

Жизнь дана на добрые дела.    Доброму человеку помощь не убыток.

От доброго дерева добрый и плод.

5. Выделяем признаки волшебной сказки. 

В сказке "Цветик-семицветик"  Волшебный помощник - цветик-семицветик

Волшебное существо - старушка волшебница

6. Детям очень нравятся разнообразные упражнения, предлагаю 

(Слайд 8) выполнить первое упражнение «Волшебный стул».

Даем характеристику героям сказки "Цветик-семицветик" 

Женя - девочка, которая очень любила считать ворон. Добрая и веселая, но рассеянная. Очень хорошенькая, но легкомысленная.

Старушка. Волшебница, добрая и все понимающая.

Витя - хромой мальчик, которого Женя сделала здоровым. Веселый и озорной, очень красивый и добрый.

Один из детей - герой сказки, выбрав из нескольких атрибутов, элементов - свой, садится на «волшебный стул», а дети по очереди задают ему вопросы по сюжету сказки.

Кто желает стать на несколько минут героем сказки? Выберите атрибут и присаживайтесь на «волшебный стул».

На первых порах обычно дети с трудом задают вопросы, нам приходится оказывать помощь, затем они делают это с огромным интересом, проявляя творчество, фантазию. Например: 

Женя, как зовут твоего брата? (Моего брата зовут Павлик)

Куда и зачем послала тебя мама? (Мама послала меня в магазин, за баранками)

Как собаке удалось съесть все баранки у тебя?

Кто подарил тебе цветик-семицветик?

Что нужно было сделать, чтобы цветок исполнил желание? и т.д.

Молодцы! Понравилось вам упражнение? Сложно отвечать на вопросы? А задавать? Спасибо!

(Слайд 9) Завершаем питание души расслабляющим 

упражнением «Чаша Добра». Сядьте, пожалуйста, удобно, закройте глаза.  Представьте  перед  собой  свою  любимую  чашку. Мысленно  наполните  ее  до  краев  своей  добротой.  А теперь  представьте  другую  чужую  чашку,  она  пустая.  Отлейте  в  нее  из  своей  чашки,  доброты. Рядом еще и еще…  Отливайте из своей чашки в пустые.  Не  жалейте!  А  сейчас  посмотрите  в  свою  чашку.  Она  пустая  или  полная?  Добавьте  в  нее  своей  доброты.  Вы  можете  делиться  своей  добротой  с  другими, но ваша  чашка  всегда   будет  оставаться  полной.  Откройте  глаза. Спокойно и уверенно скажите: «Это я! У  меня  есть  такая  чашка  доброты,  и  я  буду  дарить  ее  другим людям!» 

Таким образом, ребята знакомятся с нравственными основами              посредствам сказок, анализируют собственные поступки, действия.

Подобная работа строится практически на основе любой сказки, которая не только дает информацию, но и показывает варианты действий и их результаты. В сказках дети видят, к чему приводит жестокость, злость, жадность. В любом случае, выбирать ребенку, как поступать, но педагогическое воздействие, наряду с другими факторами (социальной средой), оказывает влияние на формирование нравственных качеств личности дошкольников.

Уважаемые коллеги! Сказка – это не просто тексты, в каждой заложен определённый урок, которому обучиться легко, так как это искусство слова попадать прямо в сердце. Сказка – материал, который с помощью грамотного педагога, непременно поможет каждому ребёнку идти по жизни осознанно и радостно!

Вашему вниманию предлагаю выставку элементов развивающей предметно-пространственной образовательной среды:                            «Сказка, выполненная своими руками».  

(Слайд 10) Спасибо всем большое за участие и внимание!!!

 

 

 

Этот материал в буклет:

Сказки для воспитания нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста. 

• Доброта («Мешок яблок», «Цветик – Семицветик», «Гадкий утёнок»).

• Взаимопомощь («Золотой ключик», «Хаврошечка», «Дюймовочка»).

• Сочувствие («Доктор Айболит», «Двенадцать месяцев», «Финист – ясный сокол»).

• Честность («Заяц – хвастун», «Как лисичка бычка обидела», «Аленький цветочек»).

• Отзывчивость («Петушок и бобовое зёрнышко», «Палочка – выручалочка», «Телефон»).

• Ответственность («Чиполлино», «Серебряное копытце», «Кошкин дом»).

• Справедливость («Золушка», «Как осёл петь перестал», «Царевна – лягушка»).

• Уважительное отношение к старшим, послушание, забота о близких («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Снегурочка», «Айога»).

• Страх, трусость и лень («Волшебник изумрудного города», «По щучьему велению», «У страха глаза велики»).

• Хитрость («Лиса и журавль», «Лисичка – сестричка и серый волк», «Колосок»).

• Трудолюбие («Мороз Иванович», «Крылатый – мохнатый да масляный», «Сивка – бурка»).

• Мудрость («Мужик и медведь», «Как мужик гусей делил», «Лиса и козёл»).