Библиотекарь сегодня

Мищенко Елена Семеновна, заведующая отделом обслуживания

МКУК Межпоселенческая библиотека Россошанского муниципального района им. А.Т. Прасолова

город Россошь Воронежской области


Библиотечная система в наши дни сталкивается с рядом проблем. Одной из таких проблем является профессиональная «отсталость» личности библиотекаря. Библиотечный специалист стоит на стыке профессий «человек - человек», «человек - знаковая система», «человек – техника» и «человек – художественный образ». Сложность и интегральность данной профессии приводит к необходимости формирования личности профессионала не только с новым набором компетенций, но и с совершенно иным стилем мышления. Именно стиль мышления специалиста определяет его способности развития необходимых компетенций, решения профессиональных проблем и прогнозирования перспектив своей деятельности и отрасли в целом.

Мой опыт работы в библиотечной сфере показывает прямую зависимость между мышлением личности и её профессиональными успехами. Например, ригидность (т.е. косность) отражается в предпочтении традиционных (часто – устаревших) способов деятельности, сложности освоения новых технологий. Мышление человека, склонного к презентизму и футурофобии, проявляется в страхе и нежелании инноваций, модификации системы, неумении прогнозировать результаты и предусматривать риски и перспективы.

Каким должен быть он – специалист сегодняшнего дня, отвечающий запросам завтрашней системы? Мы, как библиотекари, охватываем все социальные слои от детей и молодежи до пожилых людей. Сегодня наша деятельность осложняется конкуренцией, которую составляют нам телевидение и ИКТ. Поэтому не остается сомнений, что основным «притягивающим» ядром библиотеки является личность яркого, интересного профессионала. 

Сложность и интегральность деятельности специалиста библиотечной сферы приводит нас к необходимости формирования интегрального мышления работника еще на этапе его обучения. Наша сфера нуждается в притоке свежих идей и «омоложении» персонала. Ведь молодой специалист часто,  в силу возраста, обладает активным неригидным нефутурофобным мышлением. 

Также, очевидно, что успех отдельной организации и всей отрасли зависит от способности персонала к творческой деятельности и творческим решениям. Творческая деятельность связана с креативностью, которая сегодня является важным качеством в любой сфере.

Можно сделать вывод о том, что библиотекарь сегодня – это специалист со сформированным интегрально-креативным стилем мышления. Такое мышление будет отвечать запросам эпохи и среды. Что касается набора конкретных компетенций, необходимых библиотекарю-профессионалу, - их перечень можно легко составить с учетом методологии Форсайта. Например, в перечне «Форсайта компетенций - 2030.Сколково» выделены следующие компетенции, которые также применимы и к библиотечной сфере: управление проектами, клиентоориентированность, мультиязычность и т.п.