Дополнительная образовательная программа

по социально-коммуникативному развитию

«Формирование культуры безопасности у дошкольников»

с детьми  подготовительной группы

Скоморохова Елена Ивановна, воспитатель

МБОУ "Звездненская СОШ"

Кемеровский район, поселок Звездный


Пояснительная записка

Дополнительная Программа образовательной области «Социально – коммуникативное развитие» - «Формирование культуры безопасности у дошкольников» для детей подготовительной  к школе группы составлена на основе:

      ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013года),

      Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014,

      СанПин 2.4.1.3049 – 13,

      Общей образовательной программы дошкольных групп МБОУ «Звездненская СОШ» на 2018 – 2019 учебный год

      Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

К.Ю. Белая Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет.

Т. Ф. Саулина Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми

3-7 лет.

Дополнительная программа состоит из трех разделов, содержание которых отражает изменения в жизни современного общества и тематическое планирование, в соответствии с которыми строится образовательная работа с детьми: «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности», «О правилах безопасности дорожного движения», «Формирование предпосылок экологического сознания».

Первый раздел - касается взаимодействия с людьми: знакомыми, незнакомыми, сверстниками, старшими приятелями на улице, дома и в детском саду. Ребёнок учится оценивать ситуации с точки зрения «опасно-неопасно», принимать решение и соответственно реагировать. Стоит ли доверять людям, полагаясь на приятную внешность, как вести себя с агрессивными субъектами, впускать ли незнакомцев в дом, как избежать опасных ситуаций. О том, как вести себя на балконе, у открытого окна, предусмотреть возможную опасность в быту об этом ребёнок узнаёт в учебном комплекте «Формирование основ безопасности».

Выход ребёнка в «большой мир» сопровождается встречей с множеством объектов, которые требуют навыков безопасного обращения. Улица, тротуар, светофор, пешеходная «зебра», проезжая часть дороги, дорожные знаки, транспорт (метро, автобус, автомобиль) – эти понятия входят в круг представлений ребёнка в дошкольном детстве, а с ними и новые правила. Второй раздел поможет ребятам познакомиться с основными ПДД для водителей, пешеходов, велосипедистов, расскажет о работе ГИБДД и научит, что делать, если ребёнок потерялся.

«Формирование предпосылок экологического сознания» - всегда ли общение с природой несёт пользу? Что даёт самой природе деятельность человека? В этом разделе обсуждаются ситуации, несущие потенциальную опасность (неприятные моменты при встрече с различными животными и растениями), а также – вопросы экологии и загрязнения окружающей среды. Дети учатся бережному отношению к живой природе, пониманию того, что всё в мире взаимосвязано.

 

        Содержание программы оставляет право на использование различных форм и методов организации обучения с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей, социокультурных различий, своеобразия домашних и бытовых условий, а также общей социально-экономической и криминогенной ситуации. В силу особой значимости охраны жизни и здоровья детей программа требует обязательного соблюдения основных ее принципов: полноты (реализации всех ее разделов), системности, учета условий поселковой  местности, сезонности, возрастной адресованности.

 

Основной целью Дополнительной программы является формирование у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира).

Для достижения поставленной цели Программы решаются следующие задачи:

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности:

 

ü    Закреплять умение соблюдать правила пребывания в детском саду.

ü    Закреплять умение соблюдать правила участия в играх с природным материалом: беречь постройки, сделанные из песка другими детьми, не кидаться шишками, песком и другими твердыми материалами.

ü    Закреплять правила безопасного передвижения в помещении (спокойно спускаться и подниматься по лестнице, держаться за перила; открывать и закрывать дверь, держась за дверную ручку).

ü    Объяснить детям, что в случае необходимости взрослые звонят по телефону «01» (при пожаре), «02» (вызов милиции), «03» («Скорая помощь»).

ü    Рассказать детям, что в случае неосторожного обращения с огнем или электроприборами может произойти пожар.

ü    Закреплять представления о правилах поведения с незнакомыми людьми (не разговаривать с незнакомцами, не брать у них различные предметы; при появлении незнакомого человека на участке сообщить об этом воспитателю).

ü    Закреплять умение называть свою фамилию и имя; фамилию, имя и отчество родителей, домашний адрес и телефон.

О правилах безопасности дорожного движения:

ü       Закреплять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на улице. Расширять знания о светофоре который регулирует движение на дороге.

ü       Познакомить детей с дорожными знаками: «Пешеходный переход», «Дети», «Остановка общественного транспорта», «Подземный пешеходный переход», «Пункт медицинской помощи».

ü       Закреплять знания о специальном транспорте: «Скорая помощь» (едет по вызову к больным людям), пожарная машина (едет тушить пожар), «Милиция» (едет на помощь людям, попавшим в беду).

ü       Познакомить с действиями инспектора ГИБДД в различных ситуациях.

ü       Закреплять правила поведения в общественном транспорте. Познакомить детей с метро, с правилами безопасного поведения в нем.

ü       Продолжать объяснять детям, что остановки общественного транспорта находятся вблизи проезжей части дороги, поэтому, ожидая транспорт, нужно вести себя спокойно, держаться за руку взрослого.

ü       Объяснять детям, что кататься на велосипеде можно только в присутствии взрослых, не мешая окружающим.

Формирование предпосылок экологического сознания:

ü    Продолжать формировать навыки культуры поведения в природе (не загрязнять окружающую природу, бережно относиться к растениям и животным и т.д.). Расширять представления о способах правильного взаимодействия с растениями и животными: рассматривать растения, не нанося им вред; рассматривать животных, не беспокоя их и не нанося им вред; кормить животных только вместе со взрослым; чужих животных не гладить; без разрешения взрослого не приносить в дом животных; не брать на руки бездомных животных.

ü    Дать детям представления о том, что в природе все взаимосвязано (например, одно и то же растение может быть ядовитым для человека и лекарством для животного; вредные для человека насекомые могут быть пищей для земноводных и т.д.).

ü    Объяснить детям, что рвать растения и есть их нельзя — они могут быть ядовитыми. Рассказать о сборе ягод и растений.

ü    Формировать умение одеваться по погоде. Объяснить детям, что от переохлаждения и перегрева человек может заболеть.

 

Принципы к формированию программы

При составлении Программы «Формирование культуры безопасности у дошкольников» учитывались принципы:

ü     развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

ü     сочетания научной обоснованности и практической применимости

ü     полноты, необходимости и достаточности, позволяющие решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала;

ü     единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются качества, являющиеся ключевыми в развитии дошкольника;

ü     интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

ü     комплексно-тематического построения образовательного процесса;

ü     решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников в рамках организованной образовательной деятельности и в режимных моментах;

ü     построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

ü     индивидуальности дошкольного образования.

 

Значимые для разработки и реализации Дополнительной программы дошкольного образования характеристики

Старший дошкольный возраст (от 5 до 7(8) лет)

ü     соблюдает основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

 

ü     понимает что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

 

ü     знает явления неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, ураган), знает правила поведения человека в этих условиях

 

ü     знает правила оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых

 

ü     знает об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.

 

ü     знает дорожные знаки и умеет различать – предупреждающие, запрещающие и информационно-указательные

 

ü     имеет представление о работе ГИБДД

ü     знает название ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.

ü     соблюдает культуру поведения на улице и общественном транспорте

ü     умеет находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности

ü     знает правила дорожного движения, правила передвижения пешеходов и велосипедистов.

ü     знает дорожные знаки: «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

ü     знает правила поведения в общественном транспорте.

ü     знает правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.)

ü     знает об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.).

ü     применяет навыки  безопасного пользования бытовыми приборами.

ü     знает о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.

ü     знает службы спасения – МЧС, «Скорая помощь - 03», «Пожарная часть – 01», «Полиция – 02».

ü     умеет обратиться за помощью к взрослым.

ü     знает и называет своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

 

 

 

Планируемые результаты

Целевые ориентиры по освоению программы «Формирование культуры безопасности у дошкольников»:

 

ü    соблюдает основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.

 

ü    понимает что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру.

 

ü    знает явления неживой природы (гроза, гром, молния, радуга, ураган), знает правила поведения человека в этих условиях

 

ü    знает правила оказания первой помощи при ушибах и укусах насекомых

 

ü    знает об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора.

 

ü    знает дорожные знаки и умеет различать – предупреждающие, запрещающие и информационно-указательные

 

ü    имеет представление о работе ГИБДД

ü    знает название ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети.

ü    соблюдает культуру поведения на улице и общественном транспорте

ü    умеет находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности

ü    знает правила дорожного движения, правила передвижения пешеходов и велосипедистов.

 

ü    знает дорожные знаки: «Дети», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

 

ü    знает правила поведения в общественном транспорте.

 

ü    знает правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.)

 

ü    знает об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.).

ü    применяет навыки  безопасного пользования бытовыми приборами.

 

ü    знает о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара.

 

ü    знает службы спасения – МЧС, «Скорая помощь - 03», «Пожарная часть – 01», «Полиция – 02».

ü    умеет обратиться за помощью к взрослым.

ü    знает и называет своё имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.

 

 

 

Система оценки результатов освоения программы

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой   эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации.

Педагогическая диагностика

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей (в рамках педагогической диагностики – оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдения за активностью детей в режимных моментах, организованной  образовательной деятельности, специально организованной и игровой деятельности.

 

Предполагаемые планируемые результаты освоения программы    «Формирование культуры безопасности у дошкольников»

 

Ребёнок любознательный, активный. Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире). Задает вопросы взрослому. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому.

 Ребёнок способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо". Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдает правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах (транспорте, магазине, поликлинике, театре и др.).

Инструментарий диагностики в Приложении 1

 

Содержание педагогической работы по приобщению к Формированию культуры безопасности у дошкольников

 

ü       чтение и обсуждение поведения сказочных героев в опасных ситуациях, что способствует осмыслению опыта предвидения, предупреждения и преодоления опасных ситуаций;

ü       рассказы педагога, беседы о конкретных чрезвычайных ситуациях, дискуссии о путях преодоления опасностей в различных условиях;

ü       проведение ролевых, дидактических, спортивных игр, имитирующих опасные ситуации;

ü       просмотр диафильмов, спектаклей, мультфильмов с последующим обсуждением.

ü       Использование мультимедийных пособий.

 

В подготовительной к школе группе занятия по Формированию культуры безопасности у дошкольников проводятся 1 раз в неделю, всего 35 занятий в год, продолжительностью 30 минут  во вторую половину дня.

 

Содержание Программы

 

Тема (раздел)

Программное содержание

1

Безопасное поведение в природе

Продолжать  знакомить  с  правилами  поведения  на природе.  Знакомить  с  красной  книгой,  отдельными представителями  животного  и  растительного  мира, занесенными    в    лес.    Уточнять    и    расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром,   молния,   ураган,   знакомить   с   правилами поведения человека в этих условиях.

2

Безопасность на дорогах

Систематизировать знания детей об устройстве улицы, Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о   дорожном движении. Знакомить   с Понятиями «площадь»,   «бульвар»,   «проспект».   Продолжать знакомить с дорожными знаками- предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными.  Подводить  детей  к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Расширять представление детей о работе ГИБДД. Воспитывать культуру поведения на улице   и   в   общественном   транспорте.   Развивать свободную  ориентировку  в  пределах  ближайшей  к детскому   саду   местности.   Формировать   умение находить  дорогу  из  дома  в  детский  сад  на  схеме местности.

3

Безопасность собственной жизнедеятельности

Формировать  у  детей  представление  о  том,  что

полезные  и  необходимые  бытовые  предметы  при

неумелом  обращении  могут  причинить  вред  и  стать причиной   беды.   Закрепить   правила безопасного обращения с бытовыми предметами. Продолжать знакомить  с  правилами  безопасного  поведения  во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание  на  велосипеде,  на  санках,  коньках,  лыжах). Расширение знаний об источниках опасности в быту (электроприборы,  газовая  плита,  утюг).  Закреплять навыки

безопасного пользования бытовыми предметами. Уточнять знания о работе пожарных, о причинах   пожаров,   об   элементарных   правилах поведения  во  время  пожара.  Знакомить  с  работой службы   спасения   –  МЧС,   «Скорая  медицинская помощь 03», «Полиция 02»,  «Пожарная служба 01». Формировать   умение  обращаться  за  помощью  к

взрослым.   Учить   называть   свое   имя,   фамилию,

возраст, домашний адрес, телефон.