Дополнительная образовательная программа по речевому развитию «Художественная литература» с детьми  подготовительной группы

Максименко Анастасия Владимировна, воспитатель

МБОУ "Звездненская СОШ"

Кемеровский район, поселок Звездный


Цели и задачи реализации программы

Программа образовательной области «Речевое развитие» - «Художественная литература» для детей подготовительной  к школе группы составлена на основе:

ФГОС ДО (Приказ № 1155 от 17 октября 2013года),

Программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014,

СанПин 2.4.1.3049 – 13,

 Общей образовательной программы дошкольных групп МБОУ «Звездненская СОШ» на 2018 – 2019 учебный год

 

Работа в подготовительной к школе группе направлена на создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовку к жизни в современном обществе, к обучению  в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности ребенка.

          Эти направления работы реализуются в процессе разнообразных видов детской  деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, чтения.

Программа «Художественная литература» построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, способностей и интегративных качеств.

Основными целями и задачами дополнительной  программы «Художественная литература» для детей подготовительной к школе группы являются:

·              воспитание интереса и любви к чтению;

·              развитие литературной речи;

·              воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия;

·              развитие мотивации к обучению грамоте.

Для достижения целей программы большое значение имеют:

забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

создание в группе атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем детям, что позволит стать им общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

творческая организация воспитательно-образовательного процесса;

вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

единство подходов к воспитанию детей в детском саду и дома;

соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы.

 

Принципы к формированию программы

При составлении Программы «Художественная литература» учитывались принципы:

·              развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

·              сочетания научной обоснованности и практической применимости

·              полноты, необходимости и достаточности, позволяющие решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала;

·              единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются качества, являющиеся ключевыми в развитии дошкольника;

·              интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

·              комплексно-тематического построения образовательного процесса;

·              решения образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников в рамках организованной образовательной деятельности и в режимных моментах;

·              построения образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми;

·              индивидуальности дошкольного образования.

Главный критерий отбора программного материала – его воспитательная ценность, высокий уровень используемых литературных произведений.

 

Планируемые результаты

Целевые ориентиры по освоению программы «Художественная литература»:

·              Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, чтении, познавательно-исследовательской деятельности и др.

·              Ребенок владеет установкой положительного отношения к чтению художественной литературы. Проявляет интерес к художественной и познавательной литературе.

·              Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, в том числе через чтение художественной литературы.

·              Способен сопереживать неудачам и радоваться успехам героев литературных произведений. Эмоционально отзывается на произведения художественной литературы.

·              Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими, участвует в беседе по содержанию литературного произведения.

·              Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

·              Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам о прочитанных литературных произведениях

·              Открыт новому: проявляет желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания через чтение художественной литературы.

·              Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом положении, многонациональности, важнейших исторических событиях, о литературном наследии своего народа.

·              Имеет представление о себе, семье, традиционных семейных ценностях через произведения художественной литературы.

·              Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо, что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших,  опираясь на поступки героев литературных произведений.

·              Способность воспринимать музыкальность поэтической речи, чувствовать и понимать поэтические образы.

 

Система оценки результатов освоения программы

Программой предусмотрена система мониторинга динамики развития детей, динамики их образовательных достижений, основанная на методе наблюдения и включающая:

педагогические наблюдения, педагогическую диагностику, связанную с оценкой   эффективности педагогических действий с целью их дальнейшей оптимизации.

Педагогическая диагностика

Реализация Программы предполагает оценку индивидуального развития детей (в рамках педагогической диагностики – оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдения за активностью детей в режимных моментах, организованной  образовательной деятельности, специально организованной и игровой деятельности.

 

Предполагаемые планируемые результаты освоения программы «Художественная литература»

·              Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения.

·              Проявляет интерес к художественной и познавательной литературе.

·              Различает жанры литературных произведений, аргументируя свой ответ («Это рассказ (сказка, стихотворение) потому, что …»).

·              Называет любимые сказки и рассказы.

·              Читает наизусть два-три любимых стихотворения, знает две-три считалки, две-три загадки.

·              Называет двух-трех авторов и двух-трех иллюстраторов детских книг.

·              Выразительно, в собственной манере, читает стихотворение, пересказывает отрывок из сказки, рассказа.

·              При чтении стихотворений, в драматизациях использует эмоциональность, естественность поведения, интонации, жесты, мимику, передавая свое отношение к содержанию литературной фразы.

·              Пересказывает и драматизирует небольшие литературные произведения.

 

Инструментарий диагностики в Приложении 1, 2.

 

 

 

 

Содержание педагогической работы по приобщению к Художественной литературе

Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Пополнять литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками, скороговорками, пословицами и поговорками.

Воспитывать читателя, способного испытывать сострадание  и сочувствие к героям книги, отождествлять себя с полюбившимся персонажем. Развивать у детей чувство юмора.

Обращать внимание детей на выразительные средства (образные слова и выражения, эпитеты, сравнения); помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения; прививать чуткость к поэтическому слову.

Продолжать совершенствовать художественно-речевые и исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях (эмоциональность исполнения, естественность поведения, умение интонацией, жестом, мимикой передать свое отношение к содержанию литературной фразы).

Помогать детям объяснять основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Продолжать знакомить детей с иллюстрациями известных художников.

 

В подготовительной к школе группе занятия по Художественной литературе проводятся 1 раз в неделю, всего 36 занятий в год, продолжительностью 30 минут во вторую половину дня.