Психологическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста

в ДОУ

Абакумова Наталья Анатольевна, педагог-психолог

МБДОУ "ЦРР-д/с "Золушка"

Республика Хакасия, город Абакан


Адаптационный период - серьезное испытание для детей раннего возраста: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что иногда влечет за собой изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.

Трудности адаптации и их причины изучались отечественными и зарубежными исследователями (Н.М. Аксарина, Р.В. Тонкова-Ямпольская, Е Шмидт-Кольмер и др.).

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Адаптация является активным процессом, который приводит или к позитивным, или к негативным результатам. Позитивный результат – адаптированность, то есть совокупность всех полезных изменений организма и психики; негативный – стресс. Адаптивные возможности ребенка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям, к замедленному темпу психофизического развития и соответственно к снижению уровня психологического здоровья. 

А также из привычного семейного, однообразного круга, где все знакомо, ребенок попадает в круг ровесников и другого взрослого человека, который имеет свой стиль взаимодействия с детьми. Здесь ребенку необходимо перестроиться, привыкнуть, научиться существовать рядом с другими детьми и соблюдать общие правила. Все это приводит к повышению психоэмоционального напряжения, агрессии и нервозности у детей.

 Исходя из этого, надо так организовать этот период, чтобы как можно меньше травмировать ребенка. Поэтому общая задача педагогов и родителей – помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.

 Цель работы психологической службы ДОУ по сопровождению процесса адаптации: создание условий, облегчающих адаптационный период при поступлении ребенка в дошкольное учреждение путем взаимодействия детского сада и семьи. 

Эта цель реализуется в процессе решения следующих задач:

1. Оказание помощи детям раннего возраста в преодолении стрессового состояния в период адаптации к дошкольному учреждению;

2. Обеспечивать систему организации жизни детей, направленную на предотвращение у них психического стресса;

3. Повышать психолого-педагогическую культуру родителей с целью создания благополучных условий для адаптации ребенка к детскому саду;

4. Обучение воспитателей методам взаимодействия с родителями и проведения групповых занятий в адаптационный период.

Этапы реализации сопровождения процесса адаптации:

1. Подготовительный этап.

Подготовительным этапом считаем период с момента записи в детский сад, до момента поступления ребенка в группу. Первая встреча с родителями происходит в кабинете педагога-психолога. По ходу беседы даются рекомендации о корректировке режима дня перед поступлением ребенка в ДОУ.

Консультация с педагогом-психологом предполагает:

1. Сбор информации о семье, выявление отношения родителей к поступлению в детский сад, установка партнерских, доброжелательных отношений;

2. Сбор информации о ребенке: выявление индивидуальных привычек ребенка, как он приучен к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками.

3. Возможность дать родителям рекомендации по подготовке ребенка к приходу в детский коллектив на основе полученных данных.

Также проводится организационное собрание «Что такое адаптация и факторы, от которых зависит ее течение». Родители получают памятку по взаимодействию с ребенком в адаптационный период.

На собрании рекомендуется родителям:

- заранее, до поступления в ДОУ, прийти на территорию детского сада и свой участок, чтобы совершить предварительное знакомство;

- совершить вечернюю экскурсию в детский сад и показать ребенку, что всех детей вечером мамы и папы забирают домой, никто в детском саду навечно не остается. Это поможет ребенку избежать чувства, что «его бросили», когда он первое время начнет оставаться в саду без мамы.

2. Основной этап.

Основным этапом считаем период с момента поступления ребенка в группу (июль – первая половина августа) до конца сентября.

За день до прихода ребенка в детский сад педагог-психолог передает воспитателям всю информацию о ребенке, которая была получена из беседы с родителями. Это помогает построить работу с вновь пришедшим ребенком на основе учета личностных особенностей, его привычек.

В первые дни (3-5дней) ребенка оставляют в группе на 2 – 4 часа.

Каждый вновь поступивший ребенок находится в центре внимания. Для каждого ребенка устанавливается индивидуальный режим. Время пребывания увеличивается постепенно в зависимости от привыкания ребенка.

Одним из самых сложных моментов в период адаптации является укладывание ребенка на сон, поэтому целесообразно использовать такие приемы, как:

- настраивание на сон с помощью колыбельных мелодий;

- поглаживание ребенка.

Эмоциональное состояние ребенка и его привыкание контролируется с помощью «Листа адаптации», где отмечаются эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, вид деятельности, который ребенок предпочитает. Листы адаптации заполняются воспитателями и педагогом-психологом совместно, обсуждая ход адаптации каждого ребенка.

Для того чтобы рассеять у родителей беспокойство и тревогу за своего ребенка, важно ежедневно беседовать с ними, вселяя в них уверенность и соблюдая главное правило – не осуждать опыт ребенка, не жаловаться на него родителям.

В этот период проводятся игровые сеансы с детьми с целью оптимизации адаптации к условиям ДОУ. В процессе работы решаются следующие задачи комплексного развития детей:

1)     снятие эмоционального и мышечного напряжения;

2)     снижение импульсивности, излишней двигательной активности, тревоги, агрессии;

3)     развитие навыков взаимодействия детей друг с другом;

4)     развитие речевой активности, восприятия, внимания;

5)     развитие общей и мелкой моторики, координации движений;

6)     развитие игровых умений и навыков.

Занятие начинается с сюрпризного момента, который сопровождается стихотворным словом. В основную часть занятия входят игры и упражнения, которые позволяют детям интенсивно двигаться, свободно выражать возникающие эмоции, взаимодействовать с окружающими. Завершается занятие играми малой подвижности, подводящих детей к успокоению, а также подведением итогов.

Дети этого возраста хорошо воспринимают материал, объединенный единым сказочным игровым сюжетом. Проявляющаяся в этом возрасте у детей синтония (эмоциональное заражение), с помощью игр позволяет быстро переключать внимание детей с дружного плача на прыжки, хлопанье, топанье, подражание, объединяя детей и создавая положительный эмоциональный настрой.

Основные приемы снятия стрессового состояния у детей:

-монотонные движения руками или сжимание кистей рук (нанизывание на шнур крупных пластмассовых шариков, колечек от пирамиды; использование резиновых игрушек-пищалок, деталей «лего» и др.);

- игры с водой;

- игры с песком;

- игры с речевым сопровождением;

- пальчиковые гимнастики;

- физкультминутки под музыку;

- самомассаж.

 Педагог-психолог – непосредственный участник игры. Он заряжает детей своим положительным отношением к происходящему, вызывает желание принять участие в игре, показывает образцы выполнения действий. Важно не настаивать на активном участии всех детей в занятии и не добиваться точного действия или ответа.

3. Заключительный этап.

В октябре подводятся результаты проведенной работы в период адаптации, отмечаются положительные моменты, анализируются итоги.

Таком образом, четкая, профессионально слаженная и продуманная работа педагога-психолога, благополучный микроклимат в дошкольном учреждении, индивидуальный подход к каждой семье и взаимодействие с родителями – залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Список использованной литературы:

1.      Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ. Практическое пособие / Авт.- сост. Белкина Л.В. – Воронеж «Учитель», 2004.

 

2.      Печора К.Л., Пантюхина Г.В., Глубева Л.Г. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях. – М.:Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004.