Конспект занятия по экономике "Поможем Буратино"

Ильинова Жанна Вячеславовна, воспитатель

Вандакурова Ольга Владимировна, воспитатель

ДОУ №22 "Золотая рыбка"

г. Дубна, Московская область


Цели занятия:

 Формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата);

Развивать представление детей о понятии «деньги», о денежных знаках (монета, купюра) ,об их назначении.

 Формировать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости.

Уточнять представление детей о том, как взрослые зарабатывают деньги и для чего нужны человеку деньги. Воспитывать уважительное отношение к труду, к людям,  зарабатывающим деньги, бережливость, экономность.

Продолжать закреплять  названия  разных профессий и предметов – помощников.

Закреплять понятие «товар».  Углублять представления детей о разнообразии товаров.

Развивать внимание, мышление, речь. Расширять и активизировать словарь.  Упражнять детей в словообразовании. 

Воспитывать аккуратность, стремление к взаимопомощи.

 

Материал к занятию: монеты и бумажные купюры, карточки с изображением продавца, покупателя  и  предметов-помощников. Монеты и листы бумаги на каждого ребенка. Цветные карандаши. Мультимедийная презентация.

 

 Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с людьми разных профессий, инструментами. Экскурсии в супермаркет, обувной, овощной  магазины. Дидактические игры «Кем быть», «Кому что нужно». 

 

 

Ход занятия:

Вос-ль: Ребята, у нас сегодня необычное занятие, к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.

Ну а теперь занимайте свои места.

( Раздается стук в дверь)

В группу входит Буратино.

Буратино: Здравствуйте, ребята! Мне нужна ваша помощь. Я буду заниматься с Мальвиной  математикой  и она сказала мне купить учебник.  Но я совершенно не знаю, как и  где его купить. 

Вос-ль: Ребята, давайте подскажем Буратино, что нужно иметь, чтобы купить учебник или что-то другое? (деньги)

Буратино: А что такое деньги?

Вос-ль: Деньги – это такой предмет, за который можно все купить.

Буратино: А у меня есть деньги! (показывает золотые монеты) 

Вос-ль: Буратино, но это у тебя не настоящие деньги, на них ничего не купишь.

Буратино: А какие же деньги настоящие?

Вос-ль: Сейчас ребята тебе расскажут. Ребята, какие бывают деньги? (монеты – металлические, купюры – бумажные).

Дети с Буратино рассматривают монеты разного достоинства и сравнивают между собой по цвету, размеру.

Буратино:  А где берут настоящие деньги?

Дети: Деньги зарабатывают родители, для этого они ходят на работу. 

Вос-ль: Деньги люди получают за выполненную работу; каждый человек заслуживает оплату за свой труд. Во все времена люди уважали трудолюбивого человека и придумали много пословиц и поговорок о труде. Вот, послушайте пословицы о труде: «Всякая работа мастера хвалит», «Не привыкай к безделью, учись рукоделию», «Труд кормит, а лень портит», «Каков работник, такова ему и плата». 

Буратино: А вы, ребята, знаете пословицы о труде?

Дети: Землю красит солнце, а человека-труд.

            Дерево ценят по плодам, а человека -по делам.

            Хочешь есть калачи – не сиди на печи.

            Человек от лени болеет, а от труда здоровеет.

Буратино: Ребята, а давайте поиграем!

 

 

Физкультминутка:

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл-

Видно ключик не нашёл.

Чтобы ключик нам достать

Надо на носочки встать

 

Вос-ль: Ребята, расскажите Буратино, для чего родители зарабатывают деньги?

Ответы детей: для покупки продуктов питания, для развлечений, для оплаты проезда в транспорте, для покупки подарков.

 

Игра «Да - нет»

«Что можно купить за деньги»: если названный предмет можно купить за деньги, то говорим «да», если нельзя - «нет».. или если названный предмет можно купить за деньги, то нужно хлопнуть в ладоши. Демонстрируются картинки с изображением куклы, радуги, молока, ветра и др.  на экране.

 

Педагог подводит итог, что семье необходимо постоянно совершать покупки. А товар не отдаётся бесплатно, а имеет свою стоимость. Поэтому необходимы деньги. Для этого мама и папа работают и получают за свой труд зарплату.

Буратино:  Я понял, для того, чтобы получить настоящие деньги, т.е. зарплату, нужно много работать.

Буратино: Ребята, а где работают  ваши родители? ( рассказы  детей) 

Здорово! Я тоже выучусь, пойду работать и буду получать зарплату.

 А вы знаете, где ваши родители покупают продукты, одежду, обувь?

Дети: В магазине.

Буратино: А что такое магазин?

Ответы детей

Буратино: Скажите, как называют человека, который работает в магазине? 

Дети: Продавец.

Буратино: А как вас называют, когда вы приходите в магазин?

Дети: Покупатели.

Буратино: Что вы покупаете в магазине?

Дети: Еду, игрушки…

Буратино: Как назвать это одним словом? (товар).

 Если дети затрудняются ответить, вос-ль предлагает отгадать загадку: 

Ребята, угадайте:

Как это зовётся,

Что за деньги продаётся?

Это не чудесный дар,

А просто напросто …. товар.

Вос-ль: Товар – это то, что можно купить или продать.

 

Игра «Что кому нужно»

Вос-ль: А как вы думаете, что нужно продавцу для работы?

Дети: Продавцу нужен кассовый аппарат, весы, товар, продукты.

Вос-ль: А что необходимо покупателю?

Дети: Покупателю нужна продуктовая корзина или тележка, деньги, кошелек.

Вос-ль:  Ребята, давайте расскажем Буратино, какие бывают магазины.

Если в магазине продаются только продукты, то такой магазин называется ... (продуктовый магазин)

Дети, если в магазине продаются только овощи, то он называется ...(овощной магазин).

А если в магазине продают игрушки, то это... (магазин игрушек)

А если продают только одежду, то это... (магазин одежды)

Дети, а где же будут продаваться туфельки, тапочки, босоножки? ( в магазине обуви)

А если продают книги? (книжный магазин)

Скажите, ребята, а как можно назвать большой магазин, где есть много разных отделов? Есть ли такие магазины у вас в городе? Как они называются? («Магнит», «Атак», «Пятерочка»)

Буратино: Спасибо, ребята, теперь я знаю в какой магазин мне нужно пойти, чтобы купить учебник. В книжный магазин!

Вос-ль: Буратино, а хочешь, мы научим  тебя делать фокус с монетами?

Буратино: Конечно, хочу!

Приготовить чистый лист бумаги, монету и цветные карандаши. Положить монету на стол, сверху положить бумагу, взять карандаш и рисовать по бумаги надавливая на монету.

Мы начинаем видеть, как монета проявляется через бумагу.

 

Вос-ль: Буратино, тебе понравилось у нас? Я надеюсь, ты узнал много нового. 

Буратино: Да, очень! А вам я хочу подарить свои монеты. (Угощает  детей шок. монетами).

А я побегу скорее к своим друзьям. Я должен показать им фокусы с монетами, которым научился. А еще скажу Мальвине, что буду с ней заниматься, и не буду пропускать занятия. Ведь теперь я знаю, где купить учебник, и еще подарок  и еще много всего. Спасибо, ребята! 

Убегая, говорит: «Ну, надо же, как все интересно! До свидания, ребята!»