Взаимодействие детского сада и семьи по проблеме формирования безопасного поведения ребёнка на дороге

Вершинина Екатерина Дмитриевна, старший воспитатель

школа - сад №6 "Светлячок", структурное подразделение МБОУ КСОШ №1

город Катайск, Курганской области


  «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность»

                                        В.А. Сухомлинский

 

        Трудно переоценить роль семьи в воспитании у дошкольников безопасного поведения на дороге. Ведь с точки зрения ребенка дошкольного возраста все, что делают мама и папа – правильно, т.к. в этом возрасте родители для него являются образцом поведения и объектом для подражания.  «Самое дорогое у человека – это жизнь», - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире. И от того, донесем ли мы, взрослые, до сознания ребенка необходимые знания о безопасности, будет зависеть его жизнь. 

     Задача педагога – прививать дошкольникам навыки и умения, связанные с безопасностью дорожного движения, способствовать воспитанию у них самостоятельности, активности в применении положительного примера, формировать критическое мышление. Для этого должны выполняться, как минимум два условия:

1. Родители должны знать и соблюдать правила дорожного движения;

2. Для того, чтобы ребенок мог чаще видеть положительный пример, они должны постоянно уделять время занятиям, связанным с обучением правилам безопасного поведения на     дорогах и умением применять их на практике.  

      Процесс взаимодействия педагогов с родителями по данному направлению   должен проходить поэтапно и начинаться с анкетирования родителей, и диагностики детей. Цель, которого станет  выявления  уровня знаний детей и их родителей по основам безопасности на дорогах; эффективность работы в МКОУ и семьи по формированию детского дорожного травматизма. В анкетировании приняли участие все родители старшей разновозрастной группы, это 21 человек. На вопросы «Двигаясь с ребенком по улице, всегда ли вы соблюдаете правила дорожного движения?» - 61% родителей ответили, «да», «Когда идете одни по улице, соблюдаете ли вы правила дорожного движения?» - 75% ответили «не всегда», «Постоянно ли учите ребёнка правилам безопасности поведения на дороге?» - только 43%  ответили «да», остальные родители ответили «нет». Наше анкетирование показало, что в большинстве случаев родители не в полной мере понимают ответственность за своего ребёнка по привитию правил дорожного поведения. Диагностика детей показала, что знания детей недостаточны, а которые они имеют, на практике применить не могут. Именно поэтому следующим  этапом в деятельности, становится  формирование практических навыков безопасного поведения детей на дороге. Для этого в детском саду проводится непосредственная  образовательная деятельность, которая  помогает  расширить первоначальные детские представления, накопление и закрепление полученных знаний о правилах безопасности через беседы с детьми, заучивание рифмованных правил стихов, через чтение художественной литературы, игры – драматизации, наблюдения, экскурсии, создание и обыгрывание ситуаций на дороге, совместное изготовление макетов. Также  ребёнок узнаёт, что на дороге необходимо быть внимательным, как правильно перейти проезжую часть, основные части дороги, какие бывают виды транспорта и т.д. Важным компонентом на данном этапе является закрепление полученных знаний и навыков в домашних условиях. Поэтому в фойе детского сада имеется «Уголок для родителей», в котором содержится  информация по привитию детям правил поведения на дороге. При желании родители могут ознакомиться с методической литературой.  Также предлагаются различные  консультации на данную тему: «Обучение дошкольников, правилам дорожного движения, играя», «Знайте правила движения, как таблицу умножения», и др. Беседы с родителями, которые  подкреплены листовкой, буклетом, памяткой.    Буклет или листовка должны нести конкретную информацию о проведенной работе в детском саду на данном этапе, практические рекомендации для выполнения дома в процессе взаимодействия с ребенком. Обязательным условием создания буклета или листовки является наличие ярких понятных не только взрослому, но и ребенку иллюстраций. Так же можно послушать консультации и рекомендации в записи на аудиокассете. Здесь же имеются папки-раскладушки, ширмы, кроссворды, устные журналы.

Хорошие результаты дают такие формы работы с родителями как совместные развлекательно – обучающие мероприятия для детей и родителей. Конкурс семейных рисунков  на тему: «Уважайте светофор», участие родителей в открытом занятии по обучению правилам безопасного поведения на тему: «Где можно, а где нельзя играть?», привлечение родителей к подготовке и проведению развлечений: «Путешествие в страну дорожных знаков», «Экскурсия по Волшебному городу», «КВН по правилам дорожного движения».                    

Заключительным этапом, как подведение    итога проделанной работы являются выставки поделок, макетов, рисунков, «Моя улица», «Мы с семьёй на прогулке». Заключительный праздник «Незнайка в стране дорожных знаков», с участием детей, родителей, сказочных персонажей.

Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.                                                  

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания. Только совместными усилиями воспитателей и родителей, используя их знания, терпение и такт, возможно, научить наших детей навыкам безопасного общения со сложным миром перехода улиц и дорог.