Работа с родителями

Тулякова Наталья Евгеньевна, воспитатель

школа - сад №6 "Светлячок", структурное подразделение МБОУ КСОШ №1

город Катайск, Курганской области


 «… дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов… Тенденция, направленная на укрепление семьи, и минимизирует общественное воспитание в пользу семейного»      

 (Из Концепции дошкольного воспитания)

Семья – важнейший институт общества, микро-группа, в которой происходит физическое и духовное взросление человека. Роль семьи в формировании личности является исходной, определяющей. Ни один из социальных институтов общественного воспитания не может сравниться с ней в этом отношении.

Дошкольная педагогика рассматривает семью как субъект воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на значении семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия детского сада и семьи в образовательном процессе.

Современные родители достаточно грамотны, имеют доступ к педагогической информации, но часто они пользуются случайной литературой, бессистемно и поэтому знания у родителей хаотичны. Часто на практике встречается и такая картина: родители обладают теоретическими знаниями по вопросам воспитания и развития детей, но применить эти знания в жизни не всегда умеют. Здесь и важна помощь педагога ДОУ, который способен теоретические знания родителей перевести в практику радостного общения с ребёнком. Не секрет, что благоприятные условия развития, обучения и воспитания ребёнка – дошкольника могут быть реализованы лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи. Сотрудничество воспитателей и родителей помогает лучше узнать ребёнка, а узнав, направить общие усилия на его развитие. Установление контактов с родителями – дело важное и непростое, требующее внимания и такта. Для этого надо хорошо знать семью, её воспитательные возможности.

Поэтому, в 2017 году, собираясь набирать группу малышей, я начала вести работу клуба «Мамина школа» для родителей детей, которые только готовятся поступать в детский сад. Составила план работы клуба, разработала мероприятия. Очень тщательно готовилась к встрече с родителями, ведь успех собрания во многом обеспечивается его подготовкой. Подбирала музыку, оформляла выставку методической литературы, готовила пригласительные открытки, постаралась создать в группе атмосферу добра и уюта. Сначала родители смущались, но это чувство быстро сменилось интересом. Напряжение прошло, и родители включились в диалог, стали рассказывать о своих детках, о проблемах. С интересом родители отнеслись к небольшим по объему текстовым материалам, рекомендациям, советам, которые носят характер краткой памятки; ответили на вопросы анкеты «Давайте познакомимся». На эти встречи приглашались узкие специалисты и медсестра ДОУ, которые ответили на интересующие вопросы, а также дали свои рекомендации. Очень понравилась родителям экскурсия по групповой комнате и по детскому саду.

Для успешной работы с родителями я поставила перед собой необходимость решать следующие задачи:

1. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

2. Работать в тесном контакте с семьями воспитанников.

3. Приобщить родителей к участию в жизни детского сада через поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы.

Для решения задач ежегодно составляется перспективный план работы. В начале учебного года в группе проходит собрание, на котором родителей знакомлю с задачами воспитания и обучения детей на данный год, намечаем работу с родительским комитетом.

Пропаганда педагогических знаний ведется через систему наглядной агитации. В группе оформлен «Уголок для родителей», где помещается материал по вопросам воспитания и развития детей, используя рубрики: «Чем и как занять ребёнка дома», «Благодарим», «Это интересно», «Я – сам», «Давайте поиграем», «Давайте почитаем», «Наблюдения в природе», в которых помещается практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребёнок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания; информация о деятельность ДОУ; консультации узких специалистов и т.д. наглядно – информационное направление дает возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности.

В современных условиях детского сада трудно обойтись без поддержки родителей. Именно поэтому многое у нас в группе сделано руками пап и мам наших детей. Они помогли нам изготовить кукольную мебель, атрибуты к сюжетно-ролевым играм, оформить уголок дежурства. С помощью родителей группа устроена так, что каждый уголок используется для развития детей: много игрушек, «магазин», «салон красоты», «гараж», «больница». Дети могут отдохнуть в уютных креслах, сделанных руками пап. Также родители помогли с оформлением группового участка, проявили фантазию и свои дизайнерские способности: это и новая песочница, сказочный домик и столик со скамейками для отдыха, паровозик из «Ромашково» и добрая лошадка. Всё ярко раскрашено, оформлено со вкусом. В планах у родителей ещё улучшить развивающую среду участка. Помогают родители и с ремонтом игрушек, мебели, групповых комнат. Мы вместе стремимся, чтобы детям в группе было хорошо и уютно. 

Участие семей в различных конкурсах:

- на лучший рисунок «Золотая Осень», «Край в котором я живу», «Мамочка любимая моя»; 

- на поделку из природного или бросового материала «Дары Осени», «Мастерим вместе с папой», «Символ года – Собака», «Игры своими руками»;

- на газету «Бабушка любимая моя», «Генеалогическое дерево нашей семьи»; не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Родители не остаются равнодушными: собирают фотографии, рисуют, готовят вместе с детьми интересные поделки. Это помогает мне лучше узнать семьи моих воспитанников.

За много лет работы в дошкольном учреждении родители моих воспитанников принимали участие в показательных занятиях, в праздниках и развлечениях группы «Новоселье группы», «День Матери», «Новый год», «Праздник пап ко Дню Защитника Отечества», «День семьи», в семейных конкурсах поделок и рисунков, в конкурсе чтецов. С помощью родителей были созданы альбомы: «Наша группа», «Моя семья», «Все работы хороши» с фотографиями родителей на рабочем месте.

Воспитание и развитие ребёнка невозможно без участия родителей. Чтобы они стали помощниками педагога, творчески развивались вместе детьми, необходимо убедить их в том, что они способны на это, что нет увлекательнее и благороднее дела, чем учиться понимать своего ребёнка, а поняв его, помогать во всём, быть терпеливым и деликатным и тогда всё получится.

Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого и неуклонного следования выбранной цели. Я не останавливаюсь на достигнутом результате, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.

Анализ анкетирования родителей воспитанников позволяет сказать, что абсолютное большинство удовлетворены уходом, воспитанием и обучением (оздоровлением, развитием способностей и т.д.), которые получают дети в нашем детском саду, чувствуют доброжелательное отношение сотрудников к ним и их детям.

А. С. Макаренко, великий русский педагог, писал: «Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями… Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».