Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельнсти

Корнилова Ирина Владимировна, воспитатель

МБДОУ № 24 "Пчелка"

Новосибирская обл., г. Бердск


Аннотация

В статье представлено описание роли изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста. Описываются методы и способы, используемые воспитателями для развития творческих способностей современных детей на занятиях рисованием.

Ключевые слова

Изобразительная деятельность, значение педагога, воображение, дошкольники, творческие способности, продукты творчества детей.

 

«Всё, что усваивается человеком впоследствии, никогда не имеет той глубины, какой отличается все усвоенное в детские годы».                                    

                                                                                                                  К. Д. Ушинский

 

С самого раннего возраста у ребенка необходимо развивать творческие способности, так как они являются фундаментом для личностного и умственного развития. Для полноценного развития ребенку необходимо обогащение сознания ребенка новыми интересными впечатлениями, знаниями, ощущениями. При создании продуктов творчества у детей очень активно развивается воображение, мышление, чувственный зрительный и тактильный опыт ребенка при создании собственных продуктов творчества помогает запомнить алгоритм практических действий. 

Дошкольный возраст характеризуется подъемом творческой активности, увеличением потенциала усвоения знаний, формируется потребность и способность к саморазвитию. Именно в этом возрасте огромное значение имеет развитие в игре путем использования фантазии детей. Воображение детей дошкольного возраста не имеет границ, детям нравится придумывать разные истории и воплощать их в игре и изобразительном творчестве. Для родителей и педагогов очень важно не упустить этот момент и использовать его для развития детей.

Воспитатель – важнейшая и благороднейшая профессия. Именно от профессионализма, квалификации и гуманности детского педагога зависит, каким вырастет будущее поколение детей. Воспитатель – это педагог учительского труда, все те знания, что он заложит в детей, как росток прорастут в них и вырастут прекрасным здоровым деревом под названием – «личность». Очень важно при воспитании детей, чтобы педагог подавал личный пример, для этого он должен обладать определенными личностными качествами и иметь большой опыт работы с детьми, только тогда работа по воспитанию всесторонне развитой личности ребенка будет иметь успех.  Также важно проявление внимания педагога к проблемам детей и хорошая атмосфера.

Художественно-эстетическое развитие является одной из задач образовательной области по ФГОС, которая реализуется в результате самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Систематизирующим методом в художественно-эстетической деятельности является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: изобразительного, декоративного и конструктивного. Творческие способности ребенка развиваются не только с помощью изобразительного искусства, но и в процессе лепки, аппликации, конструировании. 

Применение воспитателями современного подхода к чувственному воспитанию детей стимулирует и мотивирует ребенка к созданию личного шедевра искусства. Ребенку необходим индивидуальный подход и возможность свободно реализовывать свои замыслы и фантазии, когда это присутствует в процессе создания продукта творчества ребенка, у ребенка активизируется внутреннее восприятие информации, проще и легче запоминаются новые знания и формируются практические умения. 

Педагогу по изобразительной деятельности важно в процессе работы не учитывать свои личные предпочтения и интересы, а опираться на возрастных особенностях, потребностях и умениях детей.

В дошкольном детстве происходит интенсивное развитие социальных эмоций. Создание собственных продуктов творчества позволяет ребенку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить свое отношение к ним. К тому же под воздействием процесса рисования формируются эстетические вкусы и предпочтения ребенка, происходит развитие чувства прекрасного и умение понимать и видеть красивое во всем. Развитие ребенка в процессе рисования происходит достаточно живо и приносит ему множество положительных эмоций. Когда ребенок рисует, он может фантазировать, воплощать свои идеи на бумаге, предвосхищая гордость и восхищение рисунком родителями и педагогами. При рисовании у младших дошкольников формируются представление о цвете, форме, ориентации на листе бумаги и прочие представления об окружающем мире.

Чаще всего в детском саду педагогами в обучающих занятиях используется метод дидактической игры, он позволяет удерживать внимание детей, делает занятие интересным для ребенка и обучающий процесс проходит незаметно для ребенка, знания запоминаются более естественным образом.

Развивая у ребенка творческие способности, мы развиваем внутренний духовный мир ребенка. Именно творческие люди способны видеть мир «широко раскрытыми глазами», замечать вокруг то, что для других незаметно, красоту окружающего мира, более остро ощущать эмоции окружающих людей. У творчески развитых людей всегда множество идей, они креативные и непредсказуемые, утонченные и духовно развитые, именно творческая деятельность развивает у ребенка «чувство прекрасного».

Изобразительная деятельность, соблюдая необходимые рамки, дает некоторую свободу ребенку в пределах которой они могут себя проявить, воплотить в жизнь свои фантазии и замыслы. Каждая  детская работа индивидуальна – она непременно передает душевное состояние дошкольника, именно поэтому психологами для диагностики используется продукт изобразительной деятельности ребенка.

В современном мире существует множество технических нововведений, «гаджетов», которые отвлекают ребенка от естественного развития, заменяют реальные игры виртуальными, тем самым тормозят творческое развитие ребенка, его воображение. Это очень серьезная проблема, на современном этапе все больше детей имеют проблемы с речевым и эмоциональным развитием именно из-за халатности родителей, позволяющим бесконтрольно играть в компьютер, телефон, плашет, вместо того, чтобы поиграть с детьми в реальные и интересные игры. У детей все чаще наблюдается бедность игровых ситуаций, потому что просто ребенка не научили играть в обычные игрушки. Если с ребенком играют и занимаются, то он всегда предпочтет виртуальной игре – реальную, с родителями, друзьями или педагогами.

Творческая деятельность помогает ребенку раскрыть в себе творческую личность, стать счастливым через самовыражение в искусстве, почувствовать красоту окружающей природы, мира. Через творческую деятельность множество педагогов проводят работу по социально-эстетическому воспитанию дошкольников.

Использование в работе только традиционных форм рисования не позволяют в полной мере развить полноценную творческую личность, так как они не дают полного самовыражения для ребенка, не позволяют ему реализовать все то, что родилось в воображении. Каждый ребенок по своей природе фантазер и волшебник и для того, чтобы в полной мере реализовать свой потенциал в рисовании знающими педагогами используются нетрадиционные техники рисования. Этих техник существует очень много и они постоянно пополняются креативными педагогами. Такой способ рисования дает толчок к развитию воображения, творчества, самостоятельности, инициативы, проявлению индивидуальности.

Ребенок получает возможность отразить свои впечатления от окружающего мира, передать образы воображения, воплотив их с помощью разнообразных материалов в реальные формы. Через рисование ребенок формирует в себе множество важных черт полноценной личности: формирование уверенности в себе, самоидентификации в творческой работе, целенаправленность деятельности, креативность (оригинальность).

Современное общество нуждается в нестандартных, разносторонне развитых личностях. Именно творческая деятельность позволяет воспитать такого человека.