Организованная образовательная деятельность по ФЭМП

"Математика-царица наук"

Романова Елена Николаевна, воспитатель

ДОУ №23 «Улыбка»

Московская область, г. Дубна


Цель и задачи:

• Познакомить детей откуда взялись цифры, кто и для чего придумал науку математику;

• Познакомить детей с абстрактными математическими понятиями: числом (количеством) и его символом (цифрой);

• Закреплять умение соотносить цифры с количеством предметов;

• Развивать память, внимание, воображение;

• Формировать математическое мышление;

• Укреплять интерес к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия, желание и потребность узнавать новое;

• Развивать детскую самостоятельность в решении поставленных задач;

• Развивать у детей вариативное мышление, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

• Составлять плоскостные изображения цифр из частей;

• Различать пространственные направления от себя и обозначать их словами: «вверху-внизу», «справа-слева», «над-под», между, различать правую и левую руки.

• Закреплять навык обследования геометрических форм приемом накладывания, развивать координацию движения, мелкую моторику рук, фантазию; совершенствовать зрительное восприятие, обогащать словарный запас;

Атрибуты занятия (оборудование и дидактический материал):

1. Макет Совы;

2. Фланелеграф;

3. Раздаточный материал (цифры и части цифр);

4. Наборы счетных палочек для каждого ребенка;

5. Полоски для фланелеграфа.

Ход ООД

На фланелеграфе помещены карточки с изображением цифр в беспорядке. Недалеко-макет Совы. Дети вместе с воспитателем находятся около фланелеграфа.

Воспитатель. Сегодня к нам снова прилетела Мудрая Сова из дремучего леса. Давно она к нам не прилетала-целое лето. Давайте поздороваемся с Совой и спросим, чем она нас порадует.

Мудрая Сова

Большая голова

Что нам скажешь

Что расскажешь?

Сова говорит, что в прошлом году она прилетала и видела, что вы научились считать до 10. Ей хочется убедиться, что за лето вы не разучились считать. Сова к нам долго по лесу летела и видела, что все звери в лесу занимаются в лесной школе. Также она обратила внимание, как на полянке плачут зайцы-их обидела лиса. Они трудились, разложили по порядку цифры, а лиса пробежала, хвостиком рыжим махнула и лежать теперь эти цифры в беспорядке (показывает на карточки с цифрами на фланелеграфе). Вот Сова и просит вас помочь зайцам разложить цифры по порядку. Поможем зайцам?

Дети. Поможем!

Задание «Цифры перепутались». Все цифры перепутались. 

• Какая цифра не на своем месте? (ответ детей)

• Какая цифра стоит перед цифрой 3?

• Какая цифра стоит перед цифрой 1?

• Какая цифра стоит между цифрами 3 и 5?

Воспитатель. Правильно, молодцы! Сова очень довольна вашими ответами.

Далее воспитатель говорит от имени Совы, предлагает детям посчитать. Дети считают.

Сова хвалит и благодарит детей за работу от имени зайцев.

Воспитатель. Мудрая Сова принесла вам сюрпризы и разложила на столах.

Задание-игра «Сложи цифру из частей». Дети садятся за столы и рассматривают подарки Совы. Она предлагает им сложить цифру из частей. Когда задание будет выполнено, Сова убедится, что дети не разучились узнавать цифры. Она хвалит детей и говорит: «Вы теперь стали совсем большие, знаете цифры, и я хочу рассказать, как люди научились считать».

В настоящее время существует много разных наук. Одни изучают природу, другие-человека, третьи-космос и т.д. Математика-это очень важная наука, ее называют еще царицей наук, без которой не будет развиваться ни одна другая. Так о чем же эта наука? Математика-наука о числах и фигурах. У нас в домах горит свет, работает телевизор и радио. Но все это было не всегда. У первобытных людей не было ни электричества, ни компьютеров и они даже не умели считать. Но им необходимо было определять количество добычи во время охоты или рыбной ловли, делить ее между собой. Как же быть? И, наконец, придумали: стали считать по пальцам рук.

Воспитатель предлагает одному ребенку посчитать пальцы на одной руке, а другому на двух руках. Вот так и считали древние люди. А когда не хватало пальцев на руках, они продолжали считать пальцы на ногах. Прошло еще много-много лет и в Древней Индии придумали цифры. А сейчас в нашем современном мире считают компьютеры, счетные машинки, даже в мобильном телефоне имеется калькулятор, но мы все равно должны уметь считать. 

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звезд,

Управлять машиной в поле,

Иль вести машину ввысь-

Хорошо считать учись!

Задание. Ребенок помещает цифру на фланелеграф,воспитатель спрашивает какое количество кругов нужно выложить, чтобы соответствовало этой цифре. Круги находятся на столе воспитателя, который расположен недалеко от фланелеграфа. Цифру ребенок может взять с собой-ту, которую он собирал из частей или же взять из тех цифр, которые помещены на фланелеграфе.

Далее воспитатель проводит с детьми физкультминутку:

В небе плавает луна

(плавные покачивания влево и вправо)

В облака зашла она.

Один, два, три, четыре, пять

(хлопки в ладоши)

Можем мы луну достать.

(руки вверх)

Шесть, семь, восемь, девять, десять

(хлопки над головой)

И пониже перевесить.

(руки вниз)

Десять, девять, восемь, семь

(ходьба на месте)

Чтоб луна светила всем.

(дети тихо садятся)

Воспитатель говорит, что Мудрая Сова принесла счетные палочки и разложила их на столах. Она хочет, чтобы вы научились решать задачи на смекалку. Они называются головоломки.

Первая задача. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек. Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек и положить их перед собой. Воспитатель на фланелеграфе при помощи трех полосок выкладывает треугольник. Дети на столе выкладывают из трех палочек такие же треугольники. Остается 2 палочки, но из них нельзя составить треугольник. Воспитатель заостряет внимание на то, что, если пристроить к уже готовому треугольнику слева 2 палочки, получится 2 треугольника с общей стороной. Демонстрирует детям данное действие на фланелеграфе.

Вторая задача. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек. Задание: отсчитать 7 палочек и подумать, как из них составить на столе 2 равных квадрата (пристроить справа).

После выполнения задания, воспитатель от имени Совы хвалит детей. Воспитатель: «А теперь дети хотят сделать подарок Мудрой Сове. Оказалось, что не только перепутались цифры, но и части некоторых геометрических фигур. Давайте их попробуем разобрать. Разглядите, дети, некоторые геометрические фигуры и скажите, какие из них вы знаете? (овал, трапеция, круг, треугольник). Давайте из этих геометрических фигур сложим Сове портрет? Какие геометрические фигуры вы использовали?».

Сова благодарит детей, тепло прощается с ними. Дети приглашают Сову прилететь к ним в гости.