Зеленые страницы

Давыдова Светлана Викторовна, педагог-библиотекарь

МБУ средняя общеобразовательная школа с. Павловка муниципального района Нуримановский район Республики Башкортостан

село Павловка


Цели:Воспитание бережного и уважительного отношения к природе и её

обитателям. Расширить знания детей о произведениях писателей.

Задачи: На примерах произведений писателей воспитать в детях чувство любви к природе. Углубить и обобщить знаний детей о многообразии животного мира. Привлечь к чтению научно познавательной литературы. Активизировать чтение.

 

Ход мероприятия:

Ребята, писатели бывают разные. Одни пишут про детей и про школу, другие в своих книгах описывают путешествия по разным странам, третьи сочиняют фантастические истории. А бывают такие писатели, которые пишут книги о природе и о животных. Таких писателей называют натуралистами. С помощью их книг мы отправимся в удивительный мир животных.
Конечно, любой человек любит природу. Но есть такие люди, которые наделены особым отношением ко всему живому. Природа это чувствует и делится с ними своими самыми сокровенными секретами. Такими были писатели Михаил Михайлович Пришвин, Константин Георгиевич Паустовский, Николай Иванович Сладков,Евгений Иванович Чарушин, Виталий Валентинович Бианки, Дмитрий Наркисович Мамин – Сибиряк и многие другие замечательные писатели и поэты.Виталий Бианки и Евгений Чарушин ещё и иллюстрировали свои рассказы о птицах и  зверях.

Сегодня мы проведём литературную игру-викторину «Зеленые страницы».  Для того, чтобы узнать, игроки какой команды лучше знают художественную литературу о природе, у нас есть жюри(представление жюри).

 За каждый правильный ответ и выполненное задание, оно будет присуждать вам по одному баллу. Вопросы я буду задавать по очереди каждой команде. Если команда не сможет дать правильный ответ, это право предоставляется второй команде. Если кто-то из вас будет подсказывать или выкрикивать ответ, то команда получит штрафное очко. Многие задания будут по произведениям выше перечисленных авторов, так, что кто читал тому будет проще.

1.Отгадайте по описанию, кто чем поет? (по рассказу В.Бианки «Кто чем поет?)

1.«Поднял длинный клюв, застучал, затрещал одной его половинкой о другую, - то тише, то громче, то реже, то чаще: трещотка трещит деревянная, да и только! » (Аист)

 

2.«Хвостом уперся, назад откинулся, размахнулся головой – как задолбит носом по суку! Точь-в-точь - барабанная дробь» (Дятел)

 

3.«Стала она  скрипочки налаживать. Скрипочки у неё на крылышках, а вместо смычков — длинные задние лапки коленками назад. На крыльях — зазубринки, а на ножках зацепочки.Трёт себя ножками по бокам, зазубринками зацепочки задевает — стрекочет» (Саранча)

 

 

2.В рассказе «Мышонок Пик» Виталия Бианки мышонок встретился с животными. Отгадайте, с какими:

1.«В траве шуршало. Плюх – шлеп! Кто-то скакал по траве прямо на мышонка. Чьи-то длинные, вытянутые ноги мелькнули над травой».

(Лягушонок)

 

2.«Тень покрыла мышонка. Кривые когти больно впились в его тело. По голове что-то крепко стукнуло, и Пик перестал чувствовать» (Сова)

 

3.«Сперва исчез в отверстии гнезда толстый хвост. Потом оттуда показалось два длинных мягких рога с пупырышками на концах. Потом ещё два таких же рога — только коротких. И за ними наконец высунулась вся отвратительная голова чудовища» (Слизняк)

3.«Угадай мелодию»

Нужно угадать мелодии, в которыхупоминаются животные, вспомнить название песни и спеть по возможности  один куплет.

 

1. Спой-ка с нами перепелка –перепелочка,

Раз иголка, два иголка - будет елочка.

Раз дощечка, два дощечка – будет песенка,

Раз словечко, два словечко – будет песенка.

(«Вместе весело шагать».Сл. М. Матусовского)

 

2. Малиновки заслыша голосок,

Припомню я забытые свидания,

В три жердочки березовый мосток

Над тихою речушкой без названия.

(«Малиновка».Сл. А. Поперечного)

 

3. Жил да был черный кот за углом,

И кота ненавидел весь дом:

Только песня совсем не о том,

Как не ладили люди с котом.

(«Черный кот».Сл. М. Танича)

 

4. От улыбки станет всем теплей –

И слону и даже маленькой улитке.

Так пускай по всюду на земле

Будто лампочки, включаются улыбки.

(«Улыбка».Сл. М. Пляцковского)

 

 

 

5. Где-то на белом свете,

Там где всегда мороз,

Трутся спиной медведи

О земную ось.

Мимо плывут столетья,

Спят подо льдом моря,

Трутся об ось медведи –

Вертится земля.

(«Песенка о медведях» Сл. Л. Дербенева)

 

6. В траве сидел кузнечик,

В траве сидел кузнечик,

Совсем как огуречик,

Зелененький он был.

(«Песенка про кузнечика».Сл. Н. Носова)

 

4.Соедините прямыми линиями название рассказа или повести о природе и имя его автора.   «Кладовая солнца» М. М. Пришвин

«Первая охота»В. В. Бианки

«Медведь – рыбак» Е. И. Чарушин

 «Серая шейка» Д. Н. Мамин - Сибиряк

«Капалуха»  В. П. Астафьев

 «Барсучий нос»  К. Г. Паустовский

 

4. Из каких произведений взяты отрывки? Назовите их авторов.

1.« Это был кот, потерявший всякую совесть, кот – бродяг и бандит. Звали его за глаза Ворюгой.Он воровал всё: рыбу, сметану, мясо и хлеб. Однажды он даже разрыл в чулане жестяную банку с червями. Их он не съел, но на разрытую банку сбежались куры и склевали весь наш запас червей»

(К. Г. Паустовский, «Кот Ворюга»).

2.«Раз было у нас – поймали мы молодого журавля и дали ему лягушку. Он её проглотил. Дали другую – проглотил. Третью, четвёртую, пятую, а больше лягушек у нас под рукой тогда не было»(М. М. Пришвин, «Журка»).

3. «…Нарочно для Зиночки принес я разных чудесных трав по листику, по корешку, по цветочку: кукушкины слезки, валерьянка, петров крест, заячья капуста. И как раз под заячьей капустой лежал у меня кусок черного хлеба…»  (М.Пришвин «Лисичкин хлеб».)

 

 

 

5. Угадайте, о каком литературном герое говорится:

а) человек, спасший зайцев во время весеннего паводка, - … (Дедушка Мазай; Н. А. Некрасов, «Дедушка Мазай и зайцы»);

б) зверь, спасший старика от лесного пожара, показав ему выход из горящего леса, - … (заяц; К. Г. Паустовский, «Заячьи лапы»);

в) домашний питомец, помогший выбраться из болота мальчику, который отправился за клюквой, - … (собака Травка; М. М. Пришвин, «Кладовая Солнца»).

6. «Узнай сказку по иллюстрации»

1.В.Бианки «Мышонок Пик»

2.Всеволод Михайлович Гаршин «Лягушка-путешественница»

3. М.Пришвин «Лисичкин хлеб»

4. Д.Мамин-Сибиряк «Серая шейка»

5. Павел Петрович Бажов «Серебряное копытце»

6. Владимир Григорьевич Сутеев «Грибок-теремок»

 

 

7. «Загадки о природе»

     Послушайте загадки. Отгадывают команды по очереди.

1. Идёт, а ног нет,
Лежит, а постели нет,
Лёгкий, а крыши ломит.
Ответ: Снег

 

2.Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.(Вода)

 

 

 

3. Друг за другом ходят гномы:
На одном — кафтан зеленый,
В белый плащ другой одет,
Третий листья взял в букет,
А четвертый с солнцем дружит,
Ходит с зонтиком по лужам.
Водят за собой погоду,
Каждый гном тот — … (время года)

 

4. Что вверх корнем растет? (Сосулька)

5. В огне не горит,

В воде не тонет. (Лед)

6. Что на свете всех жирнее? ( Земля )

 

8.«МЫ С ВАМИ ГДЕ-ТО ВСТРЕЧАЛИСЬ», ИЛИ КТО ЕСТЬ КТО?

Узнайте по имени литературных и сказочных животных, птиц, насекомых (1 очко). Можно получить дополнительные очки, если сумеете назвать автора (1 очко) и название произведения (1 очко).

Вопросы

1. Гена (Крокодил    Э. Успенский «Крокодил Гена»)

2. Тяни-Толкай («Конь» с двумя головами     К. Чуковский «Доктор Айболит»)

3. Рикки-Тикки-Тави (Мангуст    Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави)

4. Господин Нильсон (Обезьянка   A.Линдгрен «Пеппи Длинный Чулок»)

5. Каа (Удав   Р. Киплинг «Маугли»)

6. Матроскин (Кот   Э. Успенский «Дядя Федор, пес и кот»)

7. Карудо (Попугай  К. Чуковский «Доктор Айболит»)

8. Серая Шейка (Уточка   Д. Мамин-Сибиряк «Серая шайка»)

9. Шушара (Крыса     А. Толстой «Золотой ключик»)

10. Тортила (Черепаха    А. Толстой «Золотой ключик»)

11. Кенга (Кенгуру А.    Милн «Винни-Пух и все-все-все»)

12. Чандр (Лев    Э. Успенский «Крокодил Гена»)

 

 

9.УЗНАЙ ЖИВОТНОЕ

Ведущий зачитывает описание животного. Задача: определить, кто это, без подсказки или с подсказкой на выбор (от 4 до 2 баллов).

1. Гнездо, которое строит зверек, называется гайно. Сначала он сплетает из толстых веток и прутьев основание, затем делает стены, а сверху — крышу. Дома у зверька тепло и чисто. Внутри свое жилище хозяйка выстилает мхом, лишайником, сухими травинками, листьями и шерстью. В таком гнезде обычно один или два входа, которые в сильные морозы хозяйка затыкает сухим лишайником.

Подсказка. Зимой этот зверек серый, летом — рыжий. На кончиках ушей — длинные кисточки, пушистый хвост красиво выгнут за спиной.

Белка.

2. Французский натуралист Жорж Луи Бюфффон так охарактеризовал это животное: «Мерзкий лик, дикий вид, устрашающий голос, невыносимый запах, коварный нрав».

Подсказка. Этого зверя называют санитаром леса.

Волк.

3. Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное — зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест он очень много. Обычно за ночь съедает столько, сколько весит сам. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей.

Подсказка. Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.Ёж.

4. У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень легко — так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами.

Подсказка. Его считают большим трусишкой. Заяц.

5. Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, имеет острые зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шашками. Этот танец получил название «Фокстрот». Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами.

Подсказка. Убегать от преследователей помогает рыжий пушистый хвост, которым он заметает следы. Лиса.

6. Этот зверь очень подвижный и ловкий: может быстро бегать, делать большие прыжки, влезать на деревья и плавать. В гору бежит быстрее, чем по равнине. По лесу шагает осторожно, старается не шуметь, ноги ставит немного вовнутрь.

Подсказка. Его считают неуклюжим сладкоежкой.Медведь.

 

10.Конкурс «Найди меня».
Сейчас каждая команда получит по четыре двустишия. В каждом из них нужно за одну минуту отыскать «спрятавшееся» животное.
1. Где ноты – там и птицы! –
Так думают лисицы. (Еноты)
2. Казалось, всё вокруг в огне –
Такой уж сон приснился мне.(Лось)
3. Мочи ж нет терпеть всё это боле!
Эй, хозяин! Птиц на волю! (Чиж)
4. Козе братишка шлет привет:
«Сестричка, жду тебя я на обед!» (Зебра)
5. Клоп -- он и в Африке клоп! –
Сказал мне как-то кашалот. (Пони)
6. Цап лягушка комара!
Вот и кончилась игра! (Цапля)
7. Росой как-то утром я умывалась ... .
Чистой стала! На щечках румянец! (Сойка)
8. Как обрадовал меня
Милый брат средь бела дня! (Кобра)
9. Мокро так, что нет уж сил!
Сколько ж дождь воды налил?! (Крот)
10. Дамы шьют иголками
Очень-очень колкими. (Мышь)
11. С горы скатившись, мальчик
Поранил себе пальчик. (Скат)
12. Купил моток отличной нитки.
Теперь сижу и шью ботинки. (Кот)
13. Масло несвежее ел я вчера –
Вот от чего болит голова! (Слон)
14. Астра успешно в саду зацвела.
Как же сильно был рад я тогда. (Страус)
15. На-ка, банку подержи!
Стой! Куда ты? Подожди! (Кабан)
16. Косарь очень долго ныл:
Косу рок мою сломил! (Сурок)

 

 

11.Конкурс «Устами младенца, или Знакомые незнакомцы».
Ведущий. Необходимо отгадать, о каком растении идет речь ниже. Если отгадываете сразу - получаете четыре балла, используете подсказки – число баллов уменьшается соответственно на столько, сколько подсказок затрачено.

Вопросы для первой команды:
1. Оно всегда зеленое или голубое.
2. Из него делают струнные музыкальные инструменты.
3. Зимой птицы на нем строят гнезда и высиживают птенцов.
4. Оно теневыносливое. В таком лесу всегда темно, сыро и много лишайников. (Ель)

Вопросы для второй команды:
1. С его цветков получается самый лучший мед.
2. Из него делали ложки и лапти.
3. Цветет летом и очень душистое.
4. Отвар цветков незаменим при простуде. (Липа)

Вопросы для третьей команды:
1. Оно выделяет фитонциды, убивающие болезнетворные бактерии.
2. Из него самые лучшие дрова.
3. В апреле из него получают сок.
4. Это самое любимое русское дерево. (Береза)

12.Конкурс-викторина «Экологический калейдоскоп».
Задача каждой команды – набрать максимальное число баллов за минуту, ответив правильно на предложенные вопросы.

Вопросы для первой команды:
1. Дикая полосатая лошадь? (Зебра)
2. У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)
3. Хвостом виляет, зубаста, а не лает? (Щука)
4. Как называются плоды тыквы или огурца? (Ягода)
5. Назовите «домашних» насекомых. (Пчелы, тутовый шелкопряд и т.д.)
6. Кит – рыба или животное? (Морское млекопитающее)
7. Из какой страны Петр I привез в Россию картофель? (Из Голландии)
8. Какая птица прилетает к нам с севера? (Снегирь)
9. Растет ли дерево зимой? (Нет)
10. Какая рыба по внешнему виду напоминает шахматную фигуру? (Конек)
11. Что птицам страшнее зимой: холод или голод? (Голод)
12. Самое крупное млекопитающее? (Синий кит)
13. Дышит ли цыпленок в яйце? (Да)
14. У какого животного дикий образ? (У дикобраза)
15. В лугах, в полях – сестрички–белые реснички? (Ромашки)
16. Родина помидоров? (Америка)
17. Сколько ног у мухи? (Шесть)
18. Черный барс? (Пума)
19. Какой овощ напоминает космическую тарелку? (Патиссон)
20. Как называется колючее пустынное растение? (Кактус)

Вопросы для второй команды:
1. Самое крупное наземное животное? (Слон)
2. Сколько ног у паука? (Восемь)
3. «Царица» цветов? (Роза)
4. Из древесины какого дерева делают спички? (Из осины)
5. У кого шея имеет больше позвонков: у свиньи или у жирафа? (Одинаково)
6. Что ест зимой еж? (Ничего, спит)
7. Ископаемый слон? (Мамонт)
8. Хищная пресноводная рыба? (Щука)
9. Глаза на рогах, а дом на спине? (Улитка)
10. Какой зверек спит всю зиму головой вниз? (Летучая мышь)
11. Северная ездовая и охотничья собака? (Лайка)
12. Что в хлебе родится, а есть не годится? (Василек)
13. "Короткохвостый" рак? (Краб)
14. Южноамериканское млекопитающее, обычно висит на ветвях вниз головой? (Ленивец)
15. На сучках висят шары – посинели от жары? (Слива)
16.Название какого цветка происходит от слова «звезда»? (Астра)
17. Кто первый землю пашет? (Червяк)
18. Кто родился с бородой? (Козел.)
19. В кого превратился гадкий утенок Х.К. Андерсена? (В лебедя)
20. Какую траву узнают даже слепые? (Крапиву)

Вопросы для третьей команды:
1. Какую птицу называют пернатой кошкой? (Сову)
2. Хобот слона – это его …? (Нос)
3. Основная еда гиен? (Падаль)
4. Как называют лист лука? (Перо)
5. Какое хвойное дерево ежегодно осыпается, меняя свои иголки? (Лиственница)
6. Ловчая сеть паука? (Паутина)
7. Какую траву любят кошки? (Валериану)
8. На какой цветок надет белый пушок? (Одуванчик)
9. Самая маленькая птица? (Колибри)
10. Чем гиппопотам отличается от бегемота? (Ничем, это одно и то же животное)
11. Косой ли заяц? (Нет)
12. Весной или летом цветет сирень? (Весной)